Маэстро саундтреков Он писал музыку к фильмам Тарантино, Леоне и Пазолини. Умер Эннио Морриконе
12:53, 6 июля 2020Фото: Alessandro Garofalo / Reuters6 июля ушел из жизни один из самых известных и плодовитых кинокомпозиторов мира — Эннио Морриконе скончался в возрасте 91 года в одной из больниц Рима. Он был госпитализирован несколькими днями ранее после падения, в результате которого сломал бедренную кость. Прозванный за вклад в искусство «Маэстро», Морриконе работал над сотнями фильмов, писал музыку для поп-звезд и экспериментальных проектов. «Лента.ру» вспоминает заслуги именитого композитора и рассказывает о его вкладе в искусство.
Первая слава в мире кино пришла к Морриконе благодаря спагетти-вестернам — он написал музыку для самых известных в жанре фильмов Серджо Леоне, с которым в школе учился в одном классе. Его произведения звучат, в частности, в лентах «За пригоршню долларов», «На несколько долларов больше», «Хороший, плохой, злой», «Однажды на Диком Западе», «За пригоршню динамита». Впрочем, к концу карьеры композитор не любил вспоминать эти работы, которые ему попросту надоели.
Может оказаться крайне скучным писать музыку только для вестернов или хорроров. Мне очень интересно работать с разнообразными жанрами
Лучшей своей работой Морриконе считал еще одну коллаборацию с Леоне — в гангстерской картине «Однажды в Америке».
Если кто-то из композиторов и попробовал себя во всех киножанрах, то именно Морриконе — он написал саундтреки к таким фильмам, как «Декамерон», «Сало, или 120 дней Содома» и «Кентерберийские рассказы» Пьера Паоло Пазолини, «Перед революцией» и «Луна» Бернардо Бертолуччи, «Легенда о пианисте» и «Малена» Джузеппе Торнаторе, «Изгоняющий дьявола 2» Джона Бурмена, «Свяжи меня!» Педро Альмодовара, «Лолита» Эдриана Лайна, «Неприкасаемые» Брайана Де Пальмы, «Призрак Оперы» Дарио Ардженто. Композитор предпочитал писать музыку еще до начала съемок — для режиссера и актеров, — таким образом, возможно, влияя и на саму работу над картиной.
Работы Морриконе оказали явное влияние на Квентина Тарантино — тот использовал музыку композитора в «Убить Билла» и «Бесславных ублюдках», а позже даже пригласил Морриконе написать саундтреки к лентам «Джанго освобожденный» и «Омерзительная восьмерка». За работу над последним фильмом он получил премию «Оскар» за лучший саундтрек. Всего наград киноакадемии у Морриконе было преступно мало — еще одну, почетную, он получил в 2007 году «за вклад в киноискусство». Помимо этого, музыкант стал девятикратным лауреатом премии «Давид ди Донателло», трехкратным обладателем «Золотого глобуса», а также получил множество премий и орденов от правительства Итальянской Республики. Морриконе получил три музыкальные премии «Грэмми».
Его композиция Chi Mai, написанная в 1971 году, прозвучала в фильмах «Магдалена», «Встреча» и в триллере «Профессионал» с Жан-Полем Бельмондо в главной роли. Трек стал международным хитом. Среди других известных музыкальных произведений Морриконе — The Ecstasy of Gold из «Хороший, плохой, злой», Se Telefonando в исполнении певицы Мины, Here's to You из «Сакко и Ванцетти», Gabriel's Oboe из фильма «Миссия» Ролана Жоффе.
Религиозная тематика также не прошла мимо Морриконе — его музыка звучит в экранизациях библейских притч «Иона, который жил в чреве кита», «Иосиф» и «Авраам». Среди его работ есть также и научно-фантастические блокбастеры («Миссия на Марс» Де Пальмы), мелодрамы («Дни жатвы» Терренса Малика), фэнтезийные картины («Рыжая Соня» Ричарда Флейшера с Бригиттой Нильсен и Арнольдом Шварценеггером), экранизации классики («Гамлет» Франко Дзеффирелли), политические драмы («Сакко и Ванцетти» Джулиано Монтальдо, «И… как Икар» Анри Вернея), драмы военные («Время убивать» Джулиано Монтальдо и «Убийство в Риме» Джорджа Пана Косматоса) и многое другое. Всего за свою карьеру он написал музыку более чем для 500 кинофильмов и сериалов, экспериментируя с разнообразными жанрами — даже создал электронный саундтрек к фильму «Нечто» Джона Карпентера.
Отметился Морриконе и в работах российских режиссеров — он создал саундтрек к вольнейшей интерпретации национальной трагедии с подлодкой «Курск» «72 метра» Владимира Хотиненко. Также он работал над итало-югославской экранизацией романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита», снятой режиссером Александром Петровичем.
Конечно же, для композитора таких масштабов было бы чрезвычайно тесно работать лишь в кинематографе. Морриконе создавал композиции для таких исполнителей, как Шарль Азнавур, Мильва, Пол Анка, Мина, Дзуккеро, Демис Руссос, Франсуаза Арди и Андреа Бочелли, сотрудничал с синти-поп-дуэтом Pet Shop Boys. Число работ и коллабораций Морриконе настолько массивно, что композитору едва ли удавалось упомнить все. К примеру, к 85 годам в интервью он заявил, что не знает, кто такой Моррисси, — это притом, что с британским музыкантом он написал песню Dear God Please Help Me. О влиянии творчества композитора на свою музыку упоминали такие группы, как Muse, Metallica и Radiohead.
Еще до звездной карьеры, в 1950-х Морриконе выступал с различными джазовыми группами, играя на трубе. Годы спустя он вновь взялся за инструмент ради коллаборации с авангардистами Gruppo di Improvvisazione Nuova Consonanza. Композитор к концу жизни жалел, что его знают по музыке к фильмам, а не по его экспериментальным музыкальным проектам.
Моя более рискованная, авангардная музыка не так известна широкой публике. Я хотел бы, чтобы о ней узнали