Реюньон — это крошечный французский остров посреди Индийского океана, о котором слышали немногие туристы. Тем не менее те, кому удалось попасть туда хотя бы раз в жизни, уже не могут перестать думать об этом месте и буквально жаждут вернуться на Реюньон. Вулканические пейзажи, каменистые ущелья, могущественные водопады, гостеприимные жители и лазурное побережье — все это прочно врезается в память гостей острова. Россиянка Наталья Никитина, прожившая на Реюньоне семь лет, рассказала о главных его жемчужинах, которые обязательно нужно увидеть своими глазами. Ее впечатления от острова — в репортаже «Ленты.ру».
У черта на куличках
Пассажиры прильнули к иллюминаторам, а те, кто сидел по другую сторону от зрелища — вскочили и тоже пытались разглядеть что-то за окном. Все кричали, а я, не понимая ни слова из этих криков, с ужасом смотрела на красное зарево и верхушку какой-то скалы, торчащую из облаков, на которую летел наш самолет. «Ну вот, у черта на куличках сейчас и закончится моя жизнь... Ладно, зато как красиво», — подумала я в тот момент.
От страха я не могла издать ни звука. Но, как оказалось, никакой катастрофы и не должно было случиться, перед нами всего лишь предстало редчайшее зрелище: при заходе на посадку самолет пролетел буквально в двух километрах от вершины Питон-де-Неж — одного из самых могущественных спящих вулканов планеты и высочайшей точки Индийского океана в Южном полушарии. Так началось мое знакомство с островом Реюньон в июле 2012-го.
«Куда ты летишь! Тебя сожрут, там же Африка, и наверняка в лесах есть каннибалы», — рыдала моя сестра, когда я улетала навстречу приключениям. Она бы с ума сошла от страха, увидев то, что видела сейчас я.
Но следующая картинка за иллюминатором потрясла меня еще больше. Представьте сильную облачность, сквозь которую уже видны очертания острова. Как вдруг через дымку показывается что-то странное: по рельефу будто медленно ползет красная масса, сверкая и переливаясь… «О боже, лава! Мы что, садимся рядом с кипящей лавой?» — снова запаниковала я, как вдруг увидела, что остальные пассажиры спокойно вглядываются в пейзаж.
Позже я узнала, что это всего лишь автострада Литтораль на берегу — одна из самых опасных дорог Франции: она змеится между остывшим вулканом и океаном, а из-за эрозии почвы куски скалы постоянно обрушивается на дорогу, погребая под собой водителей. Именно поэтому сейчас на Реюньоне строится новое шоссе — в открытом океане, на высоте 12 метров, уже признанное самым дорогим дорожным объектом за всю историю человечества.
Знаменитое радушие
И вот наконец шасси коснулось земли. Мой длинный перелет по маршруту Питер — Дубай — Маврикий — Реюньон завершен. Аэропорт Ролан Гаррос, названный так в честь знаменитого французского летчика, родившегося на Реюньоне, удивляет своим размахом, сервисом и абсолютным удобством — все понятно и размеренно.
И сразу же, еще в терминале, тебя обдает этим знаменитым реюньонским радушием. Кажется, что ни в одной стране из всех, где бывал ранее, так не радовались твоему прилету. Они улыбаются во все тридцать два зуба, щебечут что-то на французском и, поняв, что ты не понимаешь ни слова, переходят на ломаный английский. А таможенник, глянув в мой паспорт, открыл свой телефон и, подсмотрев в переводчик, широко улыбнулся: «Дабро пжалувать». Я рыдала от умиления.
Я летела на Реюньон как в тропики — в багаже шлепки, футболки, шорты. Мне казалось, там будут чуть ли не тростником покрытые крыши, грязные дешевые машины и бедно одетые люди. Более того, мне казалось, что уже в аэропорту меня встретят зазывалы с колоритными черными зубами и в помятых шляпах. Но не было ни гомона, ни торговцев, ни соломенных шляп. Ничем особенно аэропорт Ролан Гаррос не отличается от питерского, только жарой. Люди были одеты по-разному — одни в сари, другие в деловых костюмах, однако не было той островной расхлябанности и бедности, которую многие принимают за колорит.
Парковка перед аэропортом сразила меня наповал: Bentley, Bugatti, Maserati, о Mercedes и Range Rover вообще молчу... Где я оказалась, на острове в Африке или на Патриарших прудах? Машины экономкласса там, конечно, тоже были, старенькие и потрепанные, но количество дорогих — в разы больше, чем в материковой Франции! Реюньон удивлял меня каждую минуту. А уж когда я ехала из аэропорта, была поражена еще и качеством дорог: удобные развязки, понятные дорожные знаки, да еще и правила движения все соблюдают беспрекословно! Не было ни хаоса, ни душераздирающих воплей клаксонов как, например, в Италии или Камбодже.
Через шесть лет я услышу от туристов фразу, которая вертелась у меня на языке в день прилета: «Ой, а мы думали, что у вас тут бусики-трусики... Остров же!».
Каждый день по-новому
Сколь бы красноречиво мне ни пытался описать Реюньон человек, пригласивший меня сюда, и каких бы ярких снимков я ни увидела, все было ничтожно в сравнении с реальностью. Я в прямом смысле плакала от эмоций и кричала во все легкие от восторга. Реюньон сбивал с ног своей нереальностью — как будто какой-то дизайнер-программист собрал в одном макете самые красивые места мира, усилил краски, добавил пару объектов с других планет и из своих снов, а затем все это перемешал.
Помню, я сказала в первые дни жизни на острове: «Если бы не было интернета и я бы не общалась с родными в мессенджере, то подумала бы, что попала в какой-то параллельный мир».
Реюньон — это мозаика из разных разностей: здесь вам Индия и Гавайи, Тенерифе и Крым, Грузия и Кипр, североамериканские прерии и летящие скалы Аватара, сказочные леса и гигантские десятиметровые папоротники, окутанные туманом, корни деревьев, опутавшие дома, прямо как в Камбодже, гигантские разломы и разноцветные пески, тысячи водопадов и вулканические озера, кипящая лава и снежные вершины... Все красоты Земли в одном месте на крошечном острове размером с Москву!
За восемь лет проживания здесь я так и не смогла увидеть все уголки острова, хотя в среднем проходила в неделю около 40 километров. По статистике, примерно половина природных богатств острова еще даже не исследована.
Одних только растений-эндемиков на Реюньоне на единицу площади больше в три раза, чем на Гавайях, и в пять раз больше чем на Галапагосских островах. А в 2002 году в вулканическом цирке Мафат был обнаружен неизвестный науке вид лесных орхидей, который назвали Eulophina bourbonica.
Например, один из самых красивых в мире водопадов — Железная дыра (Trou de Fer) — был открыт всего лишь 30 лет назад. Представляете? Маленький остров размером с Москву — и водопад, обнаруженный лишь через четыре столетия после заселения. При этом масштабы ущелья, куда с грохотом падают каскады, — гигантские. Залетев туда на вертолете, я даже испугалась, что сейчас его этими потоками смоет в гигантскую воронку.
Однажды, пройдя по маркированной тропе до природной арки, причудливо сложенной из вулканических глыб, я решила посмотреть, что же там дальше, и после тяжелейшего и опасного похода показывала фотографии ущелья Bras de la Plaine местным жителям, которые, как мне казалось, исходили остров вдоль и поперек. Они изумленно спрашивали меня: «А это где?». Так что этот остров можно для себя заново открывать бесконечно! Все вновь открытые места загружаются на реюньонские сайты пеших походов, и данные отправляются в департамент туризма — IRT île de La Reunion.
Рельефный хаос
Самый сложный вопрос, который мне задавали туристы: «Что посмотреть на острове Реюньон?». Посмотреть нужно все и лететь сюда нужно как минимум дней на 10-15, а если позволяют средства и время — месяца на два.
Миллионы лет назад вулкан Питон-де-Неж (в переводе означает «Снежный пик») создал острова Реюньон, Родригес, Маврикий, Мальдивские острова и архипелаг Чагос. Сейчас вулкан и остывшие потоки его лавы занимают примерно три пятых острова, а ученые и путешественники называют его природным архитектором, поскольку ему удалось создать самый настоящий рельефный хаос посреди океана.
Отвечая на популярный вопрос туристов, я в первую очередь упоминаю то самое ущелье Bras de la Plaine, в которое впервые попала в 2016 году. Оно по-прежнему занимает в моем рейтинге лидирующее место среди неземных красот острова.
Маршрут проходит по дну лавовой реки остывшего вулкана. Чтобы попасть в каньон, нужно спуститься со скалы, пройти около двух километров между каменными глыбами, от которых периодически откалываются куски, и преодолеть горную бурную реку.
И вот ты заворачиваешь по водоему и перестаешь верить собственным глазам: в этих самых скалах огромные углубления, поросшие зеленью, как будто логова каких-то неземных существ. И гроты, в которых течет бирюзовая вода, и диковинные разноцветные рыбы. Абсолютно сказочное место со звенящей тишиной, прерываемой лишь журчанием реки и криками птиц.
Впадины и кратеры
Еще одной невероятной точкой на карте Реюньона является Майдо — самая классная смотровая площадка острова. Пешком сюда, конечно, не добраться — только на автомобиле подниматься от побережья по горной дороге около часа.
Виды, которые открываются по пути, хочется есть ложкой! Вдобавок именно по трассе на Майдо растет больше всего реликтовых рощ тамариндов — это дерево сейчас занесено в Красную книгу и считается лучшим изоляционным материалом при строительстве деревянных домов. Когда увидите на острове здания из деревянных дощечек — это тамаринд. В честь этого дерева даже названа дорога, соединяющая курортный город Сен-Жиль с первой столицей острова Сен-Поль.
Майдо — это вулканический пик, возвышающийся на высоте 2,2 тысячи метров, с площадки открывается вид на вулканический цирк Мафат. Прелесть Майдо в том, что это трехуровневый объект, и с каждого его этажа открывается новый захватывающий вид.
Кроме того, вокруг Майдо, впрочем, как и везде на Реюньоне, много киосков — так называют на острове деревянные беседки для пикников. Они совершенно бесплатные, оборудованы местами для отдыха и мусорными корзинами.
Но главной достопримечательностью острова, конечно, являются вулканические цирки. Вопреки бытующим на русскоязычных ресурсах утверждениям, вулканические цирки — это не кратеры. Это огромные впадины, которые образовались из-за эрозии почвы и обрушились на несколько метров вниз
На Реюньоне три вулканических цирка — Мафат, Салази и Силаос, которые образовались вокруг вулкана Питон-де-Неж несколько миллионов лет назад. Грубо говоря, когда хаотично выплескиваемая лава из основного кратера вулкана залила все вокруг, в какой-то момент по причине природных явлений началась эрозия почвы, и в трех местах произошли обвалы — гигантские воронки. Эти воронки и есть вулканические цирки.
Сам вулкан возвышается между цирками над островом и виден отовсюду, а подъем на Питон-де-Неж является наиболее сложным треком Реюньона. В 2019 году пеший маршрут по всем трем вулканическими циркам и подъем на Питон-де-Неж был признан самым красивым маршрутом Республики Франция. Да и сам остров в том же году удостоился высшей награды World Travel Awards — Реюньон стал лучшим природным местом в Индийском океане, оставив позади Маврикий, Мадагаскар и Сейшелы.
Остров с другой планеты
Еще одной жемчужиной острова считается Piton de la Fournaise (буквально переводится как «Горячая печка»), хотя и я, и многие туристы были слегка разочарованы этой достопримечательностью. Ведь в спящем состоянии этот вулкан кажется издалека обычным небольшим холмиком, до которого можно дойти по кальдере.
А вот сами кальдеры поражают монументальностью и размахом. Каталитическая Plaine des Sables («Песчаная равнина»), созданная 40 тысяч лет назад, — это гигантская безжизненная пустыня с красновато-оранжевым базальтом, ее называют Марсианской долиной, и она действительно напоминает инопланетные пейзажи. Даже исследования NASA показали, что лавовые ландшафты и туннели острова Реюньон имеют схожий геологический состав с поверхностями Марса и Луны, поэтому с 2018 года Реюньон стал полигоном при испытании новых технологий и материалов для открытого космоса. Если увидите в какой-либо пещере людей в скафандрах, не пугайтесь — это испытатели.
Путь к вулкану Питон-де-ла-Фурнез, который со смотровой площадки кажется холмом, займет не менее трех часов. Для этого трека противопоказаны обычные кроссовки, нужны специальные трекинговые ботинки. На пути к вулкану валяется очень много тех самых кроссовок — удивительным образом даже самые крепкие подошвы отлетают через километр пути.
Единственный гостевой дом возле вулкана — скорее приют для путников: в нескольких комнатах стоят двухэтажные кровати и нет кухни. Здесь ночуют или те, кого непогода застала врасплох на вулкане, или те, кто хочет встретить на вершине рассвет.
Извержения Питон-де-ла-Фурнез происходят с периодичностью шесть-семь раз в году и превращают остров в одну гигантскую пробку — люди стоят по несколько часов в очереди на единственной дороге к вулкану, движение по которой регулируется полицией. Извержения, даже частые и многодневные, всегда собирают огромное количество зрителей. Однако вулкан не всегда извергается в кальдере или по склонам — кратер может внезапно открыться в любом месте, даже в населенном пункте. Например, в 1977 году вулкан начал извергаться в городке Сент-Роз (Sainte Rose) и буквально смел часть города с лица земли.
Возвращаться еще и еще раз
Настоящее туристическое счастье острова состоит в том, что здесь нет ни малейшей опасности для человека. Нет никаких змей, иногда лишь можно встретить маленького ужика (они здесь называются «кулев») — и все, на этом представители рептилий заканчиваются. Нет ни хищных зверей, ни опасных насекомых. Можно спать в палатках без страхов и тревог.
Многие ожидают от Реюньона разноцветных попугаев и много-много диких обезьян, но это заблуждение: здесь хоть и тропики, однако пестроты в мире фауны нет. А вот по части флоры Реюньон удивит самых искушенных: он носит неофициальное название «остров орхидей», и эти цветы здесь повсюду! Тропические леса раскрашены разнообразными расцветками, а в заповеднике есть даже целые россыпи знаменитых черных орхидей.
В СМИ часто можно встретить новости о кровожадных акулах, и это отчасти правда — акул здесь много, особенно в период тропической зимы, с мая по август. Но на острове великолепные песчаные пляжи, защищенные натуральным барьерным рифом (он, кстати, является Национальным биосферным заповедником Франции), а еще пара пляжей защищены даже металлическими барьерами-сетками.
Плюс на всех прибрежных территориях острова постоянно дежурят спасатели и объезжают прибрежные воды на гидроциклах. В случае опасности, например, сильных волн, с который акулы могут пробраться за риф, на побережье вывешивают красный флаг. Большинство нападений акул происходит там, где купаться категорически запрещено, — в открытом океане и в незащищенном месте.
Самое большое количество русскоговорящих туристов прибывает на Реюньон с октября по апрель, в рамках круизных поездок. Лайнеры заходят на остров в час дня каждый четверг и уходят на следующий день около семи вечера. По моей личной статистике, четверо из десяти круизных пассажиров, возвращается на Реюньон уже на более длительный период. А некоторые, побывав там, прилетают и в третий, и в пятый раз, потому что, несмотря на крошечные размеры, остров Реюньон — это огромный таинственный мир, который можно исследовать бесконечно.