Интернет и СМИ
00:06, 24 апреля 2020

Вирусная доля Коронавирус нанес мощный удар по мировой экономике. Но кто научился на нем зарабатывать?

Алексей Глинкин (Редактор отдела «Интернет и СМИ»)
Фото: Diomedia

Нет никаких сомнений в том, что пандемия COVID-19 разделила мир на «до» и «после» как с культурной, так и с экономической точки зрения. Эксперты предрекают болезненное и затяжное восстановление для всей мировой экономики. Однако не все сегменты рынка так болезненно преодолевают кризисное время. Наоборот — продажи в интернете переживают небывалый подъем. Почему карантин навсегда изменит рынок и чему остальным предпринимателям стоит поучиться у отрасли онлайн-продаж — в материале «Ленты.ру».

До бури

Рынок электронной коммерции в России чувствовал себя уверенно еще до пандемии коронавируса и рос с опережением трендов. По данным Ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК), в 2019 году этот сегмент экономики принес в российский бюджет 4,173 триллиона рублей — это на 20 процентов больше, чем годом ранее. Хотя эксперты не ожидали, что объем продаж превысит 15 процентов.

Рынок e-commerce переживал расцвет. Прирост обусловили маркетплейсы, которые год от года все множатся и множатся, наперебой предлагая потребителю все более комфортные условия доставки и широкий ассортимент. Только за последние несколько лет в стране запустились Tmall, Joom, «Беру», Goods.ru, «Сбермаркет» и многие другие.

Не ослабили хватку и лидеры рынка. Самый крупный фэшн-ретейлер России (а по некоторым подсчетам — и мира) Wildberries в 2019 году увеличил оборот почти вдвое — до 223,5 миллиарда рублей, после чего единоличная владелица магазина Татьяна Бакальчук ворвалась на вершину рейтинга богатейших женщин России, сместив оттуда бывшую владелицу девелопера «Интеко» Елену Батурину. За 12 месяцев компания Бакальчук выполнила 164 миллиона заказов, увеличив число поставщиков с 9 до 19 тысяч (сейчас их 26 тысяч). Гигант расширяет географию: помимо России, Wildberries обслуживает покупателей Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Армении, а с начала 2020-го вышел на рынок Польши.

Коронавирус благотворно повлиял на доходы онлайн-ретейлера. Только за первый квартал этого года оборот компании взлетел вдвое и составил 75,3 миллиарда рублей. А в апреле по сравнению с показателем предыдущего года число клиентов выросло в три раза. Фэшн-сегмент до сих пор играет ведущую роль в обороте компании (58 процентов), однако серьезный рост наблюдается и в других категориях. Например, во время пандемии клиенты стали гораздо чаще заказывать инструменты (плюс 1666 процентов), продукты питания (плюс 850 процентов), товары для здоровья (плюс 1064 процента) электронику и бытовую технику (плюс 255 процентов) и товары для дома и дачи (плюс 178 процентов).

О головокружительных продажах в 2019 году отчитывался и другой ретейл-гигант — интернет-магазин Ozon. В 2019 году компания зафиксировала рекордный рост выручки — на 93 процента, увеличив оборот до 80,7 миллиарда рублей. Успех ресурса обеспечен тем, что Ozon в три раза расширил ассортимент и запустил специальные сервисы для клиентов, уверены в компании. Под спецпредложением подразумевается ежемесячная подписка на Ozon.Premium. Частым пользователям сайта предлагают заранее оплатить доставку на год, полгода или 3 месяца вперед, разумеется, на условиях дисконта. Обладателям подписки также делают специальные скидки на определенные товары и дают больше дней на возврат товара.

Пример еще одного крупного игрока — маркетплейса «Беру» — показывает, что место на рынке найдется для всех. Запустившийся в 2018 году «Беру» стал частью группы компаний «Яндекс-маркет» — альянса «Яндекса» и «Сбербанка». Руководство компании отмечает, что в 2019 году выручка группы выросла в два с половиной раза по сравнению с 2018 финансовым годом — расчетный товарооборот сервиса составил 200 миллиардов рублей.

Миллионы заказов в неделю

Несмотря на пагубные последствия коронавируса для мировой экономики, отдельные ее сегменты ощутили заметный рост. Только за март-апрель оборот электронной коммерции в России увеличился на 30-35 процентов, отмечает председатель комитета по развитию электронной торговли Торгово-промышленной палаты (ТПП) РФ Алексей Федоров.

Наиболее заметные результаты у фудтеха — сервисов по доставке продуктов и готовой еды. Объясняется это просто — россиянам приходится сидеть дома на самоизоляции, поэтому они вынуждены использовать онлайн-приложения для оформления заказов. Поэтому 11-12 апреля, когда президент РФ объявил о «каникулах» до конца мая, спрос на доставку вырос на 10-30 процентов.

Отрасль ощутила быстрый рост за небольшой промежуток времени, подтверждает президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Артем Соколов в разговоре с «Лентой.ру». «В условиях, когда сотни тысяч людей в столице перешли на удаленный формат работы, мы наблюдали четырехкратный рост заказов продуктов питания через интернет. Услугой начали активно пользоваться даже те, кто ранее не испытывал в этом потребности или не видел большой необходимости», — заявил Соколов.

Представители «Яндекс.Еды» отметили, что с конца марта в приложении значительно вырос приток новых пользователей — примерно в четыре раза. На этих клиентов приходится порядка 20 процентов заказов. Подобной статистикой поделился и основатель сервиса доставки продуктов iGooods Григорий Кунис. По его словам, в середине месяца спрос начал расти на 10-20 процентов в день.

Пандемия простимулировала экспансию фудтеха в регионы. В начале апреля создатели «Яндекс.Еды» пообещали за месяц удвоить число городов с доступом к сервису. Клиентам этих населенных пунктов вдвое уменьшат скорость доставки, а если сумма превысит 1,5 тысячи рублей — доставят заказ бесплатно.

В то же время Delivery Club на фоне противовирусных мер в Москве установила новый рекорд. Всего за неделю (с 6 по 12 апреля) компания выполнила миллион заказов. За первые три месяца 2020 года выручка сервиса доставки выросла в три раза по сравнению с показателями прошлого года — до 1,82 миллиарда рублей. Руководство сервиса считает, что такой результат стал возможен благодаря расширению списка доступных ресторанов и внедрению новых технологий. По данным вице-президента по фудтеху в Mail.ru Group Гюванча Донмеза, в марте Delivery Club подключил более двух тысяч новых ресторанов.

Сфера продажи товаров повседневного спроса (e-grocery) тоже ощутила положительное влияние карантина. На фоне самоизоляции резко вырос спрос на различные продукты питания. В частности, «Утконос» еще в середине марта начал активно скупать все крупы и другие товары и отчитался о небывалом спросе.

«Мы видим увеличенный спрос почти во всех категориях, а особенно среди товаров длительного хранения. Если говорить о социально значимых продуктах, то выраженный спрос демонстрирует сухая бакалея. Например, продажи соли и риса в штучном эквиваленте выросли на 222 процента, а гречневой крупы — на 257 процентов», — рассказал коммерческий директор сети Михаил Толоконников. Общее количество онлайн-заказов за одну неделю увеличилось на 56 процентов.

Похожие цифры приводят и представители «СберМаркета», где спрос на продукты вырос примерно в два раза. Если в начале марта сервис доставлял около 5 тысяч заказов в день, то в первых числах апреля уже более 9 тысяч. К концу месяца компания рассчитывает нарастить количество выполненных доставок до 15 тысяч в день. Сейчас «СберМаркет» присутствует в 45 городах России, и его география расширяется.

Впрочем, еда и продукты питания — далеко не единственное, что пользуется повышенным спросом в условиях пандемии. По словам директора РАЭК Сергея Плуготаренко, самоизоляция и переход на удаленку стимулировали резкое увеличение количества онлайн-заказов электронной и бытовой техники, аксессуаров для работы из дома (гарнитуры, клавиатуры и так далее). Он считает, что в большинстве категорий этот рост является кратковременным.

В очереди за алкоголем

Месячная самоизоляция россиян дала долгожданный толчок к развитию онлайн-продаж сразу в двух сферах, где раньше бал правила только офлайн-торговля.

«Важным шагом для повышения безопасности граждан и поддержки людей, находящихся в режиме самоизоляции или на карантине, стало снятие ограничений на дистанционную торговлю безрецептурными лекарственными средствами», — рассказал «Ленте.ру» директор РАЭК Сергей Плуготаренко.

Речь идет о свежем законопроекте, благодаря которому россияне получили возможность покупать безрецептурные лекарства в интернете. Они будут продаваться в аптеках и других организациях с лицензией на фармацевтическую деятельность за безналичный расчет. Доставщики сразу взяли инициативу в свои руки: доставкой медикаментов займутся компании, которые прежде с лечебными препаратами никак не ассоциировались, — «Яндекс.Такси» и Delivery Club.

После разрешения на свободную продажу лекарств сайт Apteka.ru впервые вошел в десятку самых крупных интернет-магазинов России. Причем опередил в рейтинге Lamoda и Tmall, которые торгуют гораздо более разнообразными товарами. По данным Data Insight, оборот аптечного ретейлера в 2019 году составил 34,2 миллиарда рублей. На рынке ожидают, что снятие ограничений на продажу лекарств в сети продолжит позитивно сказываться на росте компаний. Следующим шагом, который простимулирует рынок, может стать разрешение торговать онлайн алкоголем. Этого российские ретейлеры ждут уже много лет.

Такой законопроект Минфин внес в правительство еще в октябре 2019 года, однако документ до сих пор находится на рассмотрении. Существует вероятность, что его могут экстренно принять в ближайшее время — в конце марта вице-президент «Опоры России» Максим Каширин отправил письмо на имя министра финансов РФ Антона Силуанова, где попросил внести законопроект в Госдуму как можно скорее. На это замминистра финансов РФ Алексей Сазанов ответил, что ведомство поддерживает предложение.

Новая реальность

Уже очевидно, что режим самоизоляции серьезно изменит привычные способы покупки товаров и услуг. Директор РАЭК Сергей Плуготаренко выделяет несколько важных тенденций в развитии электронной коммерции. Одна из основных — формирование привычки к онлайн-покупкам. Сидящим дома людям приходится чаще заказывать товары из интернета, а некоторые и вовсе делают это впервые. Поэтому после окончания карантина многие пользователи наверняка осознают, что сделать заказ в интернете иногда удобнее, чем тратить время на поход в магазин, считает эксперт.

С этой точкой зрения согласен и президент АКИТ Артем Соколов. По его словам, продолжат ли заказывать еду и продукты через интернет, зависит от следующего фактора: «Не исключаю, что, когда ситуация с коронавирусом разрешится, модели поведения и привычки у людей останутся. Они продолжат пользоваться услугами онлайн-доставки продуктов питания, еды. Особенно если в самом начале будет получен положительный клиентский опыт, если граждане останутся довольны качеством и уровнем предложенного сервиса».

Вместе с тем пропорционально вырастет и доля безналичных платежей. Уже сейчас крупнейшие магазины отказываются от наличных денег, чтобы обезопасить клиентов и курьеров от потенциального заражения коронавирусом. Поэтому Wildberries, Ozon, Boxberry, «Спортмастер» и еще десятки компаний договорились принимать только безналичную предоплату.

Председатель комитета по развитию электронной торговли Торгово-промышленной палаты Алексей Федоров уверен, что после пандемии количество офлайн-точек продаж серьезно изменится, а скорость доставки товаров существенно вырастет.

«Физических магазинов станет значительно меньше. И закончится эра отдельно стоящих пунктов выдачи заказов какой-либо компании. Не будет ПВЗ Wildberries или ПВЗ "Ситилинк" (ПВЗ — пункт выдачи заказов). В каждом доме будет один общий ПВЗ, в который будут доставляться товары всех ретейлеров. У вас будет как бы ваш собственный аккуратный чулан в доме, где появляются товары, которые вам нужны. Это будет очень удобно», — считает Федоров.

Не коронавирусом единым

Некоторые тренды продолжат развиваться и без влияния COVID-19. В частности, в ближайшем будущем все больше ретейлеров станут задействовать технологии и решения на основе искусственного интеллекта. По данным РАЭК и НИУ ВШЭ, к началу 2020 года уже 42 процента российских интернет-магазинов использовали алгоритмы искусственного интеллекта, а в течение следующих пяти лет эта цифра вырастет до 77 процентов.

Из крупнейших компаний, которые уже давно полагаются на умные алгоритмы, можно выделить Ozon. Он использует сервисы персонализации и поиска, работающие на базе алгоритмов машинного обучения. Представители компании уверены, что эти технологии отчасти «виновны» в росте заказов. Искусственный интеллект активно внедряют и в фудтехе. К примеру, в Delivery Club расписание курьеров формируется в зависимости от спроса в разных частях города. Это позволяет сократить время доставки от ресторана до дома клиента.

«При этом необходимо отметить, что работа по полномасштабному внедрению искусственного интеллекта в деятельность компании полностью завершена только у единичных ретейлеров. Сегодня искусственный интеллект в российском ретейле используется фрагментарно, без системной реорганизации бизнеса. Однако в ближайшие 5 лет можно ожидать полномасштабного применения искусственного интеллекта в различных бизнес-процессах, в том числе требующих межсистемных интеграций и внешнего взаимодействия», — оценил ситуацию Плуготаренко из РАЭК.

За счет заведения

Как показал вирусный кризис, средний и малый бизнес испытывают наибольшие проблемы в экстренной ситуации. Однако маленьким фирмам в России помогают крупные ИТ-корпорации. Например, в марте Mail.Ru Group пообещала выделить миллиард рублей для продвижения малого и среднего бизнеса в социальных сетях и сервисах компании. «ВКонтакте» и «Одноклассники» удвоят бюджеты на рекламу, а «Юла» позволит размещать до 200 объявлений в месяц бесплатно.

В конце марта сервис Delivery Club (совместное предприятие «Сбербанка» и Mail.ru Group) тоже выделил миллиард рублей на поддержку малого и среднего бизнеса. Средства ушли на то, чтобы покрыть комиссию для части локальных ресторанов, работающих с агрегатором доставки еды. Кроме того, все подключившиеся после 15 марта кухни будут освобождены от комиссии (если у них свои курьеры).

Вскоре после этого «Яндекс.Еда» приняла идентичное решение и обнулила комиссию для ресторанов с собственными курьерами. На помощь наиболее пострадавшим кухням (независимым рестораторам и маленьким локальным сетям) компания выделит до 50 миллионов рублей в ближайшие три месяца. Новым ресторанам с собственными курьерами сервис подарит 100 бесплатных доставок.

Что же касается онлайн-ретейлеров, им придется перестроиться, чтобы выжить в конкурентной среде. По словам президента АКИТ Артема Соколова, многие цифровые бизнесы оказались не готовы к такому стремительному росту спроса.

Действительно, из-за пандемии многие магазины стали открывать дополнительные дарксторы — помещения, где хранят товары и собирают заказы. В отличие от обычных складов, дарксторы находятся в городе, чтобы доставка вещей была наиболее быстрой. Так, интернет-магазин Perekrestok.ru в апреле открыл уже четвертый даркстор, что позволяет ему обрабатывать до 13 тысяч заказов в сутки. «Утконос Онлайн» тоже арендовал почти девять тысяч квадратных метров в московском технопарке, чтобы нарастить число доставок на три тысячи единиц в день и сократить сроки доставки.

Российский бизнес сможет пережить вирусный кризис и выйти из него победителем, если проявит гибкость и сумеет использовать актуальные тренды e-commerce себе во благо, убежден глава АКИТ. Главное — оставаться в курсе последних тенденций. «Сейчас всем необходимо внимательно следить за ситуацией, предлагать клиентам удобные решения, выгодные условия покупки, привлекательные цены», — советует Соколов предпринимателям.

< Назад в рубрику