Руслан Гафаров влюбился в США с первого взгляда: в России он прошел путь от сотрудника уголовного розыска и сантехника до бизнесмена и утверждает, что только в Америке почувствовал себя свободным. В Кремниевой долине он изучает, как работают крупнейшие организации, и рассказывает об этом на бизнес-тренингах. В рамках цикла материалов о россиянах за границей «Лента.ру» рассказала его историю.
Первый раз я побывал в США в 2015 году. Мы с семьей решили поехать в Америку для того, чтобы понять ее. Моя супруга уже была там раньше и много рассказывала о стране, именно она сподвигла меня на путешествие.
Если честно, я даже не верил, что мне дадут визу, потому что в свое время работал в МВД, в уголовном розыске, и думал, что это может быть проблемой. Однако все обошлось.
Мы сразу посетили несколько штатов, были в Нью-Йорке, Лос-Анджелесе, Сан-Франциско, слетали в Майами, в итоге проехали где-то шесть тысяч километров. Мы увидели, как живут в разных частях Америки, и нам, конечно, больше всего понравилась Калифорния.
Тогда я в первый раз попал к гаражу Стива Джобса, моего кумира, ради которого я и приехал в Кремниевую долину. И я понял, что если работавший сантехником в ЖЭУ и простым клерком в банке человек добрался до гаража Стива Джобса, можно уже ставить себе более амбициозные цели. Возможно, прозвучит странно, но это небольшое достижение придало мне уверенности в себе. И вообще эта поездка показала мне, что есть страна, в которой ты можешь чувствовать себя свободным.
Это ощущение свободы, которое я испытал, дало мне возможность понять, что я хочу бывать в США чаще. Я понял, что хочу здесь учиться, хочу понять этих людей. И вот так родился проект #maliktrip. Я предложил своим подписчикам в Instagram организовать для них бизнес-тур, чтобы показать все то, что я сам видел в США. Мы договорились, чтобы компании из Кремниевой долины нас встретили и все рассказали.
Мне самому хотелось попасть в такой бизнес-тур, но таких тогда еще не было, поэтому я организовал его сам. С нами поехали друзья, знакомые, подписчики. В Нью-Йорке мы посетили Keller Williams, ООН, в Неваде — Zappos, были на киностудиях.
До 2018 года мы с семьей бывали в США наездами, с развитием проекта мы поселились в Кремниевой долине, в городе Пало-Альто. Я решил сфокусироваться на том, чтобы изучать бизнес, одновременно приглашая людей в бизнес-туры. После пандемии я упаковал весь этот опыт в книгу «Культура организаций Кремниевой долины».
Во многом я переехал сюда, потому что я понял, есть какой-то лаг между тем, что происходит в России, и тем, что происходит в США. Как я это понял? Я учился в разных бизнес-школах, организовывал конференции, занимался образовательной деятельностью. И я помню, как в Сколково сказали, что фондовый рынок в тот период стоил 600 миллиардов долларов, а Google — 800 миллиардов.
Я видел, что в России перенимают у Запада много бизнес-моделей, но бизнес, который строился в России, был не бизнесом, а ликвидацией того дефицита, который возник после развала СССР. К сожалению, создавать что-то новое мы не научились.
Я понял, что в России нет идеи, но есть двойные стандарты: есть закон писаный и неписаный. Например, есть предприниматель, который изучил закон и отучился в бизнес-школе, а есть тот, кто не учился бизнесу, но у него есть богатые мама и папа, и они говорят, что он должен сделать. И понятно, что второй будет более успешен. Это приводит к неравенству. Мне кажется, что неравенство и убивает в людях желание создавать что-то новое.
Визу тут получить не так просто, как хотелось бы, потому что Америка — страна конкурентная, запросов много. Но если найдешь людей, которые расскажут тебе о разных визах, можно найти для себя выход.
Если ты в России делал успешный бизнес, то ты точно сможешь найти какой-то вариант. Для меня подходящим вариантом была виза О1. Я собрал доказательства, что последние 10 лет занимался успешным бизнесом в России, выступал на разных площадках, показал, что я один из немногих рассказываю о культуре организаций. В консульстве это изучили, увидели, что я развиваюсь как предприниматель, так что потенциально могу заниматься бизнесом в Калифорнии и платить налоги.
Тяжело было как на старте, так и во время пандемии. На старте многое непонятно: как открыть банковский счет, как найти жилье, как купить машину, как открыть визу. На все эти вопросы нужно было ответить одновременно. И не только ответить, но и сделать кучу документов. Поэтому было очень непросто.
Однако самым сложным в переезде было вести бизнес удаленно. Команду пришлось оставить без физического внимания. Из-за разницы во времени общаться мы могли только два часа. Приходилось одновременно менять бизнес-процессы и график работы, поэтому в итоге команда сильно трансформировалась. Справиться со всем этим мне сильно помогли знания, которые я получил в Кремниевой долине.
Все, о чем мы можем только мечтать, в США было создано 30 лет назад. Например, развитая инфраструктура для путешественников, идеальные дороги, много заправок. Такого развитого внутреннего туризма, как здесь, не встретишь нигде в мире.
Что значат коммунальные услуги в США? В России это газ, свет, отопление, вода и так далее. В Америке это постриженный газон, потому что, если не стричь газон, там начинают прорастать сорняки, а это считается нарушением. Поэтому отдельно нужно платить садовнику.
Но есть и минусы. В долине, где я живу, очень мало качественных домов. Впрочем, по всей стране в основном одноэтажные дома, которые сделаны из фанеры и ДСП. Крышу делают просто: доски — и все. Потому что Америка — это про практичность. Здесь мягкий климат, поэтому почти никто не тратит много денег на постройку домов.
Зато приходится отдавать большие деньги за коммуналку. Я плачу по 900 долларов за газ, но весь дом дырявый, и все то тепло, которое дает газ, рассеивается из-за этих дыр. Так как я арендую дом, невыгодно все переделывать, поэтому просто принимаешь правила и живешь. И так в большинстве домов, где мы жили.
Когда смотришь фильмы о том, как работает уголовный розыск, например, «Улицы разбитых фонарей», а потом приходишь работать в России в органы — понимаешь, что в кино все явно приукрашено. Но когда смотришь сериалы о медицине в США, а потом приходится класть в больницу жену — понимаешь, что режиссеры ничего не соврали. Здесь действительно очень круто делают свою работу.
Качество медицины во многом объясняется тем, что в Кремниевой долине нет государственных больниц, только частные. Врач здесь — самая высокооплачиваемая профессия. Спрос на их услуги огромный. Но и цена на страховку в Кремниевой долине и, например, в Джорджии отличается примерно в пять раз. Мы обращаемся к докторам по страховке и уверены, что если с нами что-то, не дай бог, случится, нам помогут, потому что у нас хорошая страховка.
Некоторые мои знакомые хотели сэкономить на страховке, но потом ломали руки. В итоге летели в Россию с переломами, потому что им выставляли счет на десятки тысяч долларов. Зато, насколько я знаю, COVID-19 у нас лечат бесплатно. А если больной старше 50 лет, то к доктору можно приходить вне зависимости от того, есть ли паспорт США, виза и страховка. То есть если бы у меня гостила мама, я бы мог ее отправить здесь к доктору.
Если говорить о местных, все очень общительные и доброжелательные. Я проехал по 20 штатам в трейлере и понял, что американцы — это те люди, которые приехали сюда для того, чтобы совместно создавать что-то ценное и продавать эту ценность.
Каждый штат — это почти отдельное государство, у каждого из них свои правила и законы. Из-за этого очень высокий уровень самоорганизации по всей стране. Штаты отличаются друг от друга по ментальности.
Американцы гордятся своей страной. В этом плане они очень отличаются от людей в других странах, а я много где был — посетил порядка 30 стран. Именно американцы выделяются доброжелательностью, открытостью и практичностью во всем.
Большинству из них нет разницы, какой ты национальности или какая у тебя сексуальная ориентация. Однако, справедливости ради, было такое, что ко мне подходили люди, улыбались и знакомились, а как узнавали, что я русский, разворачивались и уходили. Но в Калифорнии чаще всего всем без разницы, кто ты. Здесь не будут смотреть на твое прошлое. Здесь смотрят, что ценного ты можешь привнести. Это и будут ценить в тебе.
В 2020 году мы решились на полугодовую поездку по штатам в трейлере. С началом пандемии все изменилось: мы поняли, что мир схлопнулся до онлайн-общения. Все встречи вживую, которые у нас были запланированы на несколько лет вперед, отменились, пришлось общаться по работе только дистанционно.
Эмоционально было очень тяжело, хотелось привнести в жизнь каких-то приключений, новых эмоций: мне, жене, дочке. Мы и до этого часто ездили путешествовать в нашем трейлере. Когда мы в очередной раз возвращались из двухнедельной поездки из Йеллоустоуна, я предложил жене не ехать домой, а продолжить колесить по стране.
Это было лето, и моя дочь была на каникулах, а осенью учеба должна была продолжиться онлайн. Мы предупредили школу, продали машину, решили жилищные вопросы, собрали все наши вещи и сдали на хранение, а 19 августа отправились в путешествие.
Каждый учебный день в поездке дочка присутствовала на всех занятиях. Она за это время очень круто подтянула математику, английский и другие предметы. А я понял, что работа в путешествии удивительно заряжает, потому что в пути постоянно находишься в состоянии потока. И еще раз убедился, что сделал правильный выбор штата для жизни.
В Калифорнии люди очень строго следуют правилам безопасности: соблюдают социальную дистанцию и носят маски. Во Флориде, например, все далеко не такие сознательные: мы провели там два месяца во время путешествия, и контраст просто разительный.
Но и в Калифорнии все не так радужно. Когда начались массовые протесты против полицейского насилия, было жутковато. Люди кричали, было много полицейских. Очень грустно наблюдать за разбитыми витринами. Только вчера в Пало-Альто я проходил по главной улице, где раньше были красивые витрины, в кофейнях сидели инвесторы и обсуждали какие-то сделки, а теперь — пустые улицы, люди в масках, все витрины забиты. Такое ощущение, что какой-то апокалипсис начинается. Все это нагоняет тоску.
Люди переживают, особенно если кому-то есть, что терять. Кому-то приходится продавать свой бизнес. Инвесторам тоже нелегко, потому что банки ввели жесткую политику и теперь отслеживают все финансовые потоки.
Мы каждый день скучаем по нашей семье, друзьям и команде, которая работает в России, хотим их чаще навещать, но сейчас сложилась такая ситуация, что приходится много работать, чтобы максимально качественно решать свои задачи. Наша миссия — сделать мир осознанным через создание осознанных организаций.
Кремниевая долина сегодня — лучшее место на Земле, чтобы понять, как работают бизнес-процессы и поделиться опытом со всеми русскоговорящими предпринимателями через свою книгу и продукты. Поэтому в ближайшие годы я планирую оставаться здесь и заниматься своим стартапом.