Мир
19:25, 8 октября 2020

Вице-повелитель мух За спинами Трампа и Байдена идет еще одна предвыборная гонка. Почему она так важна для США?

Степан Костецкий (Редактор отдела «Мир»)
Фото: Julio Cortez / AP

Недавние дебаты действующего президента США Дональда Трампа и претендента на этот пост Джо Байдена стали событием ярким во всех отношениях: достаточно вспомнить, как Байден предложил президенту «заткнуться» и назвал его «собачонкой Путина». Спустя неделю в очной схватке сошлись не менее яркие политики: «вторые номера» президентских кампаний вице-президент Майк Пенс и сенатор Камала Харрис. Оба зарекомендовали себя как искусные ораторы и верные сторонники своих партий. Интерес к их персонам подогревается еще и тем, что обоих считают вероятными претендентами на президентский пост в не столь отдаленном будущем. Победу прочили более яркой и харизматичной Харрис, но подхвативший коронавирус Трамп оставил демократов без главных козырей. Как дебаты кандидатов в вице-президенты повлияли на изменение баланса сил в предвыборной гонке и какую роль сыграла муха, севшая на голову одного из участников, — в материале «Ленты.ру».

Большие надежды

Вице-президентские дебаты в США — пусть и событие высочайшего уровня, но далеко не самое важное для предвыборной кампании. Как правило, кандидаты на должность второго лица государства находятся в тени «первых номеров»: рассказывают, как именно будут помогать будущему президенту и вдаются в нюансы политики, которую планирует новая администрация. Большой интерес их дискуссия вызывает только у тех, кто действительно пристально следит за ходом выборов.

Но президентство Дональда Трампа и здесь, как во многом другом, все изменило: встречу Харрис и Пенса в эфире ждали как «возможно, важнейшие вице-президентские дебаты в истории США». Все дело в уникальной обстановке, в которой проходят выборы 2020 года. Стеклянные перегородки на сцене напоминали: в США свирепствует смертельный вирус, который уже унес жизни более 210 тысяч американцев и сильнее всего угрожает старикам.

Пост вице-президента часто оказывается ступенькой к национальному лидерству, и это особенно актуально сейчас, когда на должность главы США претендуют два не самых физически здоровых человека на восьмом десятке. Так что именно Пенс и Харрис оказались теми людьми, которые с большой вероятностью возглавят государство в будущем.

По поводу действующего вице-президента такая возможность уже обсуждалась, когда в конце сентября на весь мир прогремела новость о том, что Трамп инфицирован SARS-CoV-2 и находится в группе риска как по возрасту, так и из-за лишнего веса. Пенс, однако, неоднократно отказывался обсуждать и эту перспективу, и собственные амбиции в вопросе управления страной, тем самым подтверждая свою лояльность республиканскому лидеру.

У его оппонентки, сенатора Камалы Харрис, и вовсе особое положение по отношению к кандидату от демократов Джо Байдену. Изначально она претендовала на его место, и даже получив важнейшую роль в его кампании, вряд ли отказалась от собственной позиции по ключевым вопросам. По словам Байдена (тоже некогда вице-президента), он в этом раскладе выступает как мост к новому поколению политиков левого крыла и готов дать им дорогу.

Речь не только о более либеральных взглядах Харрис, но и о другом немаловажном для современных американцев аспекте: дочь ямайских и индийских иммигрантов — первая в истории США женщина, представительница этнических меньшинств, претендующая на высочайший пост. И именно на ее оппозиции к действующей власти, как представителя сразу нескольких угнетаемых групп, сделал большой акцент в своей пропаганде демократический штаб.

Бремя человечности

Дебаты важны еще и потому, что могут оказаться последними на этих выборах: Трамп сперва подтвердил свое участие во второй дискуссии, но после объявления об ее онлайн-формате стал грозить отказом. Кроме того, за неделю его состояние может измениться. К тому же шоу, которое они с Байденом устроили во время первого эфира, — перебранки, обвинения, личные оскорбления и грубость — задало определенную планку ожиданий от «вторых номеров»: смогут ли они поговорить в менее агрессивной манере?

Лишь это ожидание от дебатов и оправдалось — в отличие от «первых номеров», Пенс и Харрис были подчеркнуто вежливы и корректны. Республиканец, приветствуя сенатора, заявил, что находиться с ней на одной платформе — настоящая честь. Он не стал, по примеру Трампа, отрицать этикет и перебивать собеседницу.

В отличие от вице-президента, сохранявшего практически каменное спокойствие, Харрис впечатлила избирателей выразительной мимикой. Осадив вице-президента после попытки ее перебить, она одарила его снисходительной улыбкой, а в ответ на некоторые высказывания не произносила ни слова, но ее лицо при этом говорило многое.

Стоит отметить, что и Пенс, и Харрис, будучи профессиональными политиками-карьеристами, проявляли себя в разговоре именно так, как от них ждали избиратели каждой партии. Не менее предсказуемыми оказались и позиции кандидатов: сенатор уличала действующую власть в бесчеловечной политике в сфере здравоохранения, вице-президент в ответ грозил телезрителям повышением налогов, которое обязательно устроит Байден, встав во главе страны. Республиканец выступил «за сохранение жизни», демократ — за право женщин на аборты.

Их разговор напоминал позиционную войну — каждая сторона закрепилась в своих окопах и била по заранее пристрелянным точкам. Особенно благопристойно это смотрелось на контрасте с хаосом штыковой, в которую бросились Трамп и Байден на президентских дебатах 29 сентября.

К тому же оба собеседника — довольно умелые ораторы, и это помогало им избегать ответов на особо острые вопросы как друг от друга, так и от ведущей. И Харрис, и Пенс «не приметили слона», уклонившись от обсуждения передачи власти. Последний к тому же не стал обсуждать и другой волнующий избирателей вопрос — признает ли администрация Трампа итоги ноябрьских выборов в случае поражения.

Ключевым вопросом была, разумеется, пандемия COVID-19, и здесь действующему вице-президенту пришлось обороняться. Харрис сыпала цифрами: 7 миллионов инфицированных, 30 миллионов безработных, 20 процентов «лопнувших» предприятий, — и всю вину за происходящее возлагала на администрацию Трампа. Пенс парировал тем, что альтернативные планы демократического штаба ничем, в сущности, не отличаются от существующих и вряд ли бы привели к иным результатам.

Главное, на чем могла действительно громко сыграть сенатор, — недовольство американцев действующим президентом. Нынешние выборы называют не иначе как «референдумом по Трампу», и именно отношение к главе государства остается основным вопросом, расколовшим американское общество. Однако за считаные дни до дебатов все резкие выпады в сторону Трампа пришлось вычеркивать: причиной стал диагностированный у него коронавирус.

Прямые атаки на 74-летнего политика с ожирением, на старого и больного человека, кем бы он ни был, явно разочаровали бы большинство избирателей даже из числа демократов. Поэтому штаб Байдена почти сразу свернул часть своей рекламной кампании, направленную лично на президента.

Хотя на сегодняшний день Трамп докладывает об отличном самочувствии, в полную силу его не смогла атаковать и Харрис — и, пожалуй, именно поэтому дебаты вышли настолько мирными и неинтересными. Ни телезрители, ожидавшие настоящего шоу после перебранки президента с Байденом, ни аналитики, предвещавшие ключевую точку выборов, — никто не получил того, чего хотел.

Мухи отдельно

На фоне чересчур штатной дискуссии чуть ли не ключевым моментом встречи стала забавная мелочь: крупная муха уселась Майку Пенсу на голову во время его речи. Пользователи Twitter отметили, что это произошло как раз в тот момент, когда он отрицал расистские предубеждения в среде полицейских, — некоторым это показалось забавным знаком его лицемерия.

Волна мемов о насекомом захлестнула Twitter. Кто-то даже создал аккаунт «самая знаменитая муха», за считаные часы набравший 13 тысяч подписчиков. «Все завидуют тому, что я заняла лучшее место на сегодняшних дебатах», — гласит самое популярное сообщение «мухи Пенса».

Подхватили тренд и в штабе оппонентов: вице-президенту досталось то глумление, которое сейчас нельзя направлять на главу государства. Креативщики на службе у демократов запустили на сайте Байдена продажу мухобоек с надписью «Мухи — отдельно, правда — отдельно» и выложили фотографию своего кандидата с мухобойкой в руке.

В тихой гавани

В большинстве СМИ — как правило, крупные медиа в США сопереживают демократам — опросы аудитории показывают победу Харрис. Прореспубликанский FOX News, конечно, не согласен: больше 70 процентов его аудитории отдали голос за Пенса. Кто бы из них ни был прав, ясно одно: дебаты не стали большим событием и не привнесли чего-то нового в видение двух сторон американских выборов.

Хотя в 2016 году ему удалось выйти победителем в схожей «безнадежной» ситуации, сейчас положение куда более невыгодное. Избиратели уже знают, каков он, и редко колеблются в выборе — а против него в этот раз не Клинтон с ее багажом дурной славы, а, по сути, вся Демократическая партия. И немаловажную роль в сплочении левых сил играет именно фигура Харрис.

Прошедшие дебаты явно усилили образ сенатора в глазах американцев. Новые личные победы и поражения в гонке за президентством впереди — и у Харрис, и, вероятно, у ее оппонента. А пока они не внесли особенного вклада в течение предвыборной кампании. Что у них получилось — так это показать вменяемый, спокойный и уважительный диалог двух сторон, очень необычный на фоне пестрого и радикального безумия, в которое превратилась внутренняя политика США при Дональде Трампе.

< Назад в рубрику