Борьба Украины с Россией за национальную идентичность начинает принимать странные формы. С одной стороны, запрет на использование русского языка, цензура в СМИ и забвение общих традиций, с другой — отказ от памятников культурного наследия ЮНЕСКО. Речь идет о Свято-Успенской Киево-Печерской лавре — одной из самых почитаемых святынь православного мира, которая очень скоро может быть вычеркнута из списка объектов Всемирного наследия международной организации. С чем связана столь избирательная кампания Киева за незалежность — в материале «Ленты.ру».
В своем стремлении показать национальную идентичность украинская власть порой доходит до абсурда. Так, в конце 2020 года министр культуры и информационной политики Украины Александр Ткаченко заявил, что его ведомство намерено добиваться в ЮНЕСКО закрепления статуса украинского культурного наследия за борщом. Об этом он написал на своей странице в Facebook: «Речь не идет о гастрономической идентификации. Это вопрос защиты важной культурной составляющей и части истории. Признание борща объектом нематериального культурного наследия ЮНЕСКО поставит точку в специально созданных дискуссиях об этнической родине рецепта блюда. Как говорила мне моя бабушка, а ей — ее бабушка, борщ — украинский».
Сделано это заявление было после того, как российский актер, телеведущий, режиссер и юморист Андрей Бочаров разместил у себя в Facebook пост с абсолютно нейтральным текстом: «После катка отлично заходит русский борщ». Эта публикация вызвала настолько сильное негодование у поддерживаемой «слугами народа» антироссийской части населения Украины, что Киев тут же превратил борщ едва ли не в новую национальную идею — и начал преследовать всех, кто пытался высказать иное мнение. Досталось даже авторам знаменитого ресторанного рейтинга Michelin, назвавших борщ русским блюдом.
Парадокс в том, что для Украины борьба за борщ оказалась важнее сохранения комплекса Киево-Печерской лавры — одной из самых почитаемых святынь православного мира. Эксперты, археологи и архитекторы в один голос заявляют, что незаконная и неконтролируемая застройка буферной зоны Лавры приведет к тому, что уже в скором времени ЮНЕСКО исключит ее из списка объектов Всемирного наследия. Как сообщил на своей странице в Facebook бывший депутат Верховной Рады Борислав Береза, на YouTube было удалено видео программы «Под личный контроль» по жалобе лидера партии «5.10» Геннадия Балашова, который был упомянут в расследовании как «владелец строительства, которое, по мнению археологов и экспертов, грозит статусу охраняемой зоны ЮНЕСКО (Лавра — София Киевская)».
Министерство культуры Украины, в свою очередь, дало понять, что о Лавре, в отличие от борща, оно не беспокоится. Замминистра ведомства Светлана Фоменко в ответ на критику заявила, что «на сегодняшний день объекту всемирного наследия "Собор Святой Софии и прилегающие монастырские сооружения, Киево-Печерская лавра" исключение из списка ЮНЕСКО не угрожает». Сам министр никак не прокомментировал ситуацию вокруг незаконного строительства на территории Лавры.
В ситуации вокруг Киево-Печерской лавры довольно странно выглядит бездействие Владимира Зеленского и его команды. Там защищают Украинскую повстанческую армию — подпольную военную организацию времен Второй мировой войны, вооруженное крыло Организации украинских националистов: установка памятников, переименование в честь их лидеров улиц, факельные шествия с ультраправыми лозунгами, но при этом переписывают историю, пытаясь сделать ее только украинской. Проблема исключения Лавры из списка ЮНЕСКО, видимо, не столь актуальна, ведь Киево-Печерская Лавра была основана в далеком 1051 году, когда Украины еще не существовало.
С одной стороны — одна из главных святынь мирового православия: Киево- Печерская лавра. С другой — обычный борщ, который готовят и в России, и в Беларуси, и в Прибалтике. С одной стороны, ЮНЕСКО планирует отобрать статус объекта мирового значения у величайшего памятника истории. С другой — обсуждение на центральных каналах страны вопроса чей борщ, грязный спам страницы Facebook российского телеведущего, который просто радовался, что поел горячего после зимней прогулки. Похоже, для Украины важнее отстоять свою национальную идентичность в местечковых вопросах, чем сохранить православную святыню с тысячелетней историей.
С избранием нового президента украинцы ожидали от Владимира Зеленского наведения порядка в стране, им было важно, чтобы новый глава государства не крал и посадил коррупционеров в тюрьму, исполнил все, что пообещал в инаугурационной речи, и сделал что-нибудь хорошее для людей. «Так, чтобы запомнили его с первого дня и на всю жизнь», — цитировало одного из жителей Киева агентство «РИА Новости» 21 мая 2019 года сразу после инаугурации нового президента.
Этим ожиданиям, похоже, сбыться не суждено. Президент Украины Владимир Зеленский продолжил политику своего предшественника Петра Порошенко по отмежеванию от России и отказа от общей истории и традиций.
Например, с 1 сентября 2020 года на Украине законом «О полном общем среднем образовании» ликвидировали все русскоязычные школы. В документе прописана возможность обучаться на языке национальных меньшинств, но такое образование существенно ограничено. Учащиеся из русскоязычных семей с пятого класса должны изучать на украинском языке не менее 80 процентов предметов. Программы обучения на русском фактически отменены во всех образовательных учреждениях.
С 16 января 2021 года на Украине вступила в силу статья 30 закона Украины «Об обеспечении функционирования украинского языка как государственного», которая обязала всех поставщиков услуг на Украине, независимо от формы собственности, обслуживать потребителей исключительно на украинском языке. В планах — полная украинизация всех сфер общественной жизни. И это при том, что, согласно исследованиям Kantar TNS Online Track за 2019 год, 35 процентов украинцев назвали русский язык родным.
В комментарии «Ленте.ру» политолог, главный редактор издания Capital.ua Вячеслав Чечило подчеркнул, что новые правила начнут исполняться с первого дня. «Будут соблюдаться квоты на телевидении и прочие вещи, которые легко контролируются, — считает он. — Собственникам бизнеса проще приказать сотрудникам обращаться к клиентам на украинском, чем создавать себе проблемы. Но, с другой стороны, многие нововведения в русскоязычных регионах останутся формальностью — после дежурных фраз общение будет переходить на русский».
Его поддерживает лидер украинской партии «5.10» Геннадий Балашов. По его убеждению, культура на украинском языке развиваться не будет, поскольку «ее продавать некуда, некому — нет потребителя». При этом, указывая на абсурдность ограничения использования русского языка, он привел пример, как во Львове пел в караоке на русском, «и всем было плевать на это дело, поскольку бизнес развивается по-своему».
А тем временем депутаты Госдумы выступили против притеснения русскоязычных граждан на Украине. «Государственная Дума считает недопустимыми запреты и гонения на русский и другие языки, осуществляемые на Украине под предлогом защиты государственного украинского языка. Депутаты ГД требуют от властей Украины остановить эту порочную практику и ждут от ООН, ОБСЕ, Совета Европы, ПАСЕ, парламентов стран мира ее осуждения», — подчеркивается в заявлении.
Возможно, в глазах новой украинской власти, которая все больше приобретает черты старой, война с Россией за борщ и ущемление русского языка выглядят невероятной перемогой. Скорее всего, в глазах свидомых патриотов все именно так и есть. Но в действительности мы видим, как нашего соседа захлестывает волна мракобесия: борщ объявляется более важным, чем православная святыня с тысячелетней историей, а желание заставить сограждан разговаривать на «правильном» языке не останавливает даже возможность попасть под критику всего цивилизованного мира.