Жертвами очередного палестино-израильского конфликта стали уже десятки человек, а счет раненых с обеих сторон пошел на сотни. Исламисты наносят ракетные удары по Израилю, а израильтяне отвечают огнем из танковых орудий по палестинским территориям. Противостояние подошло к той точке, когда судьба мирных жителей, оказавшихся в зоне обстрела, беспокоит противников в последнюю очередь. По крайней мере израильский премьер-министр Биньямин Нетаньяху, похоже, не намерен прекращать боевые действия до тех пор, пока со стороны Палестины исходит угроза еврейскому государству. Ситуацию могли бы нормализовать усилия международных посредников, однако любое вмешательство извне в такой накаленной обстановке может привести к началу полномасштабной войны и гуманитарной катастрофе. О развитии нового палестино-израильского конфликта и о том, как он отразится на всем ближневосточном регионе, — в материале «Ленты.ру».
Очередное обострение палестино-израильского конфликта началось в середине апреля — одновременно с началом священного для мусульман месяца Рамадан. Первые столкновения начались после того, как мусульманам запретили собираться на ступеньках у Дамасских ворот в Старом городе Иерусалима. В Рамадан здесь традиционно собираются мусульмане, живущие в восточной части города. Свое решение власти объяснили соображениями безопасности.
В ответ на это молодые мусульмане вышли протестовать на улицы города. Конфликт перерос в масштабные столкновения между арабами и полицией, вскоре к ним подключились и ультраправые израильтяне. По версии правоохранительных органов, такое развитие ситуации спровоцировали мусульмане, которые забрасывали стражей порядка камнями и бутылками. Кроме того, на кадрах с места событий можно увидеть разрывы фейерверков и светошумовых гранат.
Израильтяне вышли на массовые протесты после того, как в социальной сети TikTok распространилось видео, где некие арабы бьют еврея-ультраортодокса. Участники вспыхнувших после этого акций протеста — в том числе члены радикальной организации «Лехава» — кричали «Смерть арабам!», «Мы отомстим» и «Мы сожжем вашу деревню». Одновременно с этим в арабских соцсетях развернулась кампания по поощрению нападений на евреев.
Уже 23 апреля исламисты из сектора Газа нанесли первые ракетные удары по израильской территории. Всего за одну ночь боевики выпустили по Израилю 36 снарядов: тогда казалось, что это самое масштабное нападение за последний год. Кроме того, в знак солидарности с мусульманскими жителями Восточного Иерусалима палестинское движение ХАМАС и группировка «Палестинский исламский джихад» объявили 23 апреля акцию «День гнева».
За несколько недель столкновения так и не утихли. А 11 мая ХАМАС, продолжая «защищать» сторонников, выдвинуло Израилю ультиматум: либо власти очистят Храмовую гору и иерусалимский квартал Шейх Джаррах от стянутых туда сил безопасности до 18:00, либо радикалы нанесут новые удары.
Свое обещание группировка выполнила: спустя пару минут после истечения срока начался массированный обстрел еврейского государства. По последним данным, речь идет о более чем тысяче выпущенных ракет — при этом 200 из них даже не смогли пересечь границу сектора Газа. Движение также объявило о начале операции «Меч Аль-Кудса» — так на арабском называют Иерусалим.
Насколько ХАМАС действительно удается «защитить своих» — большой вопрос. К примеру, в результате обстрела города Лода погибла 16-летняя арабка по имени Надин и ее отец Халиль Аввад. Власти самого Лода уже утром 12 мая заявили, что утратили над ним контроль, и попросили Израиль ввести армию. «Сотни арабских головорезов бродят по улицам. Это [новая] Хрустальная ночь (еврейские погромы в нацистской Германии и Австрии — прим. «Ленты.ру»)», — предупредил мэр города Яир Ревиво.
В ответ на действия ХАМАС армия Израиля 11 мая призвала 5 тысяч резервистов и начала операцию против палестинских группировок под названием «Стражи Стены». Силы обороны Израиля, в частности, разбомбили склады и центры производства боеприпасов. Удары продолжили наносить и на следующий день: атакованы были позиции боевиков в Газе. Десятки боевиков действительно погибли, однако потери были и среди мирных жителей. Израильские военные обещают продолжать обстрелы «до наступления полной тишины».
По словам специалистов, нынешнее противостояние — самое кровавое за последние годы. И оно еще не закончено.
Стоит отметить, что последний виток обострения начался в День Иерусалима — дата, которая отмечается в честь расширения израильского контроля на восточную часть города в результате Шестидневной войны 1967-го. При этом статус города до сих пор не утвержден в международном праве: согласно резолюциям СБ ООН, Восточный Иерусалим — оккупированная территория.
Ситуацию осложнило и решение израильского суда о выселении нескольких арабских семей из квартала Шейх Джаррах в Восточном Иерусалиме. Причина — здания якобы принадлежали еврейским семьям, жившим в этом районе до создания Государства Израиль в 1948-м. «Квартирный вопрос» в этом городе давно стал политическим.
Опасения у жителей региона и наблюдателей до сих пор вызывают и многочисленные попытки Израиля забрать Западный берег реки Иордан — территорию, населенную преимущественно палестинцами, которую ООН считает оккупированной еврейским государством. С началом очередного витка конфликта столкновения были и в этом районе: по данным на 12 мая, на Западном берегу не менее 240 раненых.
Палестино-израильский вопрос все время притягивал внимание множества стран, и последние события не стали исключением. Представители исламского мира отреагировали предсказуемо жестко. Так, президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган выразил возмущение в связи с событиями в Иерусалиме и секторе Газа и призвал Совбез ООН как можно скорее вмешаться и запретить Израилю проводить атаки.
Кроме того, уже 11 мая страны Лиги арабских государств (ЛАГ) провели внеочередное совещание и единодушно осудили действия еврейского государства. «То, что делает Израиль, — это военное преступление, в очередной раз совершенное против палестинского народа», — заявил тогда представитель Палестины в ЛАГ Дияб аль-Люх.
Вопрос затронул и страны вне исламского мира. Он может стать особенно важным для Соединенных Штатов: ведь бывший американский президент Дональд Трамп прославился как миротворец, подписавший первые мирные соглашения между арабами и израильтянами и разработавший «сделку века» — план по палестино-израильскому урегулированию. Эксперты, конечно, полагают, что с перемирием Израиль и, например, ОАЭ справились бы и сами, а задуманная «сделка века» в принципе не устраивает палестинцев, но так или иначе, интерес бывшей администрации США к еврейскому государству был очевиден.
Сейчас США, как и российские власти, стараются придерживаться нейтральной позиции и призывают все стороны прекратить конфликт. Однако нынешний американский президент Джо Байден рискует не справиться с таким положением и ввязаться в противостояние, считают эксперты.
Ситуация для Байдена сложилась действительно двоякая. С одной стороны, отношения Израиля и Палестины вряд ли входили в его приоритеты — первые шаги президента на ближневосточном направлении касались скорее Саудовской Аравии и Ирана. Кроме того, глава государства больше месяца отказывался общаться по телефону с израильским премьером Биньямином Нетаньяху.
С другой стороны, выжидательная позиция Байдена уже вызывает раздражение у некоторых его сторонников. Они требуют вмешаться в конфликт, а не стоять в стороне и силой заставить Израиль отступить. Член палаты представителей Рашида Тлайб даже призвала прекратить американское финансирование израильского «апартеида». Несмотря на то что такая позиция еще не популярна среди сенаторов или американцев, число сторонников Палестины растет.
Получается, что, пока противоречия не мешают главе Белого дома, он может занимать нейтральную позицию в отношении конфликта и способен унимать политических противников в Конгрессе. Но с дальнейшей эскалацией ситуации делать это будет все сложнее и сложнее.
«Мы здесь, и мы готовы использовать все свои силы, чтобы защитить государство Израиль от врагов снаружи и бунтовщиков внутри... Мы продолжим прилагать все усилия для того, чтобы остановить анархию и железной рукой восстановить власть в городах страны», — написал премьер Нетаньяху на своей странице в Twitter.
Однако, по мнению экспертов, политик руководствуется не только соображениями безопасности. Израильский колумнист Бен Каспит считает, что столкновения идут на руку премьеру, который мало что сделал ради их предотвращения. В частности, обострение ситуации может помочь ему обыграть соперников и помешать им сформировать правительство.
Нетаньяху должен был за 28 дней создать правящую коалицию по итогам парламентских выборов в конце марта. Поскольку премьер не справился, президент Израиля Реувен Ривлин вручил мандат лидеру израильской парламентской оппозиции и главе центристской партии «Йеш атид» («Есть будущее») Яиру Лапиду. Тот уже попытался привлечь партию «Объединенный арабский список» и должен был организовать переговоры. Однако сближение с арабами на фоне ракетных обстрелов со стороны исламистов может пошатнуть положение Лапида.
Кроме того, обострение началось в не самый подходящий момент и для Палестинской автономии. Там должны были провести первые за 15 лет президентские и парламентские выборы, однако ее главе Махмуду Аббасу пришлось их перенести. Некоторые критики считают, что он просто боится проиграть: пока ХАМАС празднует триумф после каждого ракетного залпа, есть вероятность, что симпатии избирателей будут сохраняться на их стороне.
Аббас бессилен и в том, что касается непосредственного источника обострения. Восточный Иерусалим Палестинской автономии неподвластен, а в секторе Газа с 2007 года правит ХАМАС.
Говорить о том, как завершится новый виток обострения, трудно. С одной стороны, он может перерасти в широкомасштабные военные действия, после которых от Газы в очередной раз останутся одни руины.
С другой — конфликт еще можно остановить, но это будет зависеть от всех участвующих сторон. В краткосрочной перспективе каждая из них в любом случае понесет потери, в том числе среди гражданского населения. Однако без какой-либо внятной стратегии со стороны и исламистов, и Израиля новые и новые сводки о погибших и раненых выглядят как плата за чьи-то амбиции.
Развитие ситуации же в долгосрочной перспективе можно предугадать: столкновения рано или поздно закончатся, и Израиль с Палестиной останутся наедине со своими внутренними кризисами. Для них сохранится и общая проблема, связанная с землей, — обе стороны будут обвинять друг друга в насильном отчуждении территории. Движение ХАМАС, в свою очередь, продолжит провоцировать агрессию: несмотря на то что фактически оно действует в одиночку, у него достаточно ресурсов для точечных атак, которые можно вести годами.
У одного разделенного государства, как его ни назови, всегда будут те же самые проблемы: умирающие дети, нехватка воды в Газе, отсутствие рабочих мест, радикализация молодежи. Вот только для Палестины это всякий раз оборачивается нокаутом, для палестинских исламистов — угрозой уничтожения, а для Израиля — назойливым вопросом на фоне стабильного развития.