Вводная картинка

Новая надежда Миллионы россиян болеют раком. Что может их спасти?

13:01, 15 марта 2021Фото: Diomedia

Каждый год 4 февраля отмечается Всемирный день борьбы против рака, и это повод для того, чтобы узнать, как сегодня обстоят дела с диагностикой и лечением злокачественных новообразований. «Лента.ру» при поддержке компании «Рош» рассказывает, как с раком боролись раньше, что происходит сейчас и когда пора обратиться к врачу.

Начавшаяся в 2019 году эпидемия коронавируса уже больше года занимает ведущие строчки в новостях. Она поставила перед учеными и медиками проблему эффективного поиска решения. Сегодня уже заметен перелом: введены меры профилактики, накоплены клинические и научные данные, разработаны вакцины.

На это ученым потребовалось около года. А вот борьба с онкологическими заболеваниями, первые упоминания о которых относятся к Древнему Египту, несмотря на очевидный прогресс еще далека от завершения.

Рак — частоупотребимое название разных злокачественных новообразований, то есть состояний, когда в организме появляются и начинают распространяться клетки, которые, незначительно отличаясь от здоровых, бесконтрольно делятся и стремятся захватить доступ к ценным ресурсам организма. Типов рака много, как и причин, которые приводят к развитию опухолевого процесса. К тому же злокачественные клетки склонны к микроэволюции, что усложняет процесс борьбы с ними. Но борьба идет, и мы расскажем о том, каких побед уже удалось достичь.

Как лечили и лечат рак

Лечить онкологические заболевания пробовали еще врачи древности, но им были недоступны знания о причинах и механизмах развития рака, поэтому попытки были малоуспешными. Лишь заглянув на клеточный уровень, ученые заложили основу для развития онкологии.

Хирургические методы появились первыми. Они предполагают физическое удаление и самой опухоли, и пораженных ею тканей. Хирургия прошла долгий путь от калечащих операций, наносящих непоправимый физический урон человеку, до ювелирных роботизированных вмешательств с максимальным сохранением здоровых тканей.

Лучевая терапия — метод воздействия на опухоль с помощью рентгеновских лучей, альфа- и бета-частиц, нейтронного облучения. Благодаря этому разрушается ДНК опухолевых клеток, и, как следствие, они гибнут или их рост замедляется. С развитием технологий это воздействие становится все более точечным, что минимизирует воздействие на здоровые ткани. Сегодня лучевая терапия чаще всего применяется в комбинации с другими методами лечения — например, хирургией.

Химиотерапия предполагает использование препаратов, разрушительных для больных клеток. Правда, такие лекарства могут поражать и здоровые клетки, и тогда эффективность лечения зависит от способности человека переносить токсическое лечение.

Фото: Diomedia

Таргетная, или прицельная медикаментозная терапия — это новый подход к лечению онкозаболеваний, появившийся в конце ХХ века. Ученые обнаружили отдельные молекулярные особенности опухолевых клеток и предложили варианты целенаправленного воздействия на них с помощью лекарственных препаратов. Они блокируют специфические клеточные механизмы и не дают раковым клеткам расти и распространяться. При этом, в отличие от химиотерапии, таргетные препараты наносят меньше вреда другим клеткам организма.

Один из первых таргетных препаратов в мире был создан учеными компании «Рош». Он используется для лечения агрессивного типа рака молочной железы (РМЖ): подавляет активность особого белка (HER2), стимулирующего рост злокачественных клеток. Другие таргетные препараты зарекомендовали себя при сложнейших случаях онкологических заболеваний — например, при раке легкого, продлевая жизнь пациентам на многие годы. Большое внимание ученых компании «Рош» сосредоточено на разработке препаратов, которые нацелены на конкретные драйверы опухолевого процесса, независимо от локализации опухоли.

Иммунотерапия, или биологическая терапия — современный метод лечения злокачественных новообразований. Препараты иммунотерапии не дают опухолевым клеткам обмануть иммунную систему, она может обнаруживать раковые клетки и активизировать против них собственные силы организма.

Новые иммунотерапевтические подходы предоставляют возможность надолго продлить жизнь пациентам на поздних стадиях рака и открывают новую эпоху в лечении онкологических заболеваний. Иммунотерапия работает, когда стандартные методы лечения оказываются малоэффективными. С появлением иммуноонкологии рак переходит из разряда смертельных заболеваний в разряд хронических.

В России уже несколько лет доступен ингибитор контрольных точек от компании «Рош», который одобрен для терапии отдельных случаев трудно поддающихся лечению типов рака, в том числе РМЖ, легкого, печени. Сейчас компания разрабатывает несколько иммунотерапевтических препаратов для моно- или комбинированной терапии, которые дают возможность подбирать лечение конкретному пациенту в зависимости от уникальных характеристик его собственной иммунной системы.

Как диагностируют рак

Цель любого вида терапии — остановить или обратить вспять патологический процесс. С развитием науки становится все более очевидно, что для назначения эффективного лечения врачу в каждом конкретном случае необходимо знать, какие изменения на молекулярно-генетическом уровне лежат в основе заболевания.

Для ответа на этот вопрос проводят специальную диагностику. У пациента берут образец опухолевой ткани и делают лабораторные тесты, как правило, предназначенные для выявления определенного молекулярного маркера — изменения, способствующего росту опухоли. Таких маркеров может быть множество. Например, сегодня известно около 30 типов рака легкого, и каждый требует соответствующего своей специфике лечения.

Понимание того, что молекулярные изменения возникают вследствие генетических изменений в ДНК здоровой клетки, наряду с появлением технологий секвенирования, то есть расшифровки последовательности ДНК, привело к развитию нового направления в диагностике опухолей — комплексного геномного профилирования. Такие технологии уже доступны в России. Они позволяют определить все значимые геномные характеристики опухоли, уточнить диагноз и адаптировать лечение на основании уникального молекулярно-генетического профиля опухоли.

Пациенту с уже выявленным онкозаболеванием и лечащему врачу такой подход позволяет выиграть время и дает дополнительные шансы на победу в индивидуальной борьбе с онкозаболеванием. И, конечно, это возможность для системы здравоохранения избежать расходов на заведомо неэффективное лечение.

Комплексный подход

Более 50 лет «Рош» занимается разработкой инновационных лекарственных препаратов, которые обеспечивают значительный прогресс в лечении онкологических заболеваний. Но вклад индустрии на этом не заканчивается: современные технологии работают только в том случае, если пациенты имеют к ним доступ. Поэтому фармкомпании активно взаимодействуют со всеми участниками системы здравоохранения, реализуют научные, образовательные и социальные партнерские инициативы.

Фото: Globallookpress.com

Так, например, «Рош» поддерживает развитие онкологической диагностики в России: это и обучение патоморфологов, и развитие проектов по контролю качества цифровых иммуногистохимических исследований, в том числе в рамках поддержки федерального проекта «Борьба с онкозаболеваниями».

Пандемия проверяет способность системы здравоохранения оперативно реагировать на проблемы пациентов. Ведь люди, проходящие противоопухолевое лечение, наиболее восприимчивы к воздействию инфекций. Чтобы они могли получать необходимую терапию с минимальным риском заражения COVID-19, «Рош» и партнеры запустили программу бесплатных пассажирских перевозок таких пациентов к месту проведения терапии в регионах с наибольшей заболеваемостью.

Жизнь продолжается

Многовековая борьба с онкозаболеваниями продолжается. Новые научные открытия дают импульс к совершенствованию технологий профилактики, диагностики и лечения. И все же главное в этой борьбе — отношение каждого.

Насколько внимательно мы относимся к своему здоровью и здоровью близких? Готовы ли мы отказаться от устаревших представлений о раке? Можем ли мы принять и поддержать тех, кто столкнулся с этим заболеванием?

Во Всемирный день борьбы против рака «Лента.ру» и компания «Рош» приглашают читателей поделиться со своими друзьями ссылкой на сайт «За руку». На портале в простом и удобном формате собраны образовательные статьи, полезные советы и вдохновляющие видео, которые помогут пациентам с онкологическими заболеваниями и их близким.

Список литературы

1. American Cancer Society. Что такое рак? Рекомендации для пациентов и их родственников. What is cancer? A guide for patients and families https://www.cancer.org/content/dam/CRC/PDF/Public/7450.pdf
2. National Cancer Institute. Risk Factors for Cancer https://www.cancer.gov/about-cancer/causes-prevention/risk
3. Горбунова В. Н., Имянитов Е. Н. Генетика и канцерогенез. Кафедра медицинской генетики СПбГПМА. Методическое пособие для студентов медицинских вузов. http://gpma.ru/structure/chair/med_gen/gen_kancerogenez.pdf
4. Медицинский портал для врачей. Геномное профилирование злокачественных опухолей FMI может быть внедрено в российских онкоцентрах. https://umedp.ru/news/genomnoe_profilirovaniem_zlokachestvennykh_opukholey_fmi_mozhet_byt_vnedreno_v_rossiyskikh_onkotsent.html.

5. Национальная онкологическая программа 2030. В России начал работу информационный портал, направленный на поддержку людей с онкозаболеваниями и их близких. https://nop2030.ru/novosti/v-rossii-nachal-rabotu-informatsionnyj-portal-napravlennyj-na-podderzhku-lyudej-s-onkozabolevaniyami-i-ih-blizkih.