Нацпроекты
00:02, 22 июня 2020

На дорожку Расходы на стройки собираются увеличить. Как это поможет россиянам?

Елизавета Городищева (Редактор отдела «Экономика»)
Фото: Александр Колбасов / ТАСС

Пандемия коронавируса и общемировое обрушение нефтяных цен нанесли российской экономике двойной удар. Стране сейчас необходимо поддерживать население и наиболее пострадавшие отрасли, но и не забывать при этом о долгоиграющих планах. Последствия будут устранять по программе национального масштаба, а чтобы подстегнуть экономический рост, власти также решили вложиться в дороги. Ускорение строек ради выхода из кризиса — в материале «Ленты.ру».

Триллионы на спасение

По прогнозам аналитиков консалтинговой компании Boston Consulting Group, экономика России при наилучшем сценарии по итогам года сократится на 4-6 процентов. Если страну накроет вторая волна эпидемии, то можно ждать и 15-процентного сокращения ВВП. Потери наиболее пострадавших от коронавируса отраслей (сфера услуг, гостиничный бизнес и общепит) оцениваются в 18 триллионов рублей. Кроме того, потенциально до 15,5 миллиона человек могут остаться без работы. Во Всемирном банке утверждают, что страна окажется в крупнейшей за 11 лет рецессии, а масштабы падения экономики станут крупнейшими для всех стран бывшего СССР. На возвращение показателей к докризисному уровню может потребоваться 2-3 года, а сложившуюся ситуацию сравнивают с войной.

Несмотря на грядущие трудности, российские власти уверенно говорят о том, что страна сможет с ними справиться. «У России есть все ресурсы для того, чтобы восстановление из текущего экономического кризиса было максимально быстрым», — уверен помощник президента Максим Орешкин. Признаки восстановления уже видны, регионы поэтапно выходят из карантина и ослабляют ранее введенные ограничения. В частности, это отражается на рынке труда. Как говорит премьер-министр страны Михаил Мишустин, ситуация в этом секторе постепенно нормализуется.

Для выхода из кризиса правительство разработало общенациональный план. Программу одобрил Кремль, она обойдется в пять триллионов рублей, главная цель — поддержка граждан и наиболее пострадавших компаний. В частности, в плане говорится о том, что инфраструктурные проекты в стране могут получить дополнительный триллион рублей за счет выпуска долгосрочных инфраструктурных облигаций в рамках государственно-частного партнерства (ГЧП). Предполагается, что меры по спасению будут реализованы в три этапа и ориентировочно к четвертому кварталу 2021 года экономика уже должна будет пойти в рост.

Одновременно власти указывают, что некоторые расходы нужно пересмотреть. «Ряд госпрограмм не удастся реализовать в 2020 году по объективным причинам, высвободившимися ресурсами нужно грамотно распорядиться», — признает президент Владимир Путин. Глава государства не уточняет, о чем идет речь, но скорее всего это касается национальных проектов.

Километры дорог

Под вопросом, например, оказывается нацпрограмма «Цифровая экономика», она отстает от плана почти на 30 процентов, и некоторые задачи в ней могут отсрочить. Но крупные стройки в стране это затронуть не должно. Президент указывает на необходимость расширить пропускную способность двух железнодорожных артерий — Байкало-Амурскую и Транссибирскую магистрали — а также ускорить строительство дорог на юге страны. По мнению Кремля, это открывает позитивные перспективы.

Сейчас в правительстве думают увеличить расходы на дорожные стройки в 2020 году на 7,7 миллиарда рублей за счет средств, заложенных на будущие годы. Окончательное решение пока не принято, но предполагается, что таким образом получится завершить работы по автодорогам Р-217 «Кавказ» и Р-228 на одном из участков в Саратовской области. Кроме того, перераспределение средств коснется М-5 «Урал» и Пермь — Екатеринбург.

В частности, собираются ускорить строительство на участках трассы М-5 «Урал»: бюджет строительства на участке в Подмосковье (обход поселка Октябрьский с мостом через Москву-реку) в 2020 году вырастет на 1,4 миллиарда рублей — до 3,9 миллиарда за счет денег, которые собирались выделять на это в 2022 и 2023 годах. Таким же образом средства предлагается перераспределить для трассы 1Р 242 Пермь — Екатеринбург. В этом году на стройку могут выделить почти на 509 миллионов рублей больше, чем планировалось. По аналогичной схеме на 2 миллиарда рублей может увеличиться в 2020-м и бюджет реконструкции дороги А-157 Минеральные Воды — Кисловодск на участке в Ставропольском крае.

В некоторых случаях финансирование прибавят не в этом, а в будущем году. Так произойдет с участками трассы М-10 «Скандинавия» от Петербурга через Выборг до границы с Финляндией: бюджет вырастет на 500 миллионов рублей — до 4,4 миллиарда рублей.

В целом в стремлении не урезать дорожные программы на фоне общей стагнации видят важный сигнал. Глава общественного совета Минтранса, директор Института экономики транспорта ВШЭ Михаил Блинкин указывает, что инфраструктурное строительство — один из важных факторов для выхода из кризиса. По его словам, работы дают огромный фронт для малого и среднего бизнеса.

Импульс для роста

В условиях общего замедления экономики именно строительство объектов инфраструктуры может стать для российских регионов драйвером роста, полагает эксперт Ernst & Young Ольга Архангельская. Процесс оживит транспорт, производство стройматериалов, рынок автомобильной, специальной техники, доставку продуктов и многие другие сегменты. Кроме того, на стройках могут найти работу те, кто ее лишился во время пандемии. Все факторы вкупе могут сгладить неизбежное падение ВВП. Однако, учитывая, что ситуация постоянно меняется, прогнозов, насколько дорожные стройки смогут сгладить проседание экономики, пока никто не делает.

Кроме того, общенациональный план по поддержанию экономики поможет синхронизировать задачи национальных проектов по строительству как дорог, так и жилья и социальных объектов, что станет положительным фактором для развития территорий. Сейчас в строительстве дорог и смежных отраслях работают порядка двух миллионов человек. В сложившихся условиях важно не только не сокращать расходы на инфраструктурное строительство, но и интенсифицировать стройку для восстановления экономики.

«Несмотря на все трудности, большинство регионов подтвердило, что они готовы в 2020-м перевыполнить программу по ремонту и строительству дорог», — заверяет заместитель председателя правительства Марат Хуснуллин. Развитие дорог в будущем позволит реализовать главные цели национального проекта «Качественные и безопасные автомобильные дороги», на который до 2024 года заложено свыше 4,7 триллиона рублей. Среди целей нацпроекта значатся ремонт муниципальных и региональных дорог и обеспечение безопасного движения по ним. В перспективе развитие дорожной сети в целом позволит повысить связанность страны с ее обширными территориями.

< Назад в рубрику