Миллионы людей перешли на удаленную работу из-за распространения коронавируса. Интернет-трафик в странах, принявших меры, чтобы остановить пандемию, вырос в разы. Пока эксперты уверяют, что бесперебойной работе интернета ничего не угрожает. В то же время популярные видеохостинги попросили отключить трансляции в высоком качестве, чтобы не тратить драгоценный ресурс зря, а в работе YouTube уже произошел масштабный сбой. Как коронавирус повлиял на интернет и стоит ли бояться глобального отключения, разбиралась «Лента.ру»
Самоизолировались
В странах с наибольшим количеством зараженных ввели обязательный карантин. Там, где эпидемиологические масштабы не так впечатляющи, людям порекомендовали оставаться дома. Массовые мероприятия по всему миру отменены, бары, рестораны, клубы и спортивные залы во многих странах закрыты. Самоизоляция высвободила огромное количество времени даже у тех, кому приходится работать из дома. Однако потратить его можно только в пределах квартиры.
Несмотря на многочисленные памятки о том, чем заняться на карантине, которые списывают друг у друга блогеры разной степени известности, способов провести досуг оказалось не так много, и большая часть из них так или иначе связана с интернетом. Даже звонки близким, которые самоизолировались в другой квартире, обычно совершаются через интернет: люди все чаще предпочитают общаться по видеосвязи или созваниваться через мессенджеры, чтобы не платить за минуты разговора. «Количество людей, которые остаются дома (чтобы работать или просматривать разный контент), возможно, выше, чем когда бы то ни было в истории», — пишет New York Post.
Интернет-компании подтверждают, что трафик за последние дни действительно существенно вырос. Например, представители компании Cisco зафиксировали беспрецедентный рост на их платформе для онлайн-конференций Webex. По их данным, только за сутки с помощью Webex было проведено 3,2 миллиона рабочих встреч. А по данным компании Akamai, глобальный интернет-трафик за последнее время вырос на пятьдесят процентов.
В Сиэтле, одном из первых американских городов, столкнувшихся с коронавирусом, рост составил 40 процентов. «Выросли даже объемы ночного трафика, они приблизились к дневным показателям января», — предупреждают в компании CloudFlare. Интернет-эксперт Блэр Левин (Blair Levin) добавляет, что в Италии трафик вырос на 70 процентов, во Франции — на 30 процентов. Нидерландская компания Amsterdam Internet Exchange зафиксировала 12-процентный рост с начала карантина. А немецкая DE-CIX сообщила, что каждую секунду передает девять терабайт трафика, причем большая его часть приходится на видео.
Куда уходит трафик
Офисная работа тоже подразумевает активное использование интернета, однако карантин существенно изменил подход к нему. Например, встречи, которые раньше проводились в кабинетах, сейчас превратились в интернет-конференции. Кроме того, запертыми дома оказались и те люди, чья работа не связана с компьютером. Они играют в онлайн-игры, смотрят сериалы и порно. Только на Pornhub ежедневный трафик по сравнению с концом февраля вырос на 11,6 процента. При этом компания взяла на себя определенную социальную ответственность: для стран, которые больше всего пострадали из-за коронавируса (например, Италии и Испании), они организовали бесплатный премиум-доступ.
«Представьте семью из двух взрослых, которые работают удаленно, и их детей, которые учатся онлайн. Требования к трафику растут», — рассказал New York Post бывший глава Федеральной комиссии по связи США Том Уилер (Tom Wheeler).
Во многих странах школы тоже ушли на удаленку, в некоторых российских вузах ввели карантин. Проблему онлайн-обучения каждый решает по-своему: кто-то общается со студентами по видео, а кто-то в групповых чатах. Их создают даже преподаватели физкультуры: некоторые из них требуют от студентов отмечать свое присутствие в чате и присылать подтверждение того, что упражнения действительно были сделаны. Некоторые школы в России тоже закрылись на карантин, а в Москве с 21 марта по 12 апреля отменены занятия. При этом каждое учебное заведение в этой ситуации поступит по-своему. «Лента.ру» пообщалась с учителями из нескольких московских школ. В одной из них педагогов обязали записать видеолекции для детей и выложить их на YouTube. В другой планируют использовать видеоконференции и GoogleDocs для дистанционного обучения.
На фоне массовой отмены концертов и мероприятий знаменитости тоже уходят в онлайн. Пианист-виртуоз Денис Мацуев устроил концерт для пользователей «ВКонтакте» и «Одноклассников», группа «Би-2» пообещала бесплатно выступить на Okko, а Робби Уильямс спел для поклонников в Instagram.
Первые сбои
Делать долгосрочные прогнозы о влиянии коронавируса на интернет пока рано, однако активное использование видеосервисов уже привело к первым сбоям. 20 марта сайт Downdetector зафиксировал проблемы в работе YouTube на территории России. В основном проблемы коснулись жителей центральной и южной части страны. На проблемы с доступом к видеохостингу пожаловались жители Москвы, Казани, Краснодара, Воронежа и других городов.
Еврокомиссар по вопросам внутреннего рынка Тьерри Бретон (Thierry Breton) попросил стриминговые сервисы снизить качество видео, чтобы предотвратить проблемы с интернет-соединением. Корпорация Alphabet, владеющая YouTube, решила последовать рекомендациям политика и приняла решение ухудшить качество роликов. Теперь по умолчанию пользователи будут смотреть контент в стандартном качестве вместо высокого. Ожидается, что это поможет уменьшить нагрузку на интернет и замедлить рост трафика. На такие же меры пошел стриминговый сервис Netflix. Они снизили скорость передачи данных в Европе. Ожидается, что трафик непосредственно Netflix это сократит на 25 процентов. Обе компании приняли такие меры минимум на месяц.
Бретон обратился и к обычным пользователям. «Чтобы победить COVID-19, мы остаемся дома. Телевидение и стриминговые сервисы помогают нам, но это может привести к перегрузкам», — написал он в Twitter и призвал людей переключать качество на стандартное тогда, когда нет необходимости в HD.
Другие крупные европейские компании тоже не остались в стороне от проблем, которые поставила принудительная или добровольная изоляция. Правда, их меры помогают скорее пользователям и не предотвращают рост трафика. Во Франции оператор Orange пообещал бесплатную месячную подписку на телевизионный сервис для детей, а также обеспечил абонентов дополнительным объемом трафика. Правда, эта же компания в Испании объединилась с местными операторами и попросила пользователей внести коррективы в привычное онлайн-поведение. В частности, испанцам порекомендовали звонить по стационарным, а не мобильным телефонам, если это возможно, чтобы снизить нагрузку на сети. Бельгийский оператор Proximus тоже раздал пользователям дополнительный мобильный трафик, а компания Vodafone сделала доступ к сайтам с медицинской информацией бесплатным.
Карантин по-российски
Карантин из-за коронавируса повлиял и на ситуацию с интернетом в России. Представитель МТС Алексей Меркутов рассказал, что в Москве с понедельника по четверг к их домашнему интернету подключилось на 20 процентов больше пользователей, чем за стандартную рабочую неделю. Об увеличении числа новых абонентов сообщили и «Ростелеком», и «Вымпелком», для них рост в Москве составил 24 процента, а в целом по стране «Вымпелком» заключил на 17 процентов контрактов больше обычного.
Рост числа пользователей домашнего интернета связывают с массовым переходом сотрудников на удаленку. Новые абоненты — это в основном жители спальных районов, да и операторы больше не фиксируют привычную дневную миграцию интернет-трафика в зоны деловой активности.
При этом с 16 марта, по словам Меркутова, среднесуточный трафик в сетях МТС в спальных районах Москвы вырос на восемь процентов. Гендиректор провайдера Diphost Филипп Кулин предупреждает, что домашние сети могут не выдержать возросшей на них нагрузки.
Как не сломать интернет
Многим казалось, что уничтожить интернет можно только физически уничтожив все элементы единой сети, что уже давно не представлялось воплотимым в жизнь сценарием. Сегодняшний вызов выглядит совершенно иначе. Пока провайдеры справляются с возросшей нагрузкой, и многие из них настроены весьма оптимистично. «Даже если трафик вырастет в два раза, мы все еще будем в состоянии легко это перенести», — утверждают в голландской интернет-компании Amsterdam Internet Exchange.
«Мы расширяемся так быстро, как это возможно», — рассказал исполнительный директор Cisco Чак Роббинс (Chuck Robbins). Он добавил, что многие сотрудники компании сейчас работают сверхурочно, ведь на принадлежащую Cisco платформу для видеоконференций Webex легла большая нагрузка: только за первые одиннадцать дней марта пользователи групповых звонков суммарно потратили на общение 5,5 миллиарда минут. А Блэр Левин добавляет, что сейчас ситуация с доступом к высокоскоростному интернету куда лучше, чем была десять лет назад.
Единственное, в чем безоговорочно сходятся все интернет-эксперты, так это в том, что «трафиковое поведение» пользователей изменилось. Теперь они чаще устраивают видеоконференции и видеозвонки, еще более активно смотрят Netflix, YouTube и играют в онлайн-игры, то есть делают все, чтобы помочь протестировать интернет на прочность.
Зачем это нужно? Это позволит предотвратить распространение вирусов и других болезнетворных микроорганизмов. Если при кашле или чихании прикрывать нос и рот рукой, микробы могут попасть на ваши руки, а затем на предметы или людей, к которым вы прикасаетесь.
— информация о коронавирусе на сайте Роспотребнадзора здесь;
— ответы Роспотребнадзора на самые популярные вопросы о коронавирусе здесь;
— подробный раздел на сайте Минздрава здесь;
— телефон скорой помощи: 03, 103 (для звонка с мобильного телефона);
— горячая линия Роспотребнадзора: 8-800-555-49-43;
— горячая линия Роструда: 8-800-707-88-41;
— горячая линия Департамента здравоохранения Москвы: +7 (495) 870-45-09.
Источник: Всемирная организация здравоохранения