Новости партнеров

Эти деньги в огне

Мир без капитала, кошмар шахтера и домашнее насилие по-русски: главная музыка месяца

Kate NV
Kate NV
Фото: @katenvy

Продолжающаяся самоизоляция, похоже, подтолкнула музыкантов к творческому эскапизму, заставляя черпать идеи не столько в фактической реальности, сколько в воображаемых картинах вроде королевства сказочного принца, выстроенного в клипе российской электропоп-звезды Kate NV, или утопического мира всеобщего равенства и отсутствия денег, о котором зачитывает хип-хоп дуэт Run The Jewels. О главных клипах апреля и продемонстрированных в них правдоподобных и не очень вселенных — в ежемесячной подборке «Ленты.ру».

Kate NV — Marafon 15

Фаворитка западных критиков Катя Шилоносова, вокалистка российского коллектива «ГШ» и основательница собственного электропоп-проекта Kate NV, готовится презентовать в июне новый альбом. В преддверии релиза артистка представила сразу два сингла, один из которых — Marafon 15 — оказался примечателен тем, что здесь нет привычных для творчества Шилоносовой ассоциаций с японской культурой. Наоборот, от видеоряда и композиции веет теплой ностальгией по позднесоветским экранизациям детских сказок и звучавшей в них музыке, что, впрочем, не делает песню особо легкой для усвоения и не мешает с интересом вслушиваться в утопающую на фоне звонкого вокала любопытную и туманную электронику. Сама Kate NV, скрупулезно выстраивающая вокруг себя этот волшебный мир, предстает в образе грустного сказочного принца, которого в комментариях на YouTube ожидаемо называют ребенком Пьеро и Мальвины.

Boy Harsher — Electric

Альбом Country Girl Uncut, в который и вошла композиция Electric, увидел свет еще в прошлом году, но клипом песня полюбившегося российским слушателям дарквэйв-дуэта обзавелась лишь в апреле 2020-го. Снятое в Токио креативной японско-израильской студией R604M видео производит впечатление мистического хоррора, заставляя сидеть в напряженном ожидании кровавых брызг в камеру и внезапных скримеров. Достичь такого эффекта удается и благодаря снявшейся в ролике российской модели Анастасии Жидковской, выворачивающейся так страшно и неестественно, что хочется скорее вызвать экзорциста, и благодаря тихому голосу Джей Мэттьюз, чья манера пения больше напоминает нашептывание заклинаний. Что касается музыки, то она, несмотря на американское происхождение Boy Harsher, кажется идеальным саундтреком к какой-нибудь мрачной берлинской вечеринке в бетонных стенах — хлестким, брутальным и довольно томным.

Jónsi — Exhale

В день своего 45-летия вокалист и гитарист исландской пост-рок-группы Sigur Rós Йоун Тоур Биргиссон, он же Йонси, сделал подарок не столько себе, сколько своим фанатам, выпустив первый сольный сингл за последние десять лет. Его композиция Exhale, спродюсированная молодым британским продюсером A.G. Cook, — это красивый и завораживающий эмбиент с наложением фальцета Йонси, произносящего строки: «Это не твоя вина. Просто отпусти». Под конец трека действительно удается отпустить и расслабиться: напряжение спадает, а медленная и текучая мелодия внезапно трансформируется чуть ли не в танцевальную электронику, вступая в рассинхрон с изображенным на экране танцором, утопающим в черных целлофановых полотнах.

Abyss X — Love Altercation

За несколько лет в музыкальной индустрии уроженка Крита Abyss X успела обрасти кучей ярлыков, которые местами кажутся абсолютно взаимоисключающими: пока одни видят в ее композициях образцовый трип-хоп 90-х годов в духе Massive Attack и Portishead, вторые называют ее работы примером гибридной электронной музыки, третьи и вовсе относят артистку к нойзу (режущие скрипы и шумы составляли добрую часть ее альбома 2016 года Nüshu). Если все же пытаться поставить какой-то штамп, то на удивление мелодичную для исполнительницы песню Love Altercation, скорее всего, придется занести в первую категорию. Сопровождающее же его видео оставляет впечатление, будто старый клип Мадонны Frozen решили переснять в подвале, добавив к видеоряду легкий налет мистики и извивающихся на шесте танцовщиц.

Run The Jewels, Greg Nice, DJ Premier — Ooh LA LA

Американский хип-хоп-тяжеловесы Run The Jewels опубликовали третий сингл с грядущего альбома RTJ4, а вместе с ним и клип, представляющий из себя задорную и многолюдную вечеринку с зажигательными плясками и поджиганием гор денег, которую музыканты успели устроить на улицах еще до всеобщего карантина. Как объясняется в превью к видео, поводом для такого торжества может стать «день, когда долгому бою между человечеством и силами жадности и раскола наконец настанет конец». Иными словами, здесь дуэт в сопровождении Грэга Найса из Nice & Smooth (именно его партию из трека DWYCK в качестве сэмпла используют Run The Jewels) и продюсера DJ Premier жирными мазками рисует утопичное будущее, в котором все равны, — происходит это под старомодный в хорошем смысле, но плотный и праздничный рэп, в ходе которого артисты объявляют себя пиратами и гордостью республики. «Это видео — фантазия о том, что однажды мы проснемся, а в мире нет денежной систем, нет разделительных линий, нет ложных конструктов, которые диктуют нашим собратьям, что они важнее или меньше, чем кто-либо другой», — поясняют Run The Jewels, чьи призывы к социальному равенству, возможно, звучали бы куда убедительнее без золотых цепей на шее и машин в кадре, до отказа набитых бутылками игристого.

Amnesia Scanner, LYZZA — AS Going

Финские безумцы Amnesia Scanner настолько преуспели в искусстве создания запоминающихся, но отталкивающих клипов, что под новым видео слушатели начали интересоваться, знают ли музыканты, что вообще-то можно снимать видео, от которых у людей не будет ночных кошмаров. Справедливое замечание с учетом того, что эксцентричный дуэт, объединивший усилия с бразильской вокалисткой и продсеркой LYZZA, вновь выдал клип, который то и дело вызывает желание поставить его на паузу при виде искаженных в жуткой гримасе лиц, то ли прижатых к сканеру, то ли запущенных в стиральную машинку. Отчасти это наслаждение жуткими и неприятными образами объясняется привычным визуальным стилем группы, отчасти — безрадостной тематикой пластинки, частью которой является AS Going: уже в июне можно будет услышать второй релиз базирующихся в Берлине артистов Tearless, который, по словам музыкантов, будет вдохновлен проблемами экологии и станет «альбомом расставания в планетой».

Alison Mosshart — Rise

Вокалистка The Kills и The Dead Weather решилась выпустить сольный сингл Rise, идею которого она вынашивала целых семь лет. С учетом богатого музыкального бэкграунда, запуск самостоятельной карьеры 41-летней Элисон Моссхарт оказался событием слегка запоздалым, а трек — столь же несовременным, как рассекающие в клипе старые автомобили. Правда, для тех, кто более менее понимает, какой музыкой занималась Моссхарт на протяжении жизни, должно быть очевидно, что поиск новых форм и следование трендам никогда не были приоритетом исполнительницы, поэтому, оказавшись в самоизоляции, она смастерила простенький клип, состоящий из случайных кадров с машинами и изображениями собственного лица. Разобраться в монтаже, по словам артистки, помогла щедрая порция вина, и здесь, как ни крути, напрашивается избитая аналогия с этим напитком, ведь c годами Моссхарт безусловно становится только лучше, подкупая уникальным хриплым вокалом и образом отвязной рок-дивы из далеких 2000-х.

Faye Webster — In a Good Way

Для 22-летней певицы из Атланты прошлый год однозначно стал удачным: альбом Фэй Вебстер Atlanta Millionaires Club наперебой рекомендовали все зарубежные музыкальные издания, расхваливая молодую звезду за умение играть жанрами и обезоруживающую искренность. Большинство треков на пластинке действительно цепляли тем, что просто и честно рассказывали о личном, а Вебстер в нем представала в роли трогательной и глубоко одинокой героини. Например, в треке Jonny артистка заявляла: «Моя собака — мой лучший друг, но она даже не знает, как меня зовут». В новом же сингле, выпущенном в виде минималистичного клипа с танцами в темноте, горькая грусть сменяется на светлую, когда исполнительница признается: «Ты заставляешь меня плакать, но в хорошем смысле». Плавное и нежное звучание этой любовной баллады обеспечивается струнными и гитарой, а мечтательное настроение — спокойным и неспешным вокалом Вебстер.

Woodkid — Goliath

В последние годы француз Йоанн Лемуан, он же Woodkid, оказался подзабыт, несмотря на успех, который в свое время сопровождал релиз таких ранних хитов, как Iron и Run Boy Run. В апреле музыкант совершил внезапный камбэк с невероятно зрелищным клипом Goliath, в котором работающий на угольной шахте главный герой лицом к лицу сталкивается с гигантским монстром, сотворенными из черных камней: по словам артиста, эта сцена демонстрирует, насколько мал человек перед лицом экологических проблем, которые, по всей видимости, подпитывают творческий двигатель Лемуана не меньше, чем участников Amnesia Skanner. Проблема же новинки Woodkid заключается в том, что при закономерной кинематографичности видео (артист занимается не только музыкой, но и клипмейкерством, причем второе дается ему чуть ли не лучше первого) сингл звучит так, будто с момента вышедшего почти десять лет назад Iron не изменилось ровным счетом ничего.

IC3PEAK — «Плак-Плак»

Московский экспериментальный дуэт IC3PEAK представил в этом месяце новый альбом «До свидания», а также клипы на треки «Марш» и «Плак-Плак». Оба видео оказались выполнены в уже традиционной для группы стилистике: минимальная палитра цветов, нездоровые выбеленные лица персонажей, то и дело вызывающие ассоциации с вампирами, и слишком упрощенные отсылки к русской культуре вроде хороводов в поле, которые водит компания женщин с пышными косами. Если же опустить эти повторяющиеся приемы, которые, к слову, касаются и музыкальной составляющей, то клип «Плак-Плак» воспринимается как жутковатая социальная реклама о домашнем насилии, с каждым повторным просмотром внезапно открывающая новые грани проблемы, — от плясок родителей буквально на голове у ребенка, ставшего чуть ли не главной жертвой в этой трагедии, до попытки вылезти из этой проблемы, выпив синюю жидкость, оказавшуюся то ли ядом и способом самоубийства, то ли алкоголем и попыткой уйти в забытье. Как бы то ни было, дуэту снова удалось надавить на нерв: пока в новостях в сухих статистических цифрах сообщают о росте домашнего насилия в условиях карантина, IC3PEAK делают наглядное и устрашающее видео об истоках проблемы и ее последствиях.