Интернет и СМИ
00:03, 29 октября 2020

Срочно в номер Google зарабатывает миллионы на чужом труде. Как сразу несколько стран заставили IT-гиганта платить?

Алексей Глинкин (Редактор отдела «Интернет и СМИ»)
Фото: Steve Marcus / Reuters

Борьба против IT-монополий в разных странах идет сразу на нескольких уровнях. Россия пытается обязать компании исполнять отечественные законы, а американские чиновники борются с доминирующим положением гигантов с помощью судебных исков. Интересная ситуация разворачивается во Франции и Австралии. Местные власти недовольны тем, что Google использует чужой контент безвозмездно: компания берет заметки с новостных порталов и публикует их в своем агрегаторе, которым пользуются миллионы пользователей. Судя по всему, положение дел вскоре может измениться. Чем недовольны СМИ и как реагирует крупнейший в мире поисковик — в материале «Ленты.ру».

Австралия наготове

Австралия включилась в борьбу против новостных агрегаторов одной из последних, однако власти сразу же ясно дали понять, что настроены серьезно. Страна намерена первой в мире добиться от Google (а заодно и Facebook) лицензионных выплат за новостной контент.

«Речь идет о честном подходе для австралийских СМИ. О повышении конкуренции, усилении защиты потребителей и устойчивом медиа-ландшафте. На кону не что иное, как будущее австралийских СМИ», — передает Reuters слова представителя австралийского казначейства Джоша Фриденберга.

В конце 2019 года местные чиновники уже предлагали Google и Facebook заключить с медиакомпаниями добровольное соглашение об использовании их контента, однако переговоры ни к чему не привели. Поэтому в июле 2020-го власти Австралии выставили IT-гигантам ультиматум — подписать соглашение в ближайшие 45 дней. В противном случае правительство пообещало ввести «налог на Google»: он должен регулировать размер оплаты за единицу контента, ранжирование новостей в сети, обмен данными и распределение доходов, получаемых от новостей. Если поисковик не будет исполнять предписания, его ждут штрафы и дополнительные санкции.

Месяц спустя Google опубликовала открытое письмо для пользователей из Австралии. В нем представители компании предостерегли, что новый закон может негативно сказаться на качестве предоставляемых услуг в бесплатных сервисах, включая поисковик, агрегатор новостей и YouTube.

«Закон вынудит нас предоставить несправедливое преимущество одной группе предприятий — средствам массовой информации — над всеми остальными, у кого есть веб-сайт, канал на YouTube или малый бизнес», — говорится в послании от имени управляющего директора Google Australia Мелани Сильвы.

Руководство американского IT-гиганта настаивает на том, что благодаря поисковику австралийские СМИ получают миллиарды бесплатных переходов на их сайты. Однако вместо того чтобы поощрять такое партнерство, власти Австралии демонстрируют в отношении крупных медиакомпаний «особое отношение» и побуждают их выдвигать «огромные и необоснованные требования», которые ставят под угрозу бесплатные услуги от Google.

«Этот закон повлияет не только на то, как Google и YouTube работают с новостными СМИ, — он повлияет на всех наших австралийских пользователей, поэтому мы хотели сообщить вам об этом», — обратилась Google к пользователям.

В Австралийской комиссии по конкуренции и защите прав потребителей (ACCC) быстро опровергли откровения из письма Google. Эксперты опубликовали ответ, в котором назвали сообщение интернет-компании дезинформацией.

«Google не будет обязана взимать с австралийцев плату за использование своих бесплатных сервисов, таких как Google Search и YouTube, если только она не решит это сделать. Google не будет обязана предоставлять какие-либо дополнительные пользовательские данные австралийским новостным компаниям, если только она сама не решит это сделать», — написали в АССС. Там добавили, что закон устранит значительный дисбаланс между австралийскими медийными компаниями и Google с Facebook.

Чем закончится противостояние австралийских чиновников и американских IT-корпораций, пока неясно. Ведь, судя по схожим прецедентам в других странах, исход может быть непредсказуемым — вплоть до полного закрытия сервиса на территории Австралии.

Французская революция

Противостояние Google и французского правительства длится уже более десяти лет. Еще в 2010 году тогдашний президент страны Николя Саркози попросил министра финансов изучить возможность ввести так называемый «налог на Google». Причиной для такого решения послужили многочисленные жалобы местных медиакомпаний, которые были недовольны тем, что американские IT-гиганты зарабатывают на рекламе, используя чужой контент.

Еще в 2008 году одна из топ-менеджеров Google Марисса Майер оценивала ежегодную прибыль агрегатора новостей Google News в 100 миллионов долларов — все эти деньги подразделение получало за счет новостей и статей, написанных СМИ по всему миру. «Налог на Google» позволил бы Франции ежегодно пополнять бюджет на 10-20 миллионов евро. Все эти средства планировалось отправлять на поддержку местных писателей, музыкантов и издателей.

В Google инициативе Парижа не обрадовались. Представитель французского отделения компании Оливье Эспер (Olivier Esper) сказал, что законопроект может негативно сказаться на развитии технологий.

«Мы не считаем, что введение дополнительного налога на интернет-рекламу является уместным, так как это может существенно замедлить инновации в сети. Более удачный способ поддержки создателей контента — поиск новых бизнес-моделей, которые могут помочь потребителям находить интересные материалы и платить деньги правообладателям», — заявил тогда Эспер.

С критикой выступили и другие члены профессионального сообщества, и в 2011 году французский парламент отклонил законопроект. Власти посчитали, что взимание налога с американских IT-гигантов может создать прецедент, и французские компании пострадают от него сильнее, чем Google и другие монополисты.

Однако в 2012 году Саркози вновь предложил обложить их налогом с онлайн-рекламы. Глава государства назвал недопустимой ситуацию, когда компании получают в стране миллиардную выручку и не отчисляют налоги с этих денег. Он пообещал окончательно разобраться с вопросом после переизбрания, а также распространить практику на весь Евросоюз.

Конфликт разгорелся вновь, и Google пошла на решительный шаг: компания направила министрам Франции письмо, в котором пригрозила убрать из поисковой выдачи французские сайты, за которые ей придется платить. Такой шаг мог бы серьезно повлиять на бизнес внутри страны — по данным самого IT-гиганта за 2012 год, ежемесячно из Google на сайты французских СМИ совершалось четыре миллиарда переходов. Министр культуры Франции назвал это решение корпорации «угрозой демократически избранному правительству».

К несчастью для Google новый лидер Франции Франсуа Олланд, сменивший на посту Саркози, поддержал позицию предшественника и подтвердил планы на введение налога с поисковиков. После этого председатель совета директоров Google Эрик Шмидт отправился в Париж на встречу с новым президентом. По результатам переговоров компании дали срок до конца января 2013 года: за это время поисковик должен был договориться с французскими издателями. Как стало известно позднее, Google предлагала 50 миллионов евро для решения спора об авторских правах на тексты их новостей. Издания должны были получить треть суммы на руки, еще треть в виде покупки рекламы в принадлежащей Google сети AdSense, а оставшуюся сумму планировалось пустить на обеспечение коммерческого сотрудничества между Google и изданиями.

Французские издатели посчитали сумму недостаточной для решения спора. Они потребовали у поисковика от 70 до 100 миллионов евро, причем минимум 50 миллионов должны были пойти только на покупку у них рекламы. В конце концов, после нескольких месяцев переговоров стороны сошлись на сумме в 60 миллионов евро и снижении цен на закупку рекламы на платформе AdSense. Этот компромисс позволил избавиться от необходимости принятия закона и ежегодных лицензионных сборов. По крайней мере, временно.

«Франция гордится тем, что достигла этого соглашения с Google, первого в мире такого соглашения», — писал довольный решением вопроса Олланд в Twitter.

Повторили

Казалось бы, противостояние Франции и Google подошло к концу, однако в 2019 году в стране вступила в силу новая европейская директива по защите авторских прав при размещении материалов в интернете. На ее основе Париж принял закон о «создании смежного права в интересах информационных агентств и редакторов СМИ». Один из пунктов свежего законодательства — расширение прав издателей СМИ. Они получили возможность взимать вознаграждение с интернет-платформ, которые используют их материалы.

Согласно документу, агрегаторы теперь могут бесплатно публиковать лишь заголовки материалов, не дополняя их цитатами или фотографиями из источника. Однако ссылки на статьи под запрет не попадали, чем Google News и воспользовались. В итоге сервис стал публиковать только заголовки новостей с гиперссылками, ведь за это не нужно платить вознаграждение.

Французскую прессу такой подход не устроил: она подала жалобу на Google в орган по вопросам конкуренции. Издатели побоялись, что из-за новых условий американского агрегатора информация станет гораздо менее заметной в результатах поиска, что приведет к падению интернет-трафика, писало Agence France-Presse.

В этом вопросе Комитет по конкуренции встал на сторону журналистов. Он обязал Google провести переговоры с представителями французских СМИ по вопросу выплат компенсаций за цитирование. И хотя IT-гигант подал апелляцию на решение антимонопольного регулятора, суд Парижа в октябре 2020 года подтвердил первоначальный вердикт. Скорее всего, компании придется вновь идти на мировую с представителями СМИ, как это уже было в 2012 году.

Германия против Google

Опыт Франции стал прецедентом: другие страны Евросоюза осознали, что могут не только бороться с американскими монополистами, но и выигрывать серьезные поединки. Уже в марте 2013 года, через месяц после заключения договора между французскими издателями и крупнейшим поисковиком, парламент Германии принял закон «О дополнительных авторских правах для издателей прессы», по сути, тот же «налог на Google». Основная его задача — заставить сайты, перепечатывающие и компилирующие новостные заметки, платить авторам новостей.

Еще в середине 2012 года, когда немецкий законопроект только разрабатывался, Google активно его критиковала. Компания называла закон «плохим» и нарушающим «основные принципы» работы сети. Разработчики поисковика даже выложили в YouTube видеоролик, в котором призвали немецких пользователей не допустить ограничения свободы поиска в интернете.

Любопытно, что немецкое подразделение Google не стало запугивать власти угрозами отключить индексацию на контент. Вместо этого в компании напирали на то, что под действие закона «с размытыми формулировками» могут попасть невинные интернет-магазины, которые в описании товаров используют цитаты из СМИ. Представители американского IT-гиганта также выразили недоумение: почему они должны платить за то, что приносят трафик новостным изданиям.

Сам законопроект даже в финальном виде действительно получил довольно размытые формулировки. Документ исключал отдельные слова или небольшие отрывки текста, однако допустимый размер для цитирования остался неизвестен. Также закон не указывал размеры отчислений авторам.

Как итог — Google News продолжил работать в Германии, потому что в агрегаторе приводятся только заголовки и короткие выдержки из новостей и статей. Однако закон создал правовую базу для исков правообладателей к агрегаторам — теперь бороться с монополистами немцам будет гораздо проще. При желании власти или правообладатели смогут «прижать» поисковик и заставить его платить.

Испанский стыд

Еще печальнее для Google оказалась ситуация с испанскими законодателями. В октябре 2014 года парламент страны проголосовал за введение закона об интеллектуальной собственности — местной версии «налога на Google». Он обязывает владельцев агрегаторов новостей платить издателям за контент — по планам законодателей, это должно компенсировать СМИ ущерб от паразитирования на их новостных материалах. Законопроект вступил в силу с января 2015 года.

Как и в случае с Германией, новый закон не обозначил сумму роялти за использование контента, однако требования к агрегаторам стали строже: нельзя было показывать фрагменты материалов с сайтов СМИ даже при наличии разрешения от издателей. Поисковику приходилось бы платить за все испанские материалы из выдачи Google News.

Если учесть, что доля американского поисковика на тот момент составляла 95,3 процента, становится очевидным, что пролоббированный испанскими издателями закон был направлен исключительно на Google News.

«Что касается будущего, то мы будем продолжать работать с испанскими СМИ, чтобы помогать им наращивать доходы. Одновременно компания сейчас оценивает, как ей придется работать в условиях нового регулирования», — заявили представители Google, комментируя ситуацию после принятия законопроекта парламентом.

Несмотря на обещания, уже в декабре 2014 года в корпорации приняли решение закрыть Google News в Испании. Она также удалила все новости испанских издателей из международной версии агрегатора. По словам главы сервиса Ричарда Гинграса, компания не сможет выполнить условия нового закона, так как не размещает рекламу на сервисе, следовательно, не получает с него дохода. Заявление довольно спорное: по подсчетам News Media Alliance, к 2018 году Google заработала на новостной индустрии более 4,7 миллиарда долларов.

Бразильский бунт

Пока испанцы давили на Google, многие бразильские СМИ попросту решили отказаться от услуг агрегатора на территории страны. В 2012 году 154 газеты, на которые приходилось около 90 процентов тиража, запретили поисковику как-либо использовать их контент.

«Использование Google News не помогло расширить нашу цифровую аудиторию. Предоставляя пользователям интернета первые несколько строк наших историй, сервис снижает вероятность того, что они будут просматривать всю историю на наших веб-сайтах», — заявил президент Бразильской национальной газетной ассоциации Карлос Фернандо Линденберг Нето.

Незадолго до этого представители СМИ выдвигали Google предложение платить им за контент, однако в американской корпорации отказались идти на уступки. Как и в случае с другими странами, представители поисковика отметили, что буквально дарят миллиарды переходов новостным сайтам по всему миру. Директор по государственной политике Google Марсель Леонарди даже сравнил национальную газетную ассоциацию Бразилии с рестораном, который взимает налог с таксиста за то, что он возит туда туристов.

Победа за издателями?

Судя по всему, международный натиск все-таки побудил Google выплачивать роялти авторам контента и издателям. В июне 2020 года американская корпорация рассказала о запуске лицензионной программы, в рамках которой некоторые издания будут получать денежные вознаграждения за статьи высокого качества. На момент выпуска пресс-релиза Google уже заключила контракты с Der Spiegel в Германии, InQueensland и InDaily в Австралии, Diarios Associados в Бразилии и другими крупными изданиями из других стран.

В октябре гендиректор Google Сундар Пичаи опубликовал в блоге заявление о том, что компания в течение трех лет выплатит миллиард долларов на «создание и поддержку высококачественного контента». Все эти материалы будут публиковаться на отдельной платформе Google News Showcase внутри стандартного агрегатора в виде сюжетных блоков. Среди уже известных партнеров — издания Der Spiegel, Stern, Die Zeit, Folha de S.Paulo, Band, Infobae, El Litoral, GZH, WAZ и SooToday. Поначалу сервис будет работать в Бразилии и Германии — тех странах, с которыми у Google ранее были серьезные разногласия. Позже разработчики намерены запустить платформу и в других регионах.

Любопытно, что Google исключила из списка Австралию, сославшись на регуляторные сложности из-за судебных разбирательств с местными издателями. Впрочем, компания надеется решить все проблемы в ближайшем будущем. Однако очевидно, что борьба нескольких стран с одним из крупнейших в мире монополистов не прошла даром.

< Назад в рубрику