На Disney+ вышел финал «Сокола и Зимнего солдата» (The Falcon and the Winter Soldier) — второго после «Ванды/Вижна» сериала четвертой фазы кинематографической вселенной Marvel, в котором мир супергероев неожиданно оказывается полон социально-политических проблем, а главными противниками наконец-то оказывается не кто-то из «Большой тройки» (пришельцев, андроидов и волшебников). Чем проекту удалось выделиться на фоне марвеловских блокбастеров и в чем он повторил главные их ошибки — в материале «Ленты.ру».
Через шесть месяцев после событий «Мстителей: Финала» человечество все еще пытается разгрести бардак, наведенный дважды убитым Таносом; для супергероев же, наоборот, настало время относительного простоя. Борется со своими демонами Баки Барнс (Себастиан Стэн), в прошлом — Зимний солдат, лишенное собственной воли орудие в руках Гидры (в еще более раннем прошлом — друг детства Капитана Америки), а ныне — пациент на кушетке у психолога. Пытается поднять со дна убыточный рыболовный бизнес сестры Сэм Уилсон (он же Сокол в исполнении Энтони Маки); это, однако, оказывается задачей куда более тяжелой, чем спасение человечества от угроз любого сорта — даже кредит ему, несмотря на всемирную известность в качестве одного из Мстителей, не дают. Сэм, которого Стив Роджерс (Капитан Америка в «Мстителях: Финале») объявил своим преемником, все же решает от звания Кэпа отказаться, а звездный щит Роджерса передает в музей.
Правительство США, однако, решает, что этой стране все-таки нужен новый герой — и избирает Капитаном Америкой Джона Уокера (Уайатт Рассел), примерного военного, выделяющегося и послужным списком, и выдающейся челюстью. Тот хоть сверхспособностями не обладает, все же получает все привилегии супергероя и отправляется охотиться на новых опасных злодеев, обладающих сверхсилой и оставляющих метки по всему миру. Параллельное расследование их деятельности устраивает и Сэм, за которым увязывается Баки.
Кадр: сериал «Сокол и Зимний солдат»
Основная сюжетная линия «Сокола и Зимнего солдата» следует канонам детективного бадди-муви — сотрудничество Сэма и Баки, поначалу спевшихся скорее из-за общей ненависти к Уокеру, быстро перерастает в эдакую братскую любовь. Любопытнее тут, однако, то, как расширяет новый проект Marvel собственную вселенную социальным контекстом происходящего: атмосфера в мире только накалилась с возвращением половины человечества из небытия через пять лет после исчезновения, вернувшиеся оказываются совершенно не у дел — их дома и рабочие места заняты чужаками, возлюбленные уже перестали горевать и завели другие отношения, да и мир в целом уже не такой, каким был раньше. Однако половина всего населения Земли — сила слишком мощная, чтобы ее игнорировать.
Правительства ставят интересы граждан-возвращенцев выше мигрантов из стран Третьего мира, занявших их дома и работы в период «щелчка» — пятилетки, в которую человечество пыталось встать на ноги после исчезновения половины населения. Были, по-видимому, открыты все границы, люди принялись теснее ютиться в наиболее развитых странах. Теперь же мигрантов перемещают в масштабные лагеря беженцев (те расположены преимущественно в Европе), которыми управляет международная организация GRC, Всемирный репатриационный совет. Это вызывает масштабные протесты у вынужденных переселенцев, которым жизнь при устроенном Таносом геноциде вполне нравилась. Несогласными в подполье формируется анархо-террористическая группировка Флэгсмэшеров (или «Разрушителей флагов»), цель которой — подорвать деятельность GRC. Члены организации достают препарат, некогда сделавший из Капитана Америки суперсолдата, и разворачивают по всей Европе робингудскую деятельность, грабя банки и склады с лекарствами и припасами (все, конечно же, ради поддержки беженцев, о которых GRC не очень-то заботится).
Еще одна интересная и в контексте творений Marvel важная особенность «Сокола и Зимнего солдата» — отсутствие явных, однозначных антагонистов
Немудрено, что в противостоянии с Флэгсмэшарми Сэм и Баки очень скоро столкнутся лбами с новоявленным Капитаном Америкой, у которого от груза взвалившейся ответственности начинают сдавать нервы. Уокер, с самого начала изображаемый персонажем довольно заносчивым и нелепым, вскоре ожидаемо принимается выходить за рамки закона; коррумпированность его, впрочем, частично ложится и на плечи тех, кто его сотворил, то есть на правительство. Как и в случае с полицейскими, злоупотребление властью которыми должно, по идее, вменяться в вину еще и тем, кто дал им в руки пушки — ведь именно олицетворением копского произвола становится, по сути, жестокая публичная расправа Уокера над одним из Флэгсмешров.
Кадр: сериал «Сокол и Зимний солдат»
Жалко, конечно, что для развенчания супергеройского культа шоураннеры не решаются разменять одного из уже существующих персонажей, вводя нового, который, мягко говоря, не располагает к себе уже с первого появления в кадре. Более того, в финале Уокер за все свои прегрешения неожиданно получает индульгенцию и становится еще одним супергероем. Причина очевидна — после трагичной гибели нескольких главных протагонистов в последних блокбастерах, вселенной Marvel жизненно важно заполнить оставшиеся после них пустые места; и коль экранного времени на рассуждения о моральной стороне поступков нового героя не остается, то, видимо, не так уж они и необходимы.
Куда более нестандартным (и неоднозначным) противником Сэма и Баки поначалу представляется предводительница Флэгсмэшеров, юная и с виду крайне хрупкая девушка Карли Моргентау (Эрин Келлиман). Та встает на защиту депортируемых из развитых стран мигрантов, успевших обжиться на новых местах за период «щелчка». Ее космополитические (и, одновременно, антиглобалистско-анархичные — за мир не только без границ, но и без контролирующих его организаций) идеи, впрочем, меркнут на фоне откровенно сомнительных методов их реализации — уже классический, в общем-то, для марвеловских фильмов прием, в котором злодей с весьма объективной позицией все равно остается злодеем. При этом мотивация что бесчинств Карли, что ее протеста остаются преступно непродуманными и списываются на юный возраст.
Пустившаяся во все тяжкие Карли и медленно едущий кукухой Уокер оказываются не единственными надломленными персонажами «Сокола и Зимнего солдата» — еще одним предстает Исайя, чернокожий суперсолдат, над которым правительство во время Корейской войны ставило эксперименты, пытаясь повторить успех создавшей Капитана Америку сыворотки. Исайя в итоге озвучивает мысль, висевшую в воздухе уже давно, но для Marvel крамольную — а именно, что Капитан Америка для любого чернокожего героем быть не может; а любой уважающий себя черный, соответственно, на роль Капитана Америки ни за что не согласится.
Кадр: сериал «Сокол и Зимний солдат»
Что ж, новым Капитаном Америкой в итоге все же становится чернокожий — заявленная еще в концовке «Финала» трансформация Сокола в новую надежду Соединенных Шатов, главного Мстителя, оказывается неизбежной, просто оттянутой на шесть часов экранного времени. И не то, чтобы рефлексия Сэма по этому поводу была особенно глубокой (вывод его свелся к чему-то вроде «меньше слов — больше дела»). Сокол, впрочем, оказывается самым неожиданным супергероем Marvel хотя бы потому, что его главная сила заключается в эмоциональной зрелости — что проявляется во всех его диалогах с другими персонажами сериала — и способности к дипломатии. А подобных протагонистов нужно еще попытаться найти не только у Marvel, но и вообще в супергеройском кино.
Если стилистически «Сокол и Зимний солдат» более мрачен, нежели полнометражные марвеловские блокбастеры, то с визуальной точки зрения он в большинстве эпизодов выглядит блеклым, напоминающим скорее стандартные криминальные теледрамы. Более того, свой темп шоу к самой концовке не выдерживает, тратя, к примеру, уйму времени на тренировки Сокола со щитом Капитана Америки, которым разве что слогана Just do it не хватает — настолько они напоминают рекламу кроссовок. Да и расстановка точек в финальном эпизоде, то, как шоураннеры расправляются с Карли, прощают Уокера и решают мигрантский кризис, оставляет больше вопросов, чем ответов. Тем не менее «Сокол и Зимний солдат» берется за то, что так и не затронул ни «Ванда/Вижн», ни последние полноформатные марвеловские блокбастеры — за расширение вселенной, придачу ей социальных и политических окрасов, за диалог этого волшебного мира с проблемной реальностью. Шаг, конечно, откровенно запоздалый, но для фильмов студийного гиганта весьма редкий и по-своему знаковый.