В Стокгольме 12 октября завершилась Нобелевская неделя — последней из врученных в 2020 году наград стала премия в области экономики. В нынешнем году ее присудили американским исследователям Полу Милгрому и Роберту Уилсону за развитие теории аукционов. В своих работах экономисты не только разъяснили природу явления и поведение участников торгов, но и научили, как зарабатывать на аукционах больше. Секрет торгаша — в материале «Ленты.ру».
Аукционы на протяжении тысячелетий играют важную роль во взаимоотношениях людей. Древнегреческий историк Геродот писал, что аукционы проводились в Вавилоне еще 2,5 тысячи лет назад; в Древнем Риме они использовались кредиторами, чтобы продавать с молотка конфискованное имущество неплатежеспособных должников. В Европе в Новое время аукционные дома занимались продажей не только залогового имущества, но и других товаров, которые хотели сбыть продавцы. Например, старейший из ныне действующих аукционных домов — шведский Stockholms Auktionsverk — проводит торги с 1674 года. К XXI веку концепция аукционов еще глубже проникла в человеческую жизнь: в настоящее время купить или продать товар на торгах может любой желающий — для этого достаточно зайти на платформу eBay.
В современном мире аукционы стали универсальным способом продажи товаров — от домов до ценных бумаг. В настоящее время государства по всему миру берут в долг путем реализации гособлигаций на аукционах. Евросоюз проводит торги по квотам на выбросы углекислого газа, чтобы остановить глобальное потепление. С помощью аукционов производятся государственные закупки, уходят права на разработку месторождений, продаются радиочастоты. Милгром и Уилсон в своих работах смогли сформулировать принципы теории современных аукционов, объяснить, как люди принимают решения и как получить наибольший доход.
В XXI веке на аукционе может оказаться любой товар: туфли, права на разработку месторождения нефти, картина Леонардо да Винчи, государственный долг. При этом товары имеют как «общепринятую», так и «частную» (личную) ценность. Первая — фактическая цена объекта, одинаковая для всех игроков, но точно неизвестная из-за ограниченного доступа к информации. Вторая — «эмоциональная» цена, которую каждый участник устанавливает для себя самостоятельно и которая не зависит от мнения других. Например, при покупке дома через аукцион его общепринятой ценностью будет стоимость, по которой в будущем можно будет продать объект, а частной — то, насколько дом и участок понравились покупателю.
Ценность большинства товаров имеет смешанную природу, однако некоторые объекты все же обладают только общепринятой ценностью. «Представьте, что вы торговец бриллиантами и, как и некоторые другие дилеры, планируете сделать ставку на необработанный алмаз, чтобы вы могли производить из него ограненные бриллианты и продавать их. Ваша готовность платить зависит от стоимости ограненных камней при перепродаже, которая в свою очередь зависит от их количества и качества», — пояснили в Нобелевском комитете. Однако у разных торговцев разные мнения об этой общепринятой ценности алмаза, они зависят от знаний, опыта и времени, которое было потрачено на осмотр камня. Оценить стоимость алмаза можно было бы лучше, если бы у дилера был доступ к оценкам других участников торгов. Однако каждый предпочитает хранить свою информацию в секрете.
В торгах такими предметами у участников велика вероятность попасть в «ловушку победителя» — ситуацию, при которой купивший алмаз участник на самом деле предложил самую высокую цену и потерпел убытки. Роберт Уилсон стал первым, кто еще в 1960-1970-х годах описал природу аукционов, где объект с неясной истинной стоимостью достается предложившему самую высокую цену. Он доказал, что при ограниченности информации в подобных торгах участники всегда занижают ставки и предлагают цену ниже той, которую считают рыночной, чтобы избежать «ловушки победителя».
В начале 1980-х уже Милгром продолжил изучение теории аукционов с предметами, которые обладают как общепринятой, так и частной ценностью. Он выяснил, что некоторые форматы аукциона решают проблему «ловушки победителя». Милгром изучил концепцию английского аукциона, где в качестве отправной точки устанавливается минимальная цена, которая затем повышается с определенным шагом. Он исследовал и голландский аукцион, который подразумевает установку в начале самой высокой цены за товар и ее дальнейшее снижение, пока первый покупатель не согласится на сделку. Ему в итоге и продается объект, выставленный на торги.
Милгром доказал, что проблема «ловушки победителя» реже встречается в английских аукционах, поскольку они генерируют новую информацию об объекте. При торгах с повышающимися ставками участники видят, сколько конкуренты готовы дать за товар, и более реально оценивают его стоимость. В результате цена за товар реже бывает заниженной по сравнению с голландскими аукционами. Таким образом, Милгром на практике доказал, что продавец напрямую заинтересован в том, чтобы у потенциальных покупателей было как можно больше информации о стоимости объекта до начала торгов. Например, продавец дома может рассчитывать на более высокую конечную цену за объект, если участники торгов до их начала будут располагать независимой экспертизой.
Помимо того, что Милгром и Уилсон сформулировали теорию аукционов, они также изобрели новые форматы проведения торгов, отметили в Шведской академии. Наиболее известный среди них — аукцион, на котором американские власти продают радиоволны операторам связи. Раньше компании проходили «конкурс красоты», на котором от них требовалось аргументировать, почему волна должна достаться именно им. В 1990-х с технологическим бумом и резким числом телекоммуникационных компаний власти США стали практически тонуть в заявках на предоставление волн и решили распределять их случайным образом через лотерею.
Идея не нравилась ни компаниям, ни правительству. Первые вынуждены были перекупать права на частоты, которые были им нужны для выстраивания собственной инфраструктуры, вторые теряли из-за появившегося вторичного рынка миллиарды долларов. Выходом стала организация комбинаторых аукционов, на которых участники могли торговаться не за определенную волну, а за их пакет, а государство получало дополнительные деньги в бюджет. Идея такого аукциона принадлежала Милгрому и Уилсону.
Пол Милгром и Роберт Уилсон — американские экономисты из Стэнфорда. Милгром родился в 1948 году в Детройте, окончил местный Мичиганский университет. В Стэнфорде он получил степень магистра наук по статистике, а позднее там же — докторскую степень в бизнесе. В разные годы он преподавал или выступал с лекциями в Северо-Западном Университете, Йельском Университете и в Беркли. Уилсон родился в 1937 году в Женеве, штат Небраска. Он получил степени в Гарварде и Кембридже. В настоящее время он является заслуженным профессором Стэнфордского университета.
Уилсон, который получил сообщение о награждении в середине ночи, уже отреагировал на новости о присуждении ему Нобелевской премии. Он поблагодарил Нобелевский комитет за награду и сообщил, что пока не решил, как отметит награждение. В ходе пресс-конференции, которая прошла в режиме онлайн, он признался, что никогда не участвовал ни в одном аукционе. «Но однажды моя жена купила лыжные ботинки на eBay», — сообщил он. Уилсон пока не решил, на что потратит деньги, полученные от Нобелевского комитета. Скорее всего, он сохранит их для жены и детей, сообщил экономист.
Награда по экономике — самая молодая среди Нобелевских премий и не входит в число традиционных наград, учрежденных по завещанию Альфреда Нобеля. Банк Швеции создал ее в честь своего 300-летия и присуждает с 1969 года. Финансирование премии осуществляется из средств, пожертвованных регулятором. Нобелевский лауреат в области экономики, как и получатели «классических» премий, выбирается Шведской королевской академией наук. Размер всех наград одинаков и составляет 10 миллионов шведских крон (в 2020 году это 1,1 миллиона долларов). Милгром и Уилсон поделят выигрыш поровну. Вручение премии состоится 10 декабря, однако в нынешнем году из-за пандемии церемония пройдет виртуально и без традиционного банкета.
В 2019 году премию Нобелевского комитета в области экономики вручили троим исследователям: американо-индийскому ученому Абхиджиту Банерджи, его супруге, представительнице США и Франции Эстер Дюфло, а также американскому экономисту Майклу Кремеру. Премию присудили за экспериментальный подход к искоренению бедности в мире.