Поколение, чья юность прошла в интернете, полностью изменило мир. И дело не только в социальных сетях, заполненных подростками и молодежью, щедро раздающих популярность и деньги новым звездам. Привязанность миллениалов к сети изменила экономику и целые индустрии, которые, кажется, почти не связаны с виртуальным миром. Обновленные ценности этого поколения часто становятся объектами шуток: в 2019 году пользователи сети саркастически объявили, что именно миллениалы путем сложных умственных изысканий по нескольку раз в день изобретают всем известные дачу, картофельное пюре и коммунизм. Молодежь неоднократно обвиняли в «убийстве» и покушениях на старые порядки, однако прогнозы не оправдались. Как увлеченные собой 30-летние, проживая с родителями, тратят целые состояния на красивую жизнь и спасают индустрию порно — в материале «Ленты.ру».
Этот текст попал в подборку лучших текстов «Ленты.ру» за 2020 год. Остальные тексты из нее читайте ТУТ
В 2020 году миллениалам исполнится от 24 до 39 лет. Эксперты называют их сильнейшими специалистами на рынке труда и наиболее влиятельными потребителями. Следом чаще всего звучит поправка: они действуют иначе, чем прочие, так как постоянно находятся в сети. Приверженность нового платежеспособного поколения к онлайну изменила экономику и создала новые отрасли. Компания Brandwatch чаще раза в год выпускает пугающие отчеты «Вещи, которые в этом году убивают миллениалы» и нередко точно прогнозирует, какие явления или продукты окажутся не в фаворе — от бумажных салфеток и недорогой еды для животных до секса в парках. В последние годы, по мнению авторов Business Insider, миллениалы заново изобретали мир, где можно жить в арендованной квартире, долго не вступать в брак и открыто обсуждать ранее табуированные темы, чтобы наконец жить так, как им нравится.
Любовь 20-30-летних к социальным сетям породила огромную индустрию влияния и дала жизнь новым отраслям и площадкам онлайн-торговли. Важнейшую роль здесь сыграл Instagram: согласно исследованиям, миллениалы не только покупают одежду и продукты, которые хорошо выглядят на фотографиях, но и путешествуют, опираясь в основном на фактор, называемый instagrammability («инстаграмность»). По данным британского издания Independent, почти половина молодых путешественников выбирает поездки в те места, которые хорошо смотрятся на снимках в соцсети: чтоб не только самим насладиться пейзажами, но и заслужить всеобщее одобрение и получить новых подписчиков. Это подтверждают и другие отчеты.
После «высокой инстаграмности» среди важных пунктов миллениалы отметили стоимость и наличие алкоголя, возможности для личного развития и местную кухню. Осмотр достопримечательностей остался на последнем месте — за него проголосовали 3,9 процента опрошенных. Таким образом «инстаграмность» затронула большую и значимую сферу, и владельцы отелей бросились делать свои апартаменты фотогеничными, а рестораторы принялись за экстравагантные подачи традиционных блюд.
Среди претензий к миллениалам — и истребление роскоши в ее традиционном виде. Если родители миллениалов гонялись за дорогой одеждой и автомобилями, то новые герои чаще предпочитают ситуативно перекупать такие вещи либо берут их напрокат. По словам исследователей, ранее тренды в обществе задавали специально созданные для этого глянцевые журналы и реклама, однако сеть изменила расклад сил, и теперь именно поставщики услуг должны угнаться за потребителем, а не наоборот. Этому тренду нередко способствуют стартапы, столь популярные в 2010-е годы среди поколения 20-30-летних.
Согласно отчету инвестиционной компании Goldman Sachs, миллениалы нехотя покупают что-либо материальное, однако постоянно пользуются услугами, которые обеспечивают им доступ к каким-либо благам без бремени собственности. Это касается не только услуг такси, аренды квартир или вещей, но и сервисов онлайн-кинотеатров и музыки. Во всем этом эксперты также винят интернет: это позволяет миллениалам жить лучше или создавать видимость более успешной и качественной жизни, не тратя при этом много.
Эти своеобразные привычки вкупе со всеобщей интернет-зависимостью привели к странному феномену, который теперь ставят в заслугу миллениалам: они принципиально изменили порнорынок и дали ему новую жизнь.
По словам вице-президента компании xHamster Алекса Хоукинса, несколько лет назад порноиндустрия содрогалась от прогнозов, согласно которым миллениалы должны были полностью обескровить эту отрасль. Некоторые смеялись над этими мрачными предсказаниями, однако они казались вполне логичными: в то время как старшие поколения привыкли платить за подобный контент, миллениалы буквально выросли в среде бесконечных бесплатных стриминговых сервисов и пиратских фильмов с рейтингом 18+.
Предполагалось, что подрастающее поколение не захочет тратиться на то, что всегда доставалось даром, однако внезапно аналитики сайтов обнаружили необычную тенденцию: огромное число молодежи финансово поддерживает эротические платформы. «Миллениалы вполне могут стать спасителями порноиндустрии», — заключает сейчас Хоукинс. Более половины платных подписчиков его сайта — 20-30-летние. У его коллеги из PornHub более интересные наблюдения: почти 70 процентов премиум-подписок платформы принадлежат миллениалам, однако половина «бесплатных» потребителей — юзеры этой же возрастной категории. Постоянный и подробный сбор личных данных пользователей на сайтах для взрослых позволяет оценить аудиторию довольно точно.
В 2000-е обилие бесплатного контента для взрослых и его доступность в сети по-настоящему подорвали рынок, основанный на традиционной модели подписок. Финансовые потоки в этой сфере оценить действительно трудно, но большинство экспертов сходятся во мнении, что в середине нулевых оборот американского порнорынка составлял от 10 до 14 миллиардов долларов, а спустя десять лет упал вдвое-втрое — до пяти миллиардов. Пользователи сети не потеряли интерес к специфическому контенту, но перестали тратить на него деньги: среди ретроградных «покупателей» тогда остались юзеры старше 40 — то есть представители поколения X и пресловутые «бумеры». Проведенное в 2015 году обширное исследование показало: основные причины, по которым эти пользователи тогда платили за эротику, — возраст, инертность, недостаточная интернет-грамотность или увлеченность редким контентом — коллекционным, эксклюзивным или же фетишистским.
Однако с середины 2010-х годов запустился процесс, удививший аналитиков: несмотря на бесконечный доступ к бесплатному контенту, миллениалы, уже привыкшие платить за сериалы, музыку и фильмы, охотно начали тратить деньги на стриминговые платформы с порноконтентом. Почти треть миллениалов расходовали в два раза больше, чем старшее поколение. Повзрослевшие подростки, в отличие от сорокалетних, всегда ищущих выгодные цены, были готовы платить больше за удобство и интересный контент. Также для них было важно поддерживать влиятельных по их представлениям людей, чтобы ощущать свою причастность к их успеху.
Ценностная система нового «платежеспособного» поколения оказалась благоприятной и для порноактеров: если раньше они зарабатывали только на съемках, а их деятельность нередко становилась объектом насмешек и порицания, то в современном мире они превратились в настоящих звезд и инфлюэнсеров, способных заработать на личном бренде. Многие из них продают фанатам эксклюзивный контент или товары: в январе 2020 года об этом узнал весь мир, когда многие вебкам- и порномодели раздавали свои фото за донаты в благотворительные фонды, помогающие справиться с пожарами в Австралии. Такой формат привлекает целевую аудиторию — вебкам-модель Джессика Старлинг считает, что в своей работе она всегда обращается к 20-30-летним мужчинам. С ней солидарен и вице-президент PornHub Кори Прайс: по его словам, большинство инициатив его бизнеса ориентированы на миллениалов.
Личные платные платформы помогают актерам вести общественную деятельность — к примеру, пропагандировать этическую эротику, которая борется с эксплуатацией женских образов и женоненавистничеством. Некоторые параллельно ведут собственные блоги, посвященные различным темам, и монетизируют их: так, одна из популярных актрис ведет ASMR-канал на YouTube, а звезда Мануэль Феррара известен не только почетными регалиями порноидустрии, но и каналом на Twitch, где берет интервью у коллег и ведет стримы. Аналитики предполагают, что система, ориентированная на конкретных личностей (актеров или моделей), работает намного лучше: пользователи чаще готовы платить конкретным любимцам намного больше, чем веб-сервису, так как дистанция между ними сокращена, а актер зарабатывает больше, поскольку не зависит от посредников. Многие веб-сервисы быстро поняли это и предложили свою помощь в организации общения начинающих порнозвезд с поклонниками.
Из-за большего количества свободного времени и финансовой независимости молодые люди чаще склонны тратиться на мелочи: им не стоит труда импульсивно избавиться от нескольких долларов на карте в пользу того или иного интернет-персонажа, который им близок и приятен, или подписаться на платформу, интерфейс которой им удобен. В целом сейчас эротические сайты оценивают платные предложения таким образом:
Миллениалы, которые, согласно прогнозам аналитиков, скоро «убьют» еще несколько важных для прошлого явлений, скорее переосмысливают современную сеть и дают новую жизнь тому, что считают важным, но в другом формате. Пользователи 24-40 лет готовы тратить в два раза больше денег на то, что им нравится, и прилагать эмоциональные усилия к тому, что им близко. Исследователи уверены: благодаря интернету этому поколению удалось затронуть все сферы жизни и изменить их под себя, а также снять множество устаревших табу, тем самым сделав мир более комфортным, и индустрия для взрослых, переродившаяся в обычную сферу жизни и нестыдное занятие для тех, кто избрал этот путь, стала наилучшим индикатором этого процесса.