26 мая справляет юбилей Мэтт Стоун: мультипликатору, который в тандеме с Треем Паркером создал мультсериал «Южный парк», исполняется 50 лет. Стоун и Паркер работают над «Южным парком» уже несколько десятилетий, их сатирическое шоу о приключениях друзей-малолеток Стэна, Кайла, Картмана и Кенни за это время успело обрасти полнометражными мультфильмами, видеоиграми и даже несколькими философскими работами. Мировой успех «Южного парка» кроется, конечно же, в его отвязном юморе, поэтому «Лента.ру» ко дню рождения Стоуна подготовила огромную подборку самых дерзких, оригинальных и диких шуток и эпизодов мультсериала.
Про религию
«Застрявший в чулане» (Trapped in the Closet, сезон 9, эпизод 12)
Если чем «Южный парк» и заслужил больше всего скандальной славы (а также судебных исков и многочисленных требований закрыть шоу), так это высмеиванием сект и мировых религий. Не обделили никого — досталось и христианам, и мусульманам, и иудеям, но злее всего Стоун и Паркер прошлись по сайентологам и их самому звездному представителю Тому Крузу. Апогеем этой многоплановой сатиры становится сцена, в которой Том Круз и Джон Траволта отказываются вылезать из шкафа, пока певец Ар Келли (в репертуаре которого есть песня Trapped in the Closet) угрожает окружающим пистолетом. За шутки над сайентологией, кстати, «Южному парку» пришлось разменять одного из ключевых чернокожих героев — Шефа. Озвучивавший его артист Айзек Хейз, убежденный сайентолог, после выхода серии принял решение покинуть проект.
«Все о мормонах» (All About Mormons, сезон 7, эпизод 12)
За несколько сезонов до «Застрявшего в чулане» Стоун и Паркер по схожему сценарию высмеяли мормонов, фокусируясь на нестыковках в истории возникновения этого учения. Эпизод, однако, получился куда более добрым и оканчивается весьма примирительным монологом нового знакомого Стэна о том, что в религии куда важнее то, как она влияет на жизнь последователей, а не история происхождения.
«Вперед, Бог, вперед» (Go God Go, сезон 10, эпизоды 12-13)
Не пощадил «Южный парк» и атеистов, показав в двухсерийной футуристической саге о путешествии Картмана в будущее войну между тремя движениями, отрицающими существование любых божеств (приспешниками одного из них, как ни странно, оказываются антропоморфные выдры). Куда более смешными в этих сериях, однако, оказались отношения миссис Гаррисон с британским этологом Ричардом Докинзом, которые переживают короткий, но бурный роман, начинающийся со спора о теории эволюции и швыряния дерьма в классной комнате.
«Рыжая корова» (Ginger Cow, сезон 17, эпизод 6)
Серия о том, как представители мировых религий собрались в Иерусалиме, чтобы зарезать рыжую корову, больше всего запомнилась, должно быть, нарезкой видео с пляшущими или протестующими христианами, мусульманами и иудеями под Ain't Talkin' 'Bout Love группы Van Halen. Также в эпизоде присутствуют весьма серьезные мысли по поводу отношений между представителями религий, но, к сожалению, куда больше внимания уделяется не им, а пердежам Картмана, которые тот скармливает Кайлу.
Про выборы
«Клизма и дерьмо» (Douche and Turd, сезон 8 эпизод 8)
Со временем Стоун и Паркер окончательно перешли к довольно выигрышной стратегии моментального реагирования на любые остросоциальные события в жизни Соединенных Штатов, превратив «Южный парк» из сатирического мультсериала чуть ли не в юмористическую новостную передачу. И главным источником вдохновения для нее стало, естественно, самое важное политическое событие в жизни американцев — президентские выборы. Их «Южный парк» освещал практически в режиме прямой трансляции, перекраивая целые эпизоды после объявления победившего кандидата. Однако наиболее исчерпывающая метафора на любые последовавшие выборы президента США кроется в одном из ранних эпизодов — «Клизме и дерьме», в сцене, где гигантская клизма и сэндвич с дерьмом спорят на дебатах перед выборами школьного маскота. В комплекте — рэпер Пафф Дэдди, к несчастью для аполитичного Стэна воспринявший лозунг «Голосуй или умри» слишком буквально.
«О прошлой ночи» (About Last Night…, сезон 12, эпизод 12)
В эпизоде «О прошлой ночи», вышедшем ровно на следующий день после победы Барака Обамы над Джоном Маккейном на выборах США, Стоун и Паркер продолжили гнуть свою линию о разнице между клизмой и бутербродом с фекалиями, на этот раз совместив конфликты американцев на политической почве с оммажем фильмам об ограблении вроде «11 друзей Оушена».
«О Боже!» (Oh, Jeez, сезон 20, эпизод 7)
В 2016-м многие американцы были свято уверены, что победу на президентских выборах одержит не республиканец Дональд Трамп, а демократ Хиллари Клинтон. Убеждены были в этом и Паркер со Стоуном — и, на свою голову, решили использовать вместо Трампа радикализировавшегося мистера Гаррисона. И как ни пытался бывший учитель и экс-транссексуал проиграть выборы, ничего у него не вышло, из-за чего шоураннерам пришлось за считаные часы переделывать эпизод «О Боже!». Надо отдать им должное: серия отлично отражает шок многих американцев от тех злосчастных выборов.
Про траву
«Лечебный жареный цыпленок» (Medicinal Fried Chicken, сезон 14, эпизод 3)
Пусть Мэтт Стоун и Трей Паркер никогда публично не высказывались на тему лигалайза, «Южный парк» попросту переполнен эпизодами о марихуане, и это не считая поздних серий, в которых Рэнди Марш перманентно переселяется на ферму и запускает свой бизнес по выращиванию и продаже каннабиса. Одна из самых смешных и абсурдных сцен «Южного парка», посвященных траве, — в эпизоде «Лечебный жареный цыпленок». Речь, конечно же, о том, как группа мужчин во главе с Рэнди прыгает с косяками по городу на собственных раздутых от микроволнового облучения яйцах.
«Полотенчик» (Towelie, сезон 5, эпизод 8)
В этом эпизоде впервые появляется новый герой, крайне нелепый, но весьма органично вошедший в пантеон «Южного парка». Полотенчик, донимающий детей постоянными предложениями «употребить», впоследствии столкнется и с невероятным успехом, и с суровыми драмами, но своему хобби (точнее, явной зависимости) останется верен и в итоге даже получит работу на ферме Рэнди.
«Целебные фермы» (Tegridy Farms, сезон 22, эпизод 4)
В 22-м сезоне Рэнди Марш становится ведущим персонажем «Южного парка», приевшаяся Стоуну и Паркеру четверка друзей-одноклассников постепенно отойдет на второй план. Такой ход окажется на удивление удачным, во многом из-за нового бизнеса Рэнди по выращиванию марихуаны. Но для того, чтобы открыть для себя рынок, новоявленному фермеру приходится столкнуться с мощным противником — компанией, производящей вейпы.
Про евреев
«Страсти жидовы» (The Passion of the Jew, сезон 8, эпизод 3)
Немало шуток «Южного парка» вращается вокруг антисемитизма Картмана, обращенного на еврея Кайла. Любопытно, что в последнем Стоун, возможно, изобразил самого себя: мало того что шоураннер озвучивает этот персонаж, так еще и родители Кайла Джеральд и Шила названы в честь отца и матери Стоуна (а мать его — еврейка). В общем, «Южный парк» активно высмеивает как еврейские традиции, так и стереотипы о них (ну и, разумеется, антисемитов в лице Картмана). Настоящее комбо из вышеперечисленного разворачивается в эпизоде «Страсти жидовы», когда Кайл, приведенный в смятение просмотром фильма Мела Гибсона «Страсти Христовы», призывает евреев в синагоге покаяться за убийство Иисуса, в то время как Картман в нацистской форме выводит на улицу христиан, скандирующих на немецком призывы к «решению еврейского вопроса».
«Жидокабра» (Jewpacabra, сезон 16, эпизод 4)
В этом эпизоде попытки Картмана подшутить над еврейскими корнями Кайла в канун Песаха оборачиваются против него, и все заканчивается тем, что персонажу приходится провести ночь в парке в костюме пасхального зайца, измазанном кровью. Самая примечательная сцена тут — сон Картмана, в котором он в образе сына фараона наблюдает египетские казни, обсуждает нелогичности Ветхого Завета и поет в духе диснеевских мюзиклов.
«Иубилей» (Jewbilee, сезон 3, эпизод 9)
А вот один из самых ранних эпизодов, «Иубилей», в классической для «Южного парка» манере доводит до абсурда традиции иудеев. Кайл и Кенни отправляются в лагерь для еврейских бойскаутов, где им приходится бороться с Гартом — «иудеем из конфессии антисемитов», заточившим в раковину Моисея, который похож на искусственный интеллект из фильма «Трон» 1982 года.
Про полицию
«Шаловливые ниндзя» (Naughty Ninjas, сезон 19, эпизод 7)
Парадоксальные отношения между полицией и белым населением США наиболее едко показаны в серии «Шаловливые ниндзя»: весь средний класс Южного парка с бокалами вина стягивается к полицейскому участку, чтобы показать копам средний палец под композицию Fuck Tha Police группы N.W.A., но лишь для того, чтобы в скором времени в панике умолять полицейских о помощи в страхе перед исламскими террористами.
Кто говорил «***** полицию»? Айс Кьюб? Или Тупак? Ах да, это были вы
«Козырная сучка Баттерса» (Butters' Bottom Bitch, сезон 13, эпизод 9)
Куда больше приключений на собственную задницу (в прямом смысле) вышеупомянутый детектив Йейтс находит во время операции по борьбе с проституцией: нарядившийся секс-работницей полицейский почему-то задерживает клиентов уже после оказания услуг. Что им движет — непонятно, однако над его работой под прикрытием можно смеяться очень и очень долго.
«Учительница соблазняет мальчика» (Miss Teacher Bangs a Boy, сезон 10, эпизод 10)
Предубеждения мужчин по поводу женщин-педофилок невероятно смешно изображены в эпизоде «Учительница соблазняет мальчика». Кайл приходит в полицейский участок, чтобы заявить о педофилии в школе, но как только копы узнают, что речь идет о молодой и красивой мисс Стивенсон, все, что они могут сказать, — «блеск». Эпизод создавался для девятого сезона (вышел, однако, год спустя) на фоне дела учительницы Деборы Лафав, обвиненной в совращении 14-летнего школьника. Преподавательницу приговорили к домашнему аресту, а дело привлекло немало медийного внимания — во многом из-за привлекательной внешности подсудимой.
Ты прав, это очень серьезно. Нам срочно нужно найти этого мальчика и выдать ему медаль самого удачливого парня Америки!
«Спецвыпуск в пандемию» (The Pandemic Special, сезон 24, эпизод 1)
А вот после масштабных протестов против полицейского произвола в отношении чернокожего населения США Стоун и Паркер все-таки обратили внимание на невероятную любовь американских копов к совершенно излишней, казалось бы, военной экипировке. В первом спецвыпуске последнего сезона полиция подавляет вспыхнувшие на фоне локдауна беспорядки при помощи танков и зениток, — если взглянуть на реальное вооружение слуг правопорядка, это не так уж далеко от реальности.
Про расизм и мигрантов
«Извинения перед Джесси Джексоном» (With Apologies to Jesse Jackson, сезон 11, эпизод 1)
Тот факт, что во всем Южном парке живет лишь пара-тройка афроамериканцев, уже давно стал бы причиной кэнселлинга проекта, не забывай Стоун и Паркер регулярно его высмеивать. Большинство белых жителей этого городка в вопросах бытовой расовой дискриминации совершенно не разбираются, и это становится сюжетом уморительнейших эпизодов — например, когда Рэнди, заявивший в эфире передачи «Колесо Фортуны», что его раздражают «ниггеры» (niggers), а не «зануды» (naggers), в попытке спасти свою репутацию целует задницу афроамериканскому религиозному деятелю Джесси Джексону (который уверяет его, что является императором всех черных). Вдохновлялись шоураннеры историей комика Майкла Ричардса, за год до этого попавшего в похожий скандал и принесшего извинения Джексону. А мораль этого эпизода в том, что появись подобное «ниггеру» оскорбление для белых американцев, те запретили бы его в мгновение ока.
«Приходят соседи» (Here Comes The Neighborhood, сезон 5, эпизод 12)
Абсурдные сочетания совершенно несвязанных социальных проблем — фирменный прием Стоуна и Паркера, нещадно эксплуатируемый во многих эпизодах. Одной из наиболее ранних (и самых запоминающихся) таких серий стала «Приходят соседи», в которой жители Южного парка пытаются изгнать из города переселенцев-афроамериканцев, но не из-за их цвета кожи, а из-за того, что все они бессовестно богаты. Методы, правда, подозрительно напоминают ку-клукс-клановские: поджечь на лужайке маленькую букву t (мол, «тебя здесь не ждали») или нарядиться в белые балахоны (богатые люди ведь боятся привидений?). Но, конечно же, самое золотое в этом эпизоде — неожиданная концовка.
Ну ничего, зато хотя бы избавились от этих черножоп…
Goobacks (сезон 8, эпизод 7)
На фоне агрессивной антимиграционной политики США при Трампе «Южный парк» посвятил немало эфирного времени проблеме жестокого обращения с нелегалами из Южной Америки. В 23-м сезоне этому посвящено сразу два эпизода: «Мексиканский Джокер» и «Финал сезона». Но наиболее всеобъемлюще на эту тему Стоун и Паркер высказались годы назад, в вышедшем в 2004-м эпизоде под непереводимым названием Goobacks. В нем мигранты из будущего прибывают в Южный парк, словно Терминаторы, и соглашаются на любую работу за копейки. Самыми примечательными элементами серии становится ярость местных реднеков, которые «из-за этих гадов сидят без работы», а единственным решением этой проблемы становится, конечно же, масштабнейшая гей-оргия.
Про поп-культуру
«Кольцо» (The Ring, сезон 13, эпизод 1)
Высмеивание социальных и политических проблем хоть и важная составляющая «Южного парка», но едва ли именно она принесла мультсериалу столько народной любви, сколько злобная и меткая сатира на поп-культуру. Таких моментов в сериале не счесть, и столь же сложно выбрать одну шутку, выделяющуюся на фоне остальных. Но если кому в «Южном парке» и достается больше других, так это корпорации «Дисней», возглавляемой деспотичным и жадным до денег (в основном до китайских юаней) Микки Маусом. И его первое появление в мультсериале — одно из самых эффектных.
Ты со мной так, *****, не смей разговаривать, ха-ха, маленький кусок дерьма, ха-ха!
«Воображляндия» (Imaginationland, сезон 11, эпизоды 10-12)
За эту эпическую трилогию, в которой Воображляндия — место, где живут все выдуманные персонажи (включая Бога и Иисуса), — подвергается атаке исламских террористов, «Южный парк» завоевал премию «Эмми». И вполне заслуженно: в эти эпизоды уместились десятки персонажей из поп-культуры и фольклора, уйма знаменитостей вроде Майкла Бэя, Эла Гора и М. Найта Шьямалана, а также крайне напряженная (и, конечно же, безумно смешная) борьба Картмана за то, чтобы Кайл исполнил весьма неприглядные обязательства по заключенному между ними договору.
«Возвращение Братства кольца в Две башни» (The Return of the Fellowship of the Ring to the Two Towers, сезон 6, эпизод 13)
Не менее занимательным вышел эпизод (позже переросший в целую видеоигру под названием «Южный парк: Палка Истины»), обыгрывающий сюжет «Властелина колец». В нем главные герои пытаются отнести в видеопрокат кассету со второй частью фэнтезийной саги, не подозревая, что в руках у них оказалось «самое жесткое порно из когда-либо снятого» — фильм «Шлюхи из подворотни 9». За кассетой тем временем охотятся шестиклассники, а также Рэнди и Шерон Марш, по ошибке вручившие детям порно.
Про дерьмо
«Стареешь» (You're Getting Old, сезон 15, эпизод 7)
Все вышеперечисленное — цветочки по сравнению с туалетным юмором «Южного парка», в котором Стоун и Паркер достигли истинного мастерства. Скатологические эпизоды присутствуют практически во всех сезонах мультсериала, но наиболее оригинальными (а также, верите ли, философскими) шутки про дерьмо вышли в серии «Стареешь», где отпраздновавший день рождения Стэн начинает видеть дерьмо во всем, что ему когда-либо нравилось. Эпизод, к слову, ознаменовал переход «Южного парка» от философии пофигизма (до тех пор чаще всего персонажи мультсериала транслировали идею, что излишние переживания по поводу любых вещей — это идиотизм) к мысли, что о некоторых вещах заботиться все же стоит. Этот переход произошел не за сезон и даже не за два, но нынешние серии «Южного парка» от ранних разительно отличаются именно взглядом на проблемы человечества.
«Большая общественная проблема» (It Hits the Fan, сезон 5, эпизод 1)
Эпизод не про дерьмо, но про «дерьмо»: в «Большой общественной проблеме» это слово звучит ровно 162 раза, о чем зрителям сообщает специальный счетчик на экране. Серия не встретила особых протестов у публики, однако учитывая, что в те времена (2001 год) на ТВ слово shit зачастую подвергалось цензуре или попросту избегалось, глупо было бы утверждать, что его многократное использование за всего лишь 20 минут эфирного времени не раздвинуло границы дозволенного на телевидении. Так что бранью, которая звучит в нынешних сериалах, зритель отчасти обязан и этому странному эпизоду «Южного парка».
«Больше дерьма» (More Crap, сезон 11, эпизод 9)
Серия «Больше дерьма» посвящена высмеиванию сомнительных достижений (в разряд которых, к слову, Стоун и Паркер включили премию «Эмми», полученную чуть ранее за эпизод «Занимайтесь любовью, а не Варкрафтом»). В ней Рэнди пытается «родить» самую большую кучу дерьма в мире и установить мировой рекорд. Противостоит ему Боно — и в этой битве Рэнди придется несладко, поскольку лидер группы U2 в видении Стоуна и Паркера сам по себе является самым большим куском дерьма на планете.
Я как бы родил это. Это вышло из меня. Это было частью меня. Это мое единственное настоящее достижение
Юмор у «Южного парка» самый разнообразный — от острой политической и социальной сатиры до туалетных и откровенно черных шуток. Причем этому принципу — сочетанию диалога о серьезных вещах и провокационного расшатывания границ юмора — мультсериал не изменяет уже более двух десятков сезонов. Это не значит, что шоу не претерпело коренных изменений, — времена меняются, и многое, что «Южный парк» высмеивал в ранних эпизодах, ныне даже Стоуну с Паркером смешным не кажется. Мультсериал реагирует на эти перемены и при этом и близко не подходит к тому, чтобы выдохнуться. Все потому, что главными объектами его насмешек все так же остаются глупость и невежество, которые нескоро еще переведутся.