В России миллионы семей испытывают финансовые трудности только потому, что женщины, ушедшие с работы, чтобы растить детей, не могут вернуться обратно, а тем более — зарабатывать больше, чем раньше. Несмотря на то что в стране строятся детские сады (только в 2020-м планировалось создать 54 тысячи новых мест), часто этого недостаточно — матерям нужны курсы переобучения или повышения квалификации. При этом в России действуют проекты поддержки — как государственные, так и созданные самими женщинами. Почему россиянок не хотят брать на работу, как им бороться за свои права, чему и где учиться — «Лента.ру» спросила у организатора сообщества активных мам Санкт-Петербурга #Mamainsuccess Марины Седовой-Бахенской.
***
«Лента.ру»: Насколько сложно воспитывающим детей женщинам вернуться к привычной жизни, начать работать?
Марина Седова-Бахенская: По сравнению со многими другими странами мира, даже европейскими, у нас ситуация не такая уж и ужасная. Мы наследники советской эпохи, когда женщина должна была работать наравне с мужчиной, и в стране создавалась социальная инфраструктура для детей.
Был период в 90-е, когда ситуация с этой инфраструктурой ухудшилась. При этом в обществе и тогда, и сейчас преобладают традиционные взгляды, согласно которым женщина должна сидеть дома с детьми.
У нас до сих пор, наверное, лишь единицы мужчин берут декретный отпуск. Проблемы даже с отношением к желанию женщины самореализоваться на профессиональном поприще как таковому.
В рамках нацпроекта «Демография» за следующие четыре года программу переобучения или повышения квалификации бесплатно должны пройти 190 тысяч женщин. Для их детей за это же время должно быть создано не менее 155 тысяч дополнительных мест в дошкольных образовательных учреждениях. На то, чтобы россиянки могли, как сказано на сайте проекта, совмещать трудовую деятельность с семейными обязанностями, государство потратит 164,3 миллиарда рублей.
Везде или только в регионах?
По сути, только в Москве и Санкт-Петербурге ничего дурного или необычного в этом не видят. Но с годами определенно становится лучше. Еще лет пять назад в некоторых офисных центрах я сама видела табличку: «С маленькими детьми вход воспрещен». Ну это же вообще каменный век!
Сейчас появляются и дружелюбные к детям коворкинги на территории бизнес-центров, и комнаты с организацией детского досуга у развитых компаний.
Домашняя самоизоляция во время пандемии помогла изменить отношение к работникам с детьми?
Да, этот необычный период наглядно показал, что человек может сидеть с детьми и параллельно вполне эффективно работать.
Если правильно организовать свое время.
У нас по этому поводу даже опубликованы видео на YouTube с советами по тайм-менеджменту и тому, как организовать самостоятельный досуг для детей.
Есть ощущение, что проблема чисто психологическая. Для бизнесменов и государственных организаций выбор сотрудников обусловлен нежеланием вкладываться в их развитие, решать их проблемы. Идеальный вариант — молодой, здоровый и одинокий мужчина, на котором можно пахать, а потом просто заменить на другого.
Да, есть такое представление, что женщина с ребенком не так надежна, потому как если ребенок заболеет, то она сразу отключится от рабочего процесса и на телефон отвечать не будет. Это стереотипное мышление, но истории реальных людей показывают, что если человек — профессионал, то на него можно и нужно полагаться независимо от пола.
Дети ведь, наоборот, мотивируют людей зарабатывать, держаться за свое место и подниматься по карьерной лестнице.
Мне понравилось, что один из экспертов на прошедшем недавно форуме сказал, что женщине всегда тяжело. Молодой незамужней девушке трудно устроиться на работу, потому что начальство опасается, что она выйдет замуж. Замужнюю не берут, потому что боятся ее ухода в декрет. С детьми не берут, потому что будет сидеть на больничном. И вот ей уже 40 лет, дети выросли, и теперь ее не берут из-за возраста или потому, что недостает профессионального опыта.
Еще очень актуальна проблема смены карьеры. Среди женщин, с которыми работает наша организация, много тех, кто уходил в декрет с одной специальности, а выйти хочет в другую сферу.
И вот им нужно, еще находясь в декрете, получить дополнительное образование или пройти профессиональную переподготовку, подготовиться к собеседованию. У женщин в этот период очень сильна неуверенность в себе. Над всем этим нужно работать, менять отношение общества к работающим матерям.
Вообще, возникает много разных ситуаций, порой доходящих до бреда. Приведу пример своей подруги-предпринимательницы. Она уходила в декрет с должности директора своей организации, которая работала вбелую и платила все налоги. Однако Фонд социального страхования нашел тут какую-то махинацию с целью получить декрет. Сейчас идет суд.
Что делать с дискриминацией — это вопрос сложный, так как она носит системный характер. На практическом уровне мы советуем женщинам устраиваться в организации, где идет более прозрачная работа с кадрами, где все оформляется по закону.
В этом случае при возникновении проблем можно еще чего-то добиться на юридическом поле. А если девушка устраивается в ООО «Рога и копыта», где все оформлено не пойми как, там бороться действительно бессмысленно.
Существует ли некий знак качества, сертификат для компаний, которые реально дружелюбно настроены к сотрудницам, имеющим детей, и просто к женщинам?
Такого нет, но есть некие корпоративные принципы, которые публикуются открыто. В первую очередь у международных компаний. В России тоже есть такие компании, где по крайней мере декларируют подобные ценности.
Здесь важно самим работникам проявлять инициативу, потому что руководители, собственники бизнеса не всегда способны видеть эту проблему. Не все знают, во сколько садик закрывается, не все понимают, что лучше поставить человека в график с 8 до 17.
Расскажите о вашем сообществе. Как и когда оно возникло?
Наш проект возник год назад с небольшого комьюнити молодых мам, к числу которых отношусь и я тоже. Мы занимались своими проблемами, потом узнавали, что волнует наших подруг и знакомых, чтобы помочь им.
Меня больше привлекала именно правозащитная работа с беременными и ухаживающими за детьми женщинами, когда их увольняют с нарушением прав и так далее. В прошлом декабре мы собрали около 40 мамочек и разбили их на небольшие группы, чтобы обсудить их насущные проблемы и вопросы, и тогда выяснилась, что помощь и поддержка им больше нужна для профессиональной самореализации. И мы стали придумывать разные мероприятия, подтягивать разных экспертов для помощи. Проект стал расти и разворачиваться.
А почему вы лично этим занялись? У вас тоже возникли трудности как у молодой матери?
Меня к этой работе подтолкнул развод. В моем-то случае все было нормально, так как я занимаюсь бизнесом и сама себя обеспечиваю. Но я много тогда думала о тех женщинах, кто полностью зависит от мужа в финансовом плане и, решаясь на развод, лишается вообще всего. Хотелось им помочь быть более независимыми.
Расскажите немного о людях, которые к вам обращаются.
Это самые разные люди. Они часто находятся в состоянии кокона, плачут на наших встречах. Причем речь не о каких-то супердраматичных историях, просто человек находится в непрерывном декрете с третьим по счету ребенком и не знает, как возвращаться к нормальной жизни, а работа — это неотъемлемая ее часть.
Удалось кому-то реально помочь в течение этого года?
Да, хотя это, безусловно, процесс длительный, и мы настраиваем людей соответствующим образом.
Была, к примеру, женщина, которая осталась одна с ребенком. Мы помогли ей обрести уверенность в себе, превратить хобби в работу, которая приносит доход.
Бывает и так, что у человека есть какая-то профессия, но из-за декрета, развода и личностного кризиса у него возникает ощущение, что нужно это дело бросить и уйти непонятно куда.
Мы не берем на себя решение чьих-то судеб. Стараемся привлекать психологов и специалистов в области профориентации, которые помогают людям с помощью различных методик, тестов, а не хиромантии, пройти эту кризисную ситуацию, осознать, что иногда и не нужно бросать свою профессию. Конечно, все индивидуально.
Может, женщинам с детьми лучше работать на себя?
У нас была школа проектного менеджмента для мамочек. Это как раз те проекты, которые женщина может начать делать сама, а дальше уже расширяться, нанимать сотрудников: сфера красоты, образовательная сфера...
Здесь ощущается помощь государства?
Развитие малого бизнеса у нас входит в число национальных проектов. В Санкт-Петербурге есть Центр развития предпринимательства, который бесплатно оказывает помощь, консультирует по ведению бухгалтерии, юридическим вопросам.
У нас в стране действует нацпроект «Демография». В его рамках любая женщина, которая находится в отпуске по уходу за ребенком до трех лет или безработная мать с ребенком младше семи лет, может за государственный счет пройти профессиональную подготовку или курсы повышения квалификации. Беда, что об этом мало кто знает.
Куда нужно обратиться?
Чтобы получить эту услугу, порой нужно пройти целое испытание. Тут зависит от региона. Люди обращаются в районный Центр занятости, и если там какие-нибудь недоброжелательные тетеньки, в ответ им говорят что-нибудь вроде: «Не вышло еще на этот год распоряжение, звоните в августе». В августе, разумеется, мамочка с детьми сидит на даче. Звонит в сентябре и слышит уже примерно такое: «Места кончились! Звоните в следующем году». На следующий год все повторяется.
Но кто-то, конечно, добивается и проходит эти курсы. В нашем сообществе такие девушки есть. Нужно проявить твердость и целеустремленность.
Но, допустим, в центре занятости сказали: «Приходите». Что дальше? Курсы кройки и шитья? Трудно ли получить направление туда, куда хочется?
Приносишь пакет документов и получаешь образовательный сертификат для того, чтобы пройти курсы по твоему выбору в аккредитованной организации.
Есть еще курсы при самом центре занятости. Это две разные программы, которые не надо путать. Бывает действительно так, что человеку нужно на занятия по государственному и муниципальному управлению, а в центре занятости ему предлагают пойти в группу по швейному делу.
А какие курсы женщин интересуют в наше время?
Маникюр и массаж — это куда женщины шли раньше. Сейчас их все больше интересуют руководящие должности, предпринимательская сфера.
Чем вы планируете заниматься дальше в рамках вашего проекта?
Развивать тему с карьерой и профориентацией. Хорошо бы, конечно, чтобы мы могли этим в офлайн-режиме заниматься, но это зависит от ситуации с коронавирусом.
Нам хотелось бы повторить опыт с летним лагерем по проектному менеджменту для молодых матерей. Это пансионат, куда они приезжают с детьми. Пока мамочки обучаются, с их ребятами занимаются няни. Мы на всех мероприятиях обеспечиваем присутствие бэбиситтеров.