Этого ремейка ждали 15 лет, и после всех слухов, сокращений, переносов и даже скандалов вокруг уменьшения груди героини Final Fantasy VII Remake вышла и не разочаровала. «Лента.ру» рассказывает о том, как ремейк легендарной ролевой игры конца девяностых вышел как раз в тот момент, когда всему миру нужно немного ностальгии.
На железнодорожный вокзал города Мидгар прибывает боевая ячейка экотеррористической организации «Лавина». Возглавляет отряд чернокожий гигант Баррет с шестиствольным пулеметом вместо руки. Темная лошадка группы — молчаливый и угрюмый наемник Клауд, бывший член элитных вооруженных сил под названием SOLDIER. За плечами Клауда меч в человеческий рост, в глазах смятение — SOLDIER всю историю своего существования служили корпорации «Шинра», а «Лавина» приехала взрывать один из их энергетических реакторов.
Обстановка накаляется: на станции срабатывает тревога, охрана «Шинры» пытается остановить «Лавину», а Баррет открыто провоцирует Клауда: «Ну что, псина, ты будешь служить своему старому хозяину или все-таки начнешь кусаться?» Через час генератор взлетит на воздух, а Клауд вместе с членами «Лавины» отправятся в бега через городские трущобы.
С этих событий 23 года назад начиналась одна из лучших игр в истории. С них же начинается одно из лучших приключений 2020-го.
В 1987 году тридцатилетний геймдизайнер Хиронобу Сакагучи собирается бросить игровую разработку и уйти в преподаватели. Компания Square, в которой он работает, постепенно готовится к закрытию — последние несколько выпущенных игр не продаются ожидаемыми тиражами, и банкротство уже отчетливо проглядывается на горизонте финансовых прогнозов. «Лебединой песней» Сакагучи как разработчика и Square как компании становится ролевая игра, по случаю названная Final Fantasy. Разрабатывает «Последнюю фантазию» маленькая команда внутри Square из семи человек, где Сакагучи предоставлена полная креативная свобода — боссы Square, как и герой одного из лучших мемов последнего десятилетия, никому не верят и ничего не ждут.
«Фантазия», как скажет вам любой человек, мало-мальски связанный с видеоиграми, окажется совсем не «последней». Игру Сакагучи за следующие 30 лет переиздадут около 20 раз, включая версии для всех мобильных платформ и портативных приставок. У Final Fantasy будет 14 номерных продолжений практически никак не связанных как друг с другом, так и с первой частью, несколько десятков игр-ответвлений (как полностью самостоятельных, так и продолжающих основные), полдюжины полнометражных фильмов, десятки часов мультсериалов и томов манги, а также, как это ни странно, три радиопостановки, датированных 2003 годом.
История видеоигр насчитывает несколько случаев, когда одна игра спасала компанию от банкротства, но Книга рекордов Гиннесса знает только одну серию из 87 игр, объединенную одним названием.
Никто не сможет в один абзац объяснить, почему именно седьмая часть Final Fantasy стала культовой игрой с суммарным тиражом 10 миллионов экземпляров, превратив первую PlayStation в главную приставку десятилетия и получив все мыслимые и немыслимые награды.
Но попытаться стоит: Final Fantasy VII стала первой большой трехмерной японской RPG с гигантским игровым миром, построенной на дизайнерском стыке индустриального дизель-панка и высокого фэнтези. В ней было много интересных и запоминающихся персонажей, множество любопытных игровых ситуаций, захватывающий сюжет, поднимающий вопросы классовой борьбы и заботы об окружающей среде, и интересная боевая система. А еще там можно было призывать рыцарей круглого стола на поле боя, ездить на мотоцикле, переодеваться в женщину и кататься на местном виде страусов — чокобо.
Ничего из этого подростки конца девяностых не замечали. Слова вроде «захватывающий сюжет» или «классовая борьба» просто не приходили им в голову. Всеми правдами и неправдами раздобыв бежевую PlayStation, они вместо того, чтобы кружить по трассам в Gran Turismo или тренировать комбо в Tekken 3, пропадали из жизни на долгие месяцы, прибывая все как один на тот самый вокзал Мидгара вместе с членами «Лавины».
Слово «культовый» тоже не совсем полностью отражало ситуацию: история российской игровой прессы знает как минимум один великий игровой журнал, который в ту пору писал почти исключительно о FFVII, а автор этих строк знает не менее полдюжины человек, которые начали учить английский, только чтобы понять, о чем говорят угловатые человечки из телевизора. Ситуация почти дословно повторится в 2020 году — у ремейка нет русского перевода ни в каком виде, из-за чего русскоязычные игроки начнут писать возмущенные комментарии в социальных сетях вместо того, чтобы заказать учебник Голицынского.
В 2005 году Sonу продемонстрировала графическую мощь PlayStation 3, воссоздав на ней вступление игры — то самое прибытие поезда. Это даст почву для слухов о том, что где-то внутри Square готовится полный ремейк величайшей игры позапрошлого поколения — с современной графикой и обновленными механиками. Разработку подтвердят ровно через десять лет — Square (к этому моменту уже Square Enix) действительно планирует выпустить полностью воссозданную с нуля Final Fantasy VII. Акции компании взлетят до уровня докризисного 2008 года, трейлер ремейка на YouTube посмотрят более 10 миллионов раз. Ждать выхода игры останется еще пять лет.
За это время всплывет достаточно много неприятных сюрпризов. Помимо прочего, окажется, что в игре будет воссоздано лишь вступление игры — первая глава, разворачивающаяся в Мидгаре. В оригинальной игре она занимала 3-5 часов в зависимости от темпа игрока. Это вызовет преимущественно скепсис: если на воссоздание первых четырех часов игры разработчикам потребовалось столько времени, то воссозданную полностью седьмую часть мы увидим только на PlayStation 10?
На этом потрясения для игроков не кончатся: во время разработки у одной из центральных героинь заметно уменьшат размер груди. В ответ на эти изменения авторы получат множество сообщений от благодарной аудитории, в которых последовательно будут употребляться слова «канон», «Библия», «Коран», «святое», «убить», «сжечь» и другая лексика, более свойственная религиозным экстремистам.
Final Fantasy VII Remake (именно так официально называется игра 2020 года) выглядит неоднозначно. Ролики и неигровые сцены больше всего похожи на то, что, предположительно, покажет нам Sony ближе к июню в качестве графики PlayStation 5. В то же время игра осыпает экран искрами и эффектами на уровне красивейших игр поколения: Horizon: Zero Dawn или God of War. Тем не менее в некоторых сценах графика делает шаг (или даже два) назад во времена PS3.
Но текстуры и графика беспокоят игрока первые часа три. Там, где оригинальная «семерка» выпускала игрока за пределы города в открытый мир, ремейк только-только берет разгонную скорость. Оказывается, что за пятилетку разработки из вступительной четырехчасовой главы удалось собрать вполне самостоятельную историю на 30-40 часов, без внезапного финала с обещанием продолжения через еще пять лет и других особенностей эпизодических игр.
Во-первых, в 1997 году даже на трех дисках не поместилась озвучка персонажей — судьбы персонажей, городов, компаний и планеты в FFVII подавались скупым текстом в окошках. FFVII Remake окошки не нужны — абсолютно все герои, главные или праздно кучкующиеся по улицам, озвучены. Во-вторых, разработчики переписали практически заново все сюжетные фрагменты и перерисовали все локации заново — в итоге, грубо говоря, многие эпизодические сюжетные фрагменты из оригинала в ремейке превращаются в полновесные и продолжительные истории.
Осовременить удалось не только сюжет, но и саму игру. В оригинале драться предлагалось через неочевидный гибрид реального времени и пошагового боя — выглядело это довольно скучно, но в играх 1997-го было вообще мало веселого по нынешним меркам. Ремейк отказывается от пошаговости окончательно и больше всего напоминает немного усложненный бой «Ведьмака» или Assassin's Creed Odyssey — махать мечом, исполняя сложные комбо в прыжке, словно в Devil May Cry, можно хоть до потери сознания, но уже первого босса игры нельзя победить, не научившись использовать активные паузы, особые атаки, магию стихий и базовую тактику.
Можно потратить абзац или два, расхваливая музыку, дизайн, постановку роликов и недоумевая, как удивительно органично сегодня выглядит типичный сценарий японской RPG из 1997 года, где одновременно уживаются легкий флирт, тяжелая шекспировская драма, дурацкие шутки ниже пояса, солдатский долг, предательство, корпоративный шпионаж, классовое неравенство и необратимые климатические изменения. Да, Final Fantasy VII действительно удалось высказаться в 1997-м по темам, сюжетам и вопросам, которые за последний год были подняты в оскароносных «Паразитах», кинофильме «Платформа» и лучших играх недавнего времени — полицейском боевике Astral Chain и ролевой игре The Outer Worlds.
В 2012 году испанский культуролог Елена Ольет-Альдея в своем эссе отметила, что после экономического кризиса 2008 года мир, приняв неопределенность будущего и шаткость любого настоящего, взял на вооружение ностальгию в кино и массовой культуре как механизм психологической разгрузки. Взглянув на список выпущенных за последние 12 лет киноремейков и ремастеров популярных серий игр, с этим трудно не согласиться. Что там говорить, Ольет-Альдея, сама того не зная, предсказала возвращение на экраны «Звездных войн», а также съемки «Очень странных дел» и «Первому игроку приготовиться», описав поп-культуру десятых как спасение от неприятностей турбулентного настоящего в ценностях стабильного прошлого.
В разгар глобальной пандемии и неминуемого глобального экономического кризиса, который за ней последует, хочется (возможно, напоследок, чтобы набраться сил) поностальгировать по-крупному, изо всех сил. Например, отправиться в тщательно воссозданный мир видеоигры из далекого детства, когда рядом с приставкой лежали взятые в прокате кассеты с «Людьми в черном», «Звездным десантом» и «Пятым элементов», по «Русскому радио» играли первые популярные песни «Мумий Тролля» и Земфиры, а в новостях рассказывали про овечку Долли и принцессу Диану.