28 августа во Франции произошло крупнейшее ограбление десятилетия. Вооруженные мужчины напали на инкассаторов, которые везли деньги из лионского филиала Банка Франции. Каким-то образом они узнали, что у инкассаторской машины давно не меняли код замка, без труда вскрыли ее дверь и скрылись с девятью миллионами евро. Многим этот случай напомнил громкую кражу, которая произошла в Лионе в 2009 году. Тогда тоже пропали миллионы евро, которые везли из Банка Франции, и даже инкассаторская фирма была той же. «Лента.ру» вспомнила, чем закончилась та история.
Пятого ноября 2009 года в Лионе шел дождь. Около девяти часов утра бронированный фургон Mercedes подъехал к филиалу Банка Франции. Из машины вышли инкассаторы и стали грузить мешки с наличностью. Когда они вернулись, в кузове лежали 11,6 миллиона евро.
Это был лишь первый пункт их маршрута. Спустя десять минут фургон остановился на Рю-Поль-Дювивье, где находился следующий клиент. На этот раз в здание отправились двое инкассаторов. По возвращении их ждал неприятный сюрприз. На улице не было ни машины с миллионами евро, ни водителя, который остался ее охранять.
Спустя три часа пустой бронированный фургон нашли на соседней улице. Его двери были распахнуты, мотор работал, а дворники продолжали чистить лобовое стекло. Злоумышленник успел выгрузить деньги и скрыться до приезда полиции.
Главным подозреваемым стал исчезнувший инкассатор — 39-летний француз сербского происхождения Тони Мусулин. Он явно знал, что больше не вернется в свою квартиру. В комнатах не было его вещей, а в холодильнике — продуктов. К вечеру фотографии Мусулина были у прессы, пограничников и правоохранительных органов соседних стран.
Крупные кражи не были в новинку для полиции Лиона. Местный преступный мир издавна питал особую любовь к налетам на банки и машины инкассаторов. Еще в 1970-е годы лионская банда грабителей была известна всей Франции, а к 1990-м в городе каждый год случалось 10-20 крупных ограблений. Банкиры вздохнули спокойно лишь в начале 2000-х, когда многие лионские бандиты ушли в наркобизнес.
Однако этот случай заметно отличался от типичного налета. Судя по всему, пропавший инкассатор действовал в одиночку и не был связан с одной из крупных банд. При этом ему удалось завладеть баснословной суммой без оружия, насилия и даже угроз. Такое было редкостью.
Тони Мусулин не любил распространяться о прошлом, поэтому о его молодости почти ничего не известно. Его родители были эмигрантами из Югославии, однако он появился на свет и вырос уже во Франции. Полиция выяснила, что раньше Мусулин был сотрудником службы безопасности казино, потом охранял дорогие бутики, а в 1999 году устроился в корпорацию Loomis и с тех пор работал инкассатором.
Сослуживцы подозревали, что он не всегда был простым охранником. Несмотря на очень скромную зарплату, у него имелось 14 банковских счетов, доля в фирме по торговле недвижимостью и дорогой Ferrari. Мусулин оправдывался, что всю жизнь копил деньги на хорошую машину, потому что любит скорость.
Про любовь к скорости он не врал. Время от времени лионские инкассаторы устраивали уличные гонки. В них позволялось все: ехать на красный свет, гнать по тротуарам, даже толкать соперников бампером. Ради победы Мусулин убрал ограничитель, который стоял под педалью газа в его инкассаторском фургоне, и с тех пор всегда приходил первым.
Еще одно белое пятно в его биографии связано с поездками в страны бывшей Югославии. Он никому не рассказывал, чем занимался в Боснии и Хорватии, когда там шла война, но с тех пор у него оставалось множество товарищей в тех местах. Мусулин встречался с ними чаще, чем навещал престарелого отца, который жил недалеко от Лиона.
В 2008 году Мусулин продал старый Ferrari и купил другой, заплатив за него 112 тысяч евро. В мае 2009 года он поехал на нем в Сербию, вернулся оттуда на автобусе и сразу обратился в полицию. Инкассатор утверждал, что на юго-востоке Франции его остановили неизвестные в масках и отобрали машину. В полиции подозревали, что он избавился от машины сам и выдумал историю про ограбление, чтобы получить страховку.
После кражи 11,6 миллиона евро Тони Мусулин ненадолго стал главной французской знаменитостью. «Все о таком мечтают, но не решаются, а он сделал», — объяснял Франсуа Пиноше из маркетингового агентства Boléro, которое отслеживало рост его популярности. В соцсетях появились тысячи групп поддержки беглого инкассатора, в интернете продавались футболки с надписями вроде «Мусулина в президенты», «Беги, Тони, беги!» и «Тони, я твоя». Никто не испытывал ни малейшей симпатии к банкирам, которые потеряли миллионы евро.
Спустя два дня после исчезновения денег в полицию обратился владелец гаражей на Рю-де-Вьен. Он увидел фотографии похитителя и узнал в нем одного из своих клиентов. Полицейские вскрыли гараж, который арендовал инкассатор, и нашли внутри 49 мешков с купюрами. В них оказалась большая часть похищенного, недоставало лишь 2,5 миллиона евро. Возле гаража устроили засаду, но Мусулин там так и не появился.
К поискам подключился Интерпол, но инкассатор как сквозь землю провалился. Быть может, его искали бы до сих пор, если бы он не сдался сам. 16 ноября, спустя 11 дней после исчезновения, Мусулин пришел с повинной в отделение полиции в Монако. У него нашли бумажную карту Европы и несколько сотен евро, долларов и фунтов стерлингов. Он уверял, что ничего не знает об отсутствующих 2,5 миллиона евро.
После ареста Мусулин рассказал, что пошел на преступление из-за обиды на начальство. По его словам, ему десять лет не давали летнего отпуска и под разными предлогами не учитывали часть отработанного времени, чтобы платить поменьше.
Он готовил кражу в течение шести месяцев. В апреле, еще до поездки в Сербию, Мусулин снял гараж и соорудил внутри фальшивую стену с тайником для денег. Затем инкассатор арендовал автомобиль Renault Kangoo и мотоцикл BMW. Он установил на мотоцикл седельные кофры максимального размера и оставил его в гараже, а Kangoo припарковал в укромном месте в центре города.
В день кражи Мусулин дождался момента, когда коллеги ушли, и ударил по газам. Через несколько минут он притормозил возле своего Kangoo, выскочил из инкассаторского фургона и стал торопливо перетаскивать мешки с деньгами в арендованную машину. Когда все было готово, бывший инкассатор прыгнул в Kangoo и направился к гаражу Рю-де-Вьен. Он считал, что самый рискованный этап его плана позади.
О том, что происходило дальше, известно лишь со слов самого похитителя. В гараже Мусулин выгрузил деньги, тщательно проверил каждый мешок и убедился, что в них нет жучков. Оставалось спрятать деньги в тайнике, уехать из Лиона и залечь на дно.
Расчет был на то, что рано или поздно полицейские обыщут гараж, ничего не найдут и потеряют к нему интерес. Тогда похищенные деньги можно будет беспрепятственно достать из тайника. План вполне мог сработать. Фальшивую стену в гараже действительно не замечали, пока Мусулин сам не рассказал о ней полицейским.
В тайнике имелась едва заметная щель для пачек с купюрами. Чтобы просунуть через нее всю похищенную сумму, потребовались бы часы. Мусулин считал, что у него есть время, и отправился перекусить. «Я купил в булочной сэндвич, нашел скамейку в парке Брон-Парийи и присел под солнышком, — вспоминал он. — Думал, отдохну и сразу пойду прятать деньги. Но к тому времени всю округу оцепили, везде были полицейские».
Мусулин решил не рисковать, сел на мотоцикл и немедленно уехал из города. Ему понадобилось несколько часов, чтобы добраться до тоннеля под Монбланом и пересечь итальянскую границу. «Хотел посмотреть на Италию, поесть макароны», — объяснил он в суде.
Его первой остановкой был Турин, находящийся недалеко от французской границы. Бывший инкассатор утверждал, что оставил там мотоцикл и сел на поезд до Рима. В Риме он переночевал в гостинице, съел мороженое и купил чемодан, после чего направился в Неаполь. После прогулки по городу Мусулин приобрел проигрыватель DVD и убивал время в отеле, пока, по его словам, не остался на мели.
Мусулин вернулся в Турин, снова пересел на мотоцикл и поехал обратно во Францию. Дорога в Лион шла на северо-запад, но бывший инкассатор повернул на юг. Утром 16 ноября он приехал в Монако и сразу же направился в католический храм. Судя по записям камер видеонаблюдения, он провел внутри около часа, а затем пошел сдаваться.
В тюрьме Мусулин каждый день получал десятки писем. Поклонники слали ему слова поддержки, поклонницы предлагали на них жениться. Он игнорировал всех, но по-прежнему слыл народным героем. «Я не понимаю, почему его держат в тюрьме, — признавался журналистам отец бывшего инкассатора. — Каждый хоть раз в жизни делал какую-нибудь ерунду. Он никому не причинил вреда. На банкира не напал, никого не убил. Просто развлекся, вот и все».
Камнем преткновения оставались 2,5 миллиона евро, которых не нашли в гараже. Мусулин настаивал, что их и не было, но ему никто не верил — ни полиция, ни публика. Прокурор требовал признания, поклонники завалили бывшего инкассатора просьбами выслать деньги, а бандиты едва не похитили его 18-летнюю дочь, хотя та никогда не виделась с отцом. Но он продолжал стоять на своем.
Следователям не удалось найти ни одного подтверждения того, что он останавливался в Риме. Вот в Неаполе бывший инкассатор действительно побывал, только вряд ли для того, чтобы бездельничать в отеле и любоваться на море. Куда вероятнее, что его интересовал транспортный узел, связанный с Черногорией.
По версии следствия, Мусулин приехал в Италию с частью похищенных денег. В Loomis подтвердили, что 2,5 миллиона евро вполне могли уместиться в седельных кофрах, которые он купил перед кражей. Вероятно, бывший инкассатор отвез деньги сообщникам или спрятал их самостоятельно, а потом сдался, прекрасно понимая, что вряд ли получит большой срок. Все, включая арест и тюрьму, было частью его плана.
Но куда он мог отвезти деньги? Мусулин определенно не хотел, чтобы об этом узнали. В Монако он уничтожил свою SIM-карту и очистил память GPS-навигатора, который стоял на мотоцикле. Оставалась только одна зацепка: индикатор пробега на спидометре. Судя по нему, мотоцикл проехал на 672 километра больше, чем выходило по рассказу Мусулина. Это сравнимо с расстоянием от Турина до Хорватии.
Некоторые детали плохо вписывались в эту теорию. Первоначально в Loomis утверждали, что инкассатор похитил 49 мешков с деньгами, в которых лежало 11,6 миллиона евро. Именно столько мешков оказалось в гараже. При этом на соседней помойке обнаружили два идентичных, но пустых мешка, происхождение которых в Loomis объяснить не могли. Оценка вместительности мотоциклетных кофров, которую дала компания, также вызывала сомнения.
На суде Мусулин продолжал стоять на своем. Он посоветовал искать пропавшие деньги у владельца гаражей на Рю-де-Вьен — это, по его словам, был скользкий тип со счетами на Кайманах и других офшорах. Вполне мог заглянуть в гараж с деньгами, стянуть пару миллионов евро и лишь после этого пойти в полицию.
Большую часть заключения Мусулин провел в одиночной камере: учил английский, читал книги, занимался спортом. Ему предлагали досрочное освобождение, но он отказался носить электронный браслет, который передает координаты в полицию, и вышел на свободу лишь в сентябре 2013 года.
В 2019 году Мусулина снова задержали — на этот раз в Лондоне, где он пытался обменять 40 тысяч фунтов стерлингов неясного происхождения. Британские полицейские заподозрили, что таким образом бывший инкассатор отмывал похищенные миллионы. Мусулин объяснил, что менял выручку от продажи очередного Ferrari. Его продержали за решеткой двое суток, после чего отпустили без предъявления обвинений. Правда, деньги при этом изъяли.
На свободе Мусулин дал несколько интервью и признался, что сожалеет только о том, что упустил свой шанс. Слухи о припрятанной добыче его нисколько не смущали. «Пусть думают, что хотят, — заметил он. — А если у девушек будут фантазии на этот счет — это даже плюс».