В пятницу, 30 октября, чемпион UFC, самый известный боец в мире Хабиб Нурмагомедов опубликовал в Instagram пост, в котором резко высказался в адрес французского президента Эммануэля Макрона в ответ на не менее резкие заявления политика о мусульманах. Куда своими корнями уходит конфликт после серии атак во Франции, как большинство мусульман реагируют на подобные теракты и чем должно закончиться противостояние Макрона и верующих — «Лента.ру» спросила у заместителя председателя Совета муфтиев России Рушана Аббясова и ученого-кавказоведа, антрополога и старшего научного сотрудника МГИМО Ахмета Ярлыкапова.
Рушан Аббясов, первый заместитель председателя Совета муфтиев России и Духовного управления мусульман России:
Мне абсолютно понятна позиция и Хабиба Нурмагомедова, и [позиция] муфтия Чеченской Республики, но комментировать ее я, честно говоря, не хочу. Пусть они это делают сами.
Я не могу запретить им говорить, потому что у нас есть свобода слова. Но скажу вот что: любой говорящий, особенно пользующийся огромной популярностью, должен понимать, что он в ответе за свои слова и их последствия перед Всевышним.
И с этой точки зрения весь мусульманский мир должен осудить произошедший во Франции террористический акт, потому что никакие карикатуры не могут оправдать самосуд и тем более убийство человека. Это неприемлемо с точки зрения ислама и считается тяжким грехом.
С другой стороны, весь мусульманский мир осуждает и президента Франции, который, говоря о свободе слова, забыл о великом французском философе Вольтере, сказавшем, что любая свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого. И это включает в себя, в том числе, и уважение и ненарушение чувств верующего.
То, что произошло [между Макроном и мусульманами], — это провокация. И, к сожалению, среди мусульман есть те, кто легко на такие провокации поддается. Всем им я бы посоветовал вот что. Соблюдать закон и помнить о пророке Мухаммеде (мир ему). Слыша многочисленные оскорбления в свой адрес, он всегда пытался быть человеком нравственным. Ему было хуже, чем нам, в миллион раз. Он был вынужден ночью бежать из своего родного города Мекки из-за угрозы жизни. Была ночь, его преследовали.
Но, вернувшись в Мекку победителем, он никого не преследовал, не казнил, не оскорбил, несмотря на все их злодеяния. Об этом я говорил и на сегодняшней проповеди: «Не нужно, не обдумав, совершать какие-то действия! Коранический аят говорит: оттолкни зло добром!» И еще. От того, что кто-то что-то нарисовал, личность пророка в глазах мусульман меньше не станет. А защищать его мы должны только одним способом — жить по тем установлениям и правилам, которые он нам дал.
Ахмет Ярлыкапов, ученый-кавказовед, антрополог и старший научный сотрудник МГИМО
«Лента.ру»: О чем говорит вспыхнувший конфликт? Почему мусульманское общество находится в таком напряжении?
Потому что пророк у мусульман считается очень уважаемым. И не только Мухаммед, но и все пророки. Это люди, которые избраны Богом, чтобы обратиться к людям. Соответственно, и Иисус Христос, и Моисей — это все люди, которые были безгрешными, были ведомы Богом, открывали людям божественную волю и так далее. В этом смысле Мухаммед, который считается последним пророком Бога, наиболее уважаем мусульманами, через него был ниспослан Коран. Это очень значимый для мусульман человек. Оттого все карикатуры на Мухаммеда и оскорбления воспринимаются очень болезненно.
Но почему раньше мусульмане так резко не реагировали?
Понимаете, просто потому, что это уже переходит какие-то границы. Зачем было Макрону публично так высказываться? Хорошо, уже вроде бы успокоились по поводу карикатур и так далее, но нарочито это выставлять — это уже тоже какая-то конфликтная позиция.
Все здравомыслящие мусульмане знают историю французской революции, Французской Республики. Знают, что Французская Республика основана на светскости, где-то даже воинственной. Все знают, как республика в борьбе за светскость уничтожала католические храмы.
Но тем не менее Макрон человек очень ответственный, президент целой страны, от него-то как раз ожидают, что он будет разумно себя вести, не будет провоцировать эскалацию. И, как я смотрю по соцсетям, мусульмане стали флешмобы проводить про то, что они любят пророка и так далее. Это все ожидаемо.
Но, с другой стороны, то, что говорит Хабиб... Не стоит оскорблять человека в ответ. Из той же жизни Мухаммеда известно, как один человек его постоянно оскорблял, но Мухаммед приходил к этому человеку, следил за ним, тот не мог есть, и он его кормил. И только потом этот человек узнал, что именно Мухаммед приходил к нему. То есть из жизни самого Мухаммеда имеются примеры, когда он на оскорбления не отвечал оскорблением.
Но здесь Хабиб поддался эмоциям и стал в ответ оскорблять. Он воспринял позицию Макрона как оскорбление, что он осознанно оскорбляет Мухаммеда.
Мы-то понимаем, что он защищает светскость Французской Республики, но весьма своеобразно. Светскость ведь тоже можно защищать разными способами. И по-разному понимается светскость. Та же светскость в Германии совершенно другая, чем во Франции или России. Это абсолютно разные традиции.
С одной стороны, обезумевший Макрон, который вместо того, чтобы успокаивать, наоборот, закручивает эту спираль. С другой стороны, эти фанатики, которые всегда есть и которым всегда повод нужен. Это буквально единицы, и из-за них страдают два миллиарда мусульман.
Насколько мнение Хабиба Нурмагомедова влиятельно среди мусульман?
Оно очень влиятельно среди молодежи. Так сложилось, что среди многих мусульман популярны эти виды спорта. И для тех, кто в них достигает каких-то результатов, конечно же, его мнение очень влиятельно. Очень жалко, что голоса тех мусульманских лидеров, которые призывают к тому, чтобы стороны как-то успокоились, не слышны, а слышны эмоциональные заявления и Макрона, и Хабиба. Здесь как у Макрона, так и у Хабиба позиция, не направленная на примирение.
Для российских мусульман кто сейчас авторитетнее — муфтият или Нурмагомедов?
В данном конкретном вопросе авторитетнее Нурмагомедов, конечно. И это тоже трагедия. Он очень популярен, к его мнению прислушивается молодежь. А молодежь всегда более активна, более экспрессивно выражает свое мнение. И это все тоже, конечно, не очень хорошо в целом для мусульман. Еще раз повторюсь, подавляющее большинство мусульман, которые оказались между молотом и наковальней, страдают.
Как вы считаете, имеет ли место сейчас тенденция радикализации в исламе?
Ну, тенденция радикализации сейчас вообще есть, не только в исламе. Вы посмотрите, что сейчас творится в целом в мире. Эта радикализация не только религиозная, она и политическая, и какая угодно. Спокойнее не становится. В общем-то, в том, что касается религии, вы, наверное, помните, что один православный деятель в каком-то монастыре забился. И Собчак к нему ездила. Это же тоже признаки радикализации. Где-то по одному поводу она происходит, где-то по другому поводу. Но я бы здесь как раз не религию винил, а общий фон, который принимает удобную для него форму. Как называл это один французский исследователь — не радикализация ислама, а исламизация радикализма. То же самое, как в случае с этим батюшкой, бывает православизация радикализма. И так далее. Это все выходит за рамки религии, собственно говоря.
В целом есть очень много вызовов, которые связаны как с глобализацией, так и с переменами, которые происходят слишком быстро. И, конечно же, иногда все это вызывает достаточно радикальный ответ. И мы должны, наверное, радоваться, что этот ответ не совсем уж такой радикальный, без огромного количества жертв. Но жертв вообще жалко — огромное их количество или единицы.
Насколько это актуально относительно Кавказа?
Эта тенденция актуальная и для Кавказа, и для других регионов страны. Я не стал бы выделять как-то российский Кавказ, потому что системный кризис, вызывающий радикализацию, есть везде, в целом по стране, к сожалению. Просто на Кавказе он более выражен в силу особенностей региона.
Можете дать прогноз, как будет развиваться история с Макроном и Хабибом?
Эта история, как мне кажется, закончится довольно быстро, потому что кто такой Макрон и кто Хабиб. Хабиб выразил свою позицию. В ответ на оскорбление пророка он решил оскорбить Макрона. Я вообще не вижу смысла в этом, но тем не менее это его личная позиция. Она, к сожалению, отразится на молодежи. Хотя, повторюсь еще раз, подавляющее большинство мусульман хочет, чтобы произошло какое-то взаимопонимание, чтобы эта спираль перестала закручиваться. Но сейчас вместо движения навстречу друг другу стороны еще дальше расходятся. И настроения среди мусульман, к сожалению, будут идти дальше от какого-то согласия.
Но мне кажется, что Макрон все-таки политик ответственный, он должен какие-то шаги предпринять, чтобы это напряжение уменьшить. Все понимают, что Французская Республика никогда не пойдет на то, чтобы светские принципы, завоеванные в том числе и в конфликте с католической церковью, прямо сейчас сдать. Но с учетом каких-то изменившихся обстоятельств — уменьшать накал, скажем так. И, наверное, если политики люди ответственные, они будут предпринимать действия. Я на это надеюсь. Я не знаю, как будет действовать дальше Макрон. Могу только предположить, что ответственный политик сделал бы так, чтобы напряжение было снято.