Принято считать, что Россия безнадежно уступает США и Китаю во многих отраслях, однако это не относится к интернет-экономике. В 2020 году Россия уверенно входит в двадцатку стран с наиболее развитой сетевой инфраструктурой, имея собственную популярную поисковую систему, соцсети и крупных игроков на рынке интернет-торговли. Еще 20 лет назад Рунет находился в зачаточном состоянии, и подобный успех казался немыслимым. Однако за два десятилетия аудитория российского интернета выросла в десятки раз, а вклад в экономику достиг 6,4 триллиона рублей в год. Страна вышла в европейские лидеры по количеству платежей, которые совершаются с помощью умных гаджетов, и использованию онлайн-кошельков. «Лента.ру» в рамках проекта «Россия 2020» изучила становление интернета в нашей стране.
20 лет назад интернета в нынешнем понимании в России не существовало. Доступ к нему, как и в остальном мире, имели немногие. При этом далеко не все из этих счастливчиков реально пользовались сетью.
«У нас дома был компьютер с интернетом, в который можно было выходить через телефонную линию. Подключал все это дело специалист, и начал он с создания электронной почты. Только ею никто в доме не пользовался и в интернет никто не выходил», — вспоминает москвич Сергей Петров.
В 2000 году ему было пятнадцать. Сергей помнит, что доступом к интернету, как и единственным в семье мобильником, распоряжался отец, который к устройствам никого не подпускал.
«Эта была какая-то дичь. Но не только у нас. Помню, приехали к дяде, и у него был новый классный комп, — сетует Петров. — Он гордо показывал его гостям, включал экран, все ахали и кивали, а потом садились выпивать. А комп-то реально был мертвый, потому что на нем не стояло драйверов, и дядя даже не собирался их ставить».
В то время для большинства молодых россиян собственный компьютер был недосягаемой мечтой.
Жажда выйти в интернет у Сергея возникла, когда он узнал, что там существуют чаты, где можно знакомиться с девушками и, конечно же, порно.
«В нашем компьютерном клубе и соседних выйти в интернет было нельзя, и мы поехали с другом на Охотный Ряд, где в цокольном этаже было интернет-кафе. Отправились туда на всю ночь», — вспоминает Сергей.
По его словам, порно там искали все, но гораздо больший интерес представляли почему-то именно чаты. «Черный фон, на котором строчка за строчкой красным или зеленым шрифтом люди писали друг другу всякую чушь под невероятными никами, будто бы вместе составляли какой-то вордовский файл. Но за этим делом можно было провести всю ночь», — вспоминает Петров.
Никаких картинок, фоток или аватаров не было, но люди знакомились, а самые рисковые затем устраивали встречи в офлайне.
«Мой товарищ в "Кроватке.RU" познакомился с девушкой под ником Чародейка. Они общались по сетке пять лет как друзья, а затем встретились. Теперь живут вместе!» — заключил Петров.
Для начала нулевых знакомство через интернет было исключением. Таких людей еще считали сумасшедшими. А 20 лет спустя, по словам директора по развитию сервиса международных знакомств RusDate Романа Леви, онлайн-дейтинг оставит в этом плане далеко позади бары, общие дружеские компании, вузы и работу.
«"Кроватка.RU" — это был легендарный проект, в котором присутствовало 25 каналов, или комнат, на любой вкус, в числе которых "Знакомства", "Любовь", "Кому за 30", "Искусство", "Компьютеры" и много других, — вспоминает Роман Леви. — Была также комната на английском языке. В чате были приватные комнаты, личные сообщения, которые видны только собеседнику. Вот с этого и начался российских рынок онлайн-дейтинга».
Строить бизнес на подростковой тяге к онлайн-шутерам, порнушке и чатам было непросто. Порой дело доходило до мордобоя. Об этом периоде хорошо помнит Аслан Мирзоев, устроившийся администратором в типичный районный компьютерный клуб.
«Я не понимал: на какую прибыль мог рассчитывать владелец? Там собиралась вся районная шпана. Они там бухали, дрались и отпугивали нормальную публику. Технику тоже портили», — вспоминает Мирзоев.
Дагестанец решил твердой рукой навести порядок и на некоторое время превратился в вышибалу. «Пришлось силой объяснить, кто в клубе хозяин. Помню, угрожали ножом, забивали мне стрелки, но силенок справиться со мной у школоты не хватало», — говорит Аслан.
По словам Мирзоева, это был самый опасный период в его жизни, но риск оказался оправданным: клуб приносил большие деньги. Со временем Аслан получал уже не зарплату, а процент от прибыли, став партнером владельца.
«А затем я предложил ему выйти на следующий уровень — вложиться в строительство перспективной тогда оптоволоконной инфраструктуры, но он отказался. Я вновь рискнул и продал свою долю клуба», — вспоминает Мирзоев.
На начало нулевых в России пришелся бум локальных сетей не только в Москве, но и в регионах. Этим часто занимались подростки.
«Ребята вроде меня, лет пятнадцати, просто протягивали сетевые кабели от одного компьютера к другому в соседний подъезд или даже дом, — вспоминает житель Югры Олег Долгицкий. — Постепенно эта настоящая паутина оплела целый город, только в нашей сети было больше сотни человек. Естественно, без драм и скандалов после очередной игры в Counter-Strike не обходилось».
Одним из таких юных и по-хорошему борзых спецов был Руслан Фазлыев из Ульяновска. Точек доступа к настоящему интернету в Ульяновске к концу 90-х было мало.
«Доступ тогда был очень дорогим. На то, чтобы посидеть в сети два дня, ушла бы вся зарплата отца», — вспоминает Руслан.
Фазлыев, как настоящий герой фильмов о юных хакерах, нашел способ бесплатного доступа к интернету, из-за чего едва не нарвался на серьезные неприятности.
«Однако там, где я нахулиганил, решили взять меня на работу», — отметил Руслан.
Руслану поставили задачу связать провайдеров в городе локальной сетью, так как весь трафик по Ульяновску проходил через Самару и Москву. В итоге даже между соседними зданиями информация шла с задержкой в три секунды.
«Я был еще первокурсником в кожанке, которая, как мне казалось, помогала выглядеть взрослее. Приходил в офисы, где сидели солидные дядьки. Работал по принципу стартапа: Fake it till you make it (притворяйся этим, пока не сделаешь это)», — вспоминает Фазлыев.
Постепенно мода на создание локалок стала повальной. Этим занимались, к примеру, даже сотрудники МВД.
«Ничего сильно не скрывалось, просто высокому начальство было плевать. Никто из наших генералов не боялся нарушения режима секретности. Они считали, что сеть — это просто игрушка», — говорит Сергей Петров, который в 2004 году пришел работать в милицейский отдел и в свободное время играл там же по сети с коллегами в CS.
Развитые районные локальные сети предложили клиентам более дешевый и скоростной доступ к сети, открыли возможность рубиться в онлайн-шутеры с друзьями без похода в компьютерный клуб, освободили телефонные линии, но, пожалуй, главным их достоинством стал бесплатный скоростной доступ к локальным FTP-серверам c фильмами и музыкой.
Именно локалки приучили людей к потреблению больших объемов медиа через сеть.
В нулевые годы люди перешли от состояния «заходить в интернет» к «сидеть в нем»: возникло массовое блогерство.
«Блоги и форумы были довольно узкопрофильными, «по интересам». С одной стороны, это приводило к определенной атомизации сетевого сообщества, с другой — зайдя на профильный форум, ты мог получить квалифицированный ответ на интересующий тебя вопрос», — говорит Тимофей Шевяков, ставший тогда известным блогером под ником Tim Tarlith.
Осенью 2004 года он впервые узнал о «Живом Журнале» (LiveJournal), но его эта платформа сперва не зацепила.
«Все-таки тогда было время форумов, где все было проще и понятнее. А в начале 2005-го я завел уже собственную «уютненькую» и вел ее до конца 2015 года. Сначала это был чистый лытдыбр, как это тогда называлось (lytdybr — слово «дневник» в латинской раскладке), потом пошли уже посты исторического характера», — вспоминает Шевяков.
В когорту «тысячников» (по числу читателей) он вошел с разбором киноляпов в «Турецком гамбите» в том же 2005 году.
По словам Шевякова, период с 2005-го по 2010 год стал «золотым веком» ЖЖ. Он стал основной дискуссионной площадкой того времени. В одном месте было собрано большое количество талантливых людей — журналисты, политики, ученые, музыканты, писатели.
Но много оставалось и таких, у кого дома вовсе компьютера не было, и это еще не казалось чудачеством.
«Я реально делал рефераты, курсовые от руки, когда другие уже скачивали их из сети. И я был не одинок в этом плане. А компьютер у нас дома появился только в 2010-м», — отмечает врач Дмитрий Демоне.
В Норильске, куда до сих пор можно добраться только на самолете, хорошо помнят, как в нулевые туда с Большой земли везли жесткие диски с закачанным контентом.
Никакие талантливые подростки здесь помочь не могли, так как сигнал шел через спутник, и расширять этот канал было затруднительно. Таймыр — это одно из многих отдаленных мест России, куда мобильный интернет пришел раньше проводного.
«До того как в Норильск провели оптику, максимальная скорость не превышала 2 мегабита. Видео можно было смотреть только в качестве 480, на 720 оно уже дергалось», — говорит норильчанин Григорий Скрипко.
Оптико-волоконную линию связи провели в Норильск из Нового Уренгоя — через 956 километров — за три года. Ее запуск в сентябре 2017 года стал настоящим праздником.
Стоимость линии составила 2,5 миллиарда рублей.
Интересное наблюдение: Руслан Фазлыев, живущий в Калифорнии, заметил, что интернет-инфраструктура в России лучше, чем в США, так как строилась она позже.
По-настоящему массовым, каким мы знаем его теперь, интернет стал к 2010 году, когда на смену блогам пришли соцсети.
Для Фазлыева этот период времени стал показательным, потому что смартфоны и планшеты стали использовать люди старшего возраста, а не только продвинутая молодежь.
А Роман Леви заметил, что именно развитие мобильного интернета в корне изменило репутацию онлайн-знакомств. К ним теперь намного больше доверия.
«В мобильные приложения постоянно добавлялся новый функционал, прежде всего геолокация. Или, например, свайп, когда пользователь постоянно пролистывает профили пользователей. Для многих это уже стало привычкой», — добавил Леви.
Отдельной историей стало распространение сетей Wi-Fi. Бесплатный беспроводной, хоть часто и некачественный доступ в интернет появился в 2010-х во всех предприятиях российского общепита и гостиницах без команды сверху.
Домашний же Wi-Fi появился у россиян вместе с пакетными предложениями услуг скоростного интернета, телефонии и телевидения. Занимавшиеся этим компании постепенно поглотили или вытеснили районные локалки и вышли на первый план.
Руслана Фазлыева позвали строить подобную компанию-провайдера еще в начале нулевых.
«В Ульяновске провайдер телефонии был один, и абонентский номер нужно было ждать по полгода-году, а в интернет тогда без него было не выйти. На фоне либерализации законодательства в этом отношении мы стали строить свою инфраструктуру связи и подключали людей уже через две недели после поступления заказа — это был прорыв», — объясняет собеседник «Ленты.ру».
Фазлыев с товарищами сначала просто повесили свои кабели на уже имевшиеся столбы, из-за чего с ними судились, а потом стали рыть траншеи, куда клали уже оптоволоконные линии связи.
«Я поставил перед собой такую задачу, чтобы интернет у нас был магистральный, чтобы от скорости людям сносило крышу. Мы были единственные в городе, кто тянул оптоволокно к людям. Тогда оно доходило только до провайдеров», — говорит Руслан.
Затем Фазлыев переключился на создание интернет-магазинов, бурное развитие которых стало трендом 2010-х. А в нулевых команда Руслана разработала X-Cart — платформу для электронной коммерции, а затем, к 2009 году, Ecwid, позволяющий создавать магазины на сайтах или в соцсетях вообще без участия программистов.
Фазлыев сосредоточился на развитии этого проекта, переехал в США и годы спустя стал одним из героев фильма Юрия Дудя про Кремниевую долину.
С самого начала существования Рунета его аудитория росла быстрыми темпами. По данным опросов Фонда общественного мнения (ФОМ), в 2000 году в интернет заходили только 3,6 процента россиян. Тогда российский интернет находился в зачаточном состоянии: всего за два года до этого президент России Борис Ельцин провел первую интернет-конференцию, появилась служба Mail.ru, открылся первый в истории онлайн-магазин Ozon, а в системе WebMoney прошел первый перевод средств, что де-факто ознаменовало появление в России индустрии электронных платежей. Уже в 2002 году аудитория Рунета достигла 10 процентов, в 2005-м перевалила за 20 процентов, а в 2012-м превысила 50 процентов. По итогам 2019 года число пользователей российского сегмента интернета установило новый рекорд и достигло 79 процентов жителей страны.
Еще в начале 2000-х в России начала формироваться мощная база интернет-компаний. В начале тысячелетия лидерами российского сегмента интернета были «Яндекс», Mail.Ru Group и «Рамблер». Тогда потребление информации пользователями было в основном десктопным. Однако с развитием технологий, появлением соцсетей и мессенджеров на передний план вышел мобильный интернет: по итогам 2019 года через мобильные устройства в сеть заходило более 70 процентов населения страны. Быстрое и широкое распространение мобильного интернета связано с его дешевизной. По данным за 2019 год, стоимость одного гигабайта мобильного трафика в России составила 0,91 доллара. Для сравнения: в Великобритании и Германии он стоил около 7 долларов, а США и Канаде — больше 12 долларов.
С технологическим прогрессом изменились и потребительские привычки россиян. В начале 2000-х они использовали интернет в основном для поиска информации, компьютеров, программ, чтения новостей. В 2019-м россияне в основном заходили в интернет для общения в соцсетях (64 процента), почти столько же (62 процента) сообщили, что играют в онлайн-игры, 58 процентов используют интернет для поиска информации, 56 процентов смотрят видео онлайн, а 55 процентов слушают музыку.
Изменение в поведении потребителей и новые тренды отслеживали интернет-компании, которые тоже начали трансформироваться и подстраиваться под меняющийся рынок. К 2020 году стало понятно, что по-настоящему успешными могут быть только экосистемы, которые, помимо онлайн-потребностей пользователей, удовлетворяют и их офлайновые запросы. Например, «Яндекс» перестал быть просто поисковой системой, а начал предоставлять в том числе услуги такси и доставки еды. Mail.Ru Group перестал быть только почтовым сервисом.
Одной из причин бурного роста Рунета является развитие системы онлайн-платежей. В 2019 году Россия вошла в топ-5 стран Европы, где платежи чаще всего совершают с помощью умных гаджетов, и стала крупнейшим в регионе рынком по объему операций с использованием цифровых кошельков. «В России очень развита система платежей, есть собственная платежная система. Также в России очень хорошо представлены сервисы, которые мы называем “пэями”: Apple Pay и прочие, широко распространен прием бесконтактных платежей. Я бы сказал, что Россия — один из самых продвинутых и развитых платежных рынков в Европе», — заявил президент Mastercard Europe Марк Барнетт.
Государство понимает перспективы сегмента экономики, который связан с цифровыми технологиями, электронным бизнесом, электронной коммерцией, цифровыми товарами и услугами. С 2019 года оно реализует проект «Цифровая экономика», который рассчитан до 2024 года. Среди его задач — сделать интернет в России доступным для каждого жителя страны, покрыть связью 5G крупнейшие города, защитить информацию граждан, бизнеса и государства, повысить эффективность основных отраслей экономики за счет внедрения новых технологий. В общей сложности на реализацию данных задач предусмотрено выделить 1,8 триллиона рублей.
Развитие интернета в России не только открыло новые возможности для бизнеса, но и дало толчок развитию таких областей жизни, как образование и медицина. Например, широкий доступ в интернет позволил в начале 2000-х запустить в России формат дистанционного обучения. В том числе благодаря этому 20 лет спустя школьников и студентов удалось быстро перевести из школ в онлайн во время пандемии. Кроме того, интернет увеличил доступность медицины для россиян. В настоящее время врачи уже могут удаленно проводить первичные консультации с пациентами и принимать решения о необходимости очного приема. Со временем ожидается, что медики смогут ставить диагнозы и выписывать рецепты онлайн.
Российские власти планируют продолжить повышать доступность интернета. Президент Владимир Путин в послании к Федеральному Собранию подчеркнул, что россиянам необходимо предоставить самый широкий доступ к сети: «Доступность интернета должна стать конкурентным преимуществом России и наших граждан, [необходимо] создать широкое пространство для образования и творчества, для общения, для реализации социальных и культурных проектов». Президент предложил увеличить вклад государства в развитие сети в России и запустить проект «Доступный интернет», обеспечив бесплатный доступ к социально значимым отечественным интернет-сервисам по всей территории страны и освободить россиян от платы за такой интернет-трафик. Проект запустили в тестовом режиме в апреле 2020 года, за два месяца им воспользовались уже полмиллиона человек.
Любопытно, что пандемия коронавируса пошла на пользу развитию интернета. Кризис, конечно, нанес урон российскому сырьевому сектору, розничной торговле, пассажирским перевозкам, а также отраслям, связанным с оказанием услуг населению. Однако он фактически не отразился на российской интернет-экономике. По данным Российского интернет-форума (РИФ), в 2016-2019 годах интернет-экономика показывала годовой рост в среднем в 15-20 процентов, а в 2020-м он составит 15-16 процентов. В первой половине года эксперты ожидали, что из-за кризиса рост интернет-экономики в худшем случае будет нулевым, а в лучшем составит только 10 процентов, но в итоге опасения не оправдались.
Дело в том, что из четырех основных сегментов интернет-экономики (маркетинг и реклама, инфраструктура и связь, электронная коммерция и цифровой контент) сильно пострадал только первый — рост в нем составит по итогам года 2-3 процента. Так же негативно кризис отразился на показателях сегмента инфраструктуры и связи, который прибавит 8-10 процентов по итогам года. Однако потери компенсируют электронная коммерция, которая стала одним из главных бенефициаров коронавирусного кризиса, и цифровой контент. Ожидается, что по итогам года эти сегменты прибавят 16-18 процентов и 15-16 процентов соответственно.
Сгладила влияние коронавируса на интернет-экономику сильная цифровая база, сформированная в России, — большое число компаний, которые работают онлайн. Российская интернет-инфраструктура оказалась готова к тому, что в пандемию потребление россиян больше переместилось в онлайн. «Россия — одна из немногих стран мира, которая имеет собственные поисковые сервисы, социальные медиа, картографические сервисы, где работают локальные игроки в отрасли электронной коммерции. В период пандемии коронавируса отечественные интернет-сервисы не только смогли оперативно перестроить бизнес-процессы и адаптироваться к новым условиям, они также позволили гражданам России сохранить привычный уровень жизни и получать необходимые товары и услуги», — сказал директор Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) Сергей Плуготаренко. Такое развитие цифровой инфраструктуры и сервисов стало возможным благодаря высоким темпам проникновения интернета в России.
Однако в обозримом будущем Россия, несмотря на успехи, продемонстрированные в последние 20 лет, рискует отстать от ведущих экономик мира в цифровой сфере. Из-за роста мобильного трафика во многих странах встала необходимость перехода на технологию 5G. В России ее внедрение находится в зачаточном состоянии: действует всего несколько экспериментальных зон, а в крупных городах 5G запустят только к 2024 году. Из-за промедления Россия пока проигрывает цифровую гонку США и Китаю, которые активно развертывают сети пятого поколения на своих территориях. К 2025 году они станут лидерами по числу подключений. И России снова придется их догонять.