9 мая в возрасте 87 лет скончался один из основателей рок-н-ролла Литл Ричард. Сам артист называл себя архитектором жанра, он стал одним из первых членов Зала славы рок-н-ролла, куда его включили в 1986 году. Его творчество и яркий стиль повлияли и даже сформировали таких исполинов рок-музыки, как The Beatles, Scorpions, The Kinks, Принса, Элтона Джона, Элвиса Костелло, Боба Дилана и многих, многих других. Вклад Литл Ричарда в музыку сложно описать — да и не особо требуется, когда почти все, что вытворяла на сцене звезда рок-н-ролла, сохранилось на пленке. «Лента.ру» собрала главные хиты и самые легендарные выступления Литл Ричарда.
Первый хит Ричарда, Tutti Frutti, вышел в 1955 году. Тогда 22-летний музыкант заключил контракт со студией Specialty Record, перед этим он в течение нескольких лет без особого успеха записывался на разных лейблах. Во время очередной сессии он исполнил песню Tutti Frutti, которую до этого уже не раз исполнял на концертах. Начиналась она с бессмысленного, ставшего впоследствии легендарным выкрика «А-уап-бапа-луба-балап-бам-бам» (фонетический разбор фразы разнится от слушателя к слушателю). Песня, которую тщательно очистили от жаргона и непристойных словечек, сперва вышла небольшим тиражом — 250 пластинок. Следующий тираж, 200 тысяч копий, разошелся за неделю, и вскоре музыкант продал уже миллион пластинок. Через год песню перепел Элвис Пресли. Популярна она стала и в Советском Союзе — правда, в народной интерпретации ее знали как «Баба Люба», позже это в одноименной песне 1983 года отразил Юрий Лоза.
Благодаря успеху песни Tutti Frutti Ричарду, по его словам, удалось завоевать «белую аудиторию». Его следующий хит, композиция Long Tall Sally, вышел через год после Tutti Frutti, а позже ее перепели The Beatles.
В те времена популярные темнокожие рок-н-рольщики вроде Фэтс Домино и Чака Берри выступали и для черных, и для белых граждан США, однако на концертах слушателей как правило сегрегировали: пока белые занимали танцпол, темнокожие фанаты рок-н-ролла оставались на балконе. Живые выступления Ричарда, по словам очевидцев, заставляли публику позабыть о расовых предрассудках — на танцпол высыпались все, да и залы были забиты под завязку. Виной тому была энергетика артиста — за игрой на пианино Ричард подпрыгивал, дергал ногами, залезал на свой инструмент, мог даже убежать со сцены или начать разбрасывать поклонникам подарки.
Для выступлений он одевался очень ярко, вызывающе, даже несколько женственно, носил макияж — позже музыкант признался, что такой стиль выбрал, чтобы «белым мужчинам не казалось, что он пытается заполучить белых девушек». «Это просто все облегчало. К тому же это было красочно», — объяснял он. Впрочем, женским вниманием звезда едва ли была обделена — фанатки присылали ему обнаженные фото с номерами телефонов, а на выступлениях забрасывали его нижним бельем. Несмотря на то что своим стилем Ричард ниспроверг сексуальные стереотипы, связанные с рок-н-роллом, с собственной ориентацией он был явно не в ладах — выросший в крайне религиозной семье музыкант неоднократно публично критиковал «порочных» геев и трансгендеров, однако в 1990-х совершил каминг-аут, заявив, что он гей и «был геем всю свою жизнь». Позже Ричард признался, что испытывал сексуальное влечение и к мужчинам, и к женщинам.
После волны успешных релизов и международной популярности, настигшей молодого Ричарда к концу 50-х, он внезапно отошел от карьеры рок-звезды, уйдя с головой в учебу и религию — он поступил в теологический колледж в Алабаме, получив в итоге степень бакалавра искусств. В это время (1958-1962 годы) окончательно музыку Ричард не оставляет, записывая госпел-альбомы. Он также стал священнослужителем Церкви адвентистов седьмого дня и проповедовал по всем Соединенным Штатам. В 1959 году Ричард женился на Эрнестин Харвин, в браке они усыновили годовалого ребенка Дэнни Джонса. Через пять лет их брак распался.
В середине 1960-х Ричард вернулся к рок-сцене. Тогда же в аккомпанирующей ему группе появился Джими Хендрикс, которого Зал славы рок-н-ролла впоследствии объявит «величайшим инструменталистом в истории жанра». Целое десятилетие Ричард провел в активных гастролях и записи новой музыки, вместе с тем у него развилась сильная зависимость от алкоголя и кокаина. Возможно, именно из-за этих пристрастий к концу 1970-х Ричард вновь оставляет рок-н-ролл и возвращается к религии и госпелу.
Следующий его камбэк произошел уже в 1984-м. В 1990-х и 2000-х артист активно появлялся на телевидении, в кино, записывался с новыми эстрадными звездами, однако уже в 2010-х из-за проблем со здоровьем стал реже гастролировать. Его последним прижизненным релизом стал диск California (I'm Comin'), в который вошли неизданные композиции из 1970-х.