Бывший СССР
00:01, 5 июня 2021

Триумф патриотизма. На Украине отказались считать русских коренным народом. Чем ответит Россия?

Александр Непогодин (руководитель направления международной редакции)
Фото: Sergei Chuzavkov / AP

Первые попытки разделить граждан Украины на «своих» и «чужих» начались едва ли не сразу после обретения страной независимости в 1991 году и с разной степенью интенсивности продолжаются по сей день. Но с приходом к власти президента Владимира Зеленского они приобрели поистине государственный масштаб и четкую антирусскую направленность. Особую роль тут играет языковой вопрос, а именно запрет использовать русский язык в публичной жизни — от СМИ и сферы образования до органов власти. Но на этом президент не остановился, предложив Верховной Раде запретить русским считаться коренным народом Украины. Предыдущие попытки активной дерусификации на волне Евромайдана в 2014 году подтолкнули Крым и Донбасс к выходу из состава государства, но Киев после этого лишь укрепился в решимости окончательно искоренить русский язык и культуру. Какие последствия может иметь очередная волна украинизации и как на эту ситуацию способна повлиять Россия — выясняла «Лента.ру».

Не равенство и не братство

Дискуссии о необходимости закона, который в равной степени защищал бы национальные меньшинства Украины, не стихают со времени прихода к власти Зеленского в 2019 году. С тех пор в стране окончательно ликвидировали все русскоязычные школы и запретили использовать русский язык в сфере обслуживания.

Но на этом команда Зеленского, еще недавно позиционировавшего себя как двуязычного политика, решила не останавливаться. Украинизация в перспективе должна затронуть все сферы общественной жизни, а русский язык и культура — исчезнуть окончательно.

Очередным шагом в этом направлении стала громкая инициатива — президентский законопроект «О коренных народах», который 19 мая был внесен в Верховную Раду. Суть его, если коротко, в следующем: русские (второй по численности этнос в стране), а также белорусы, молдаване и поляки не могут считаться коренными народами Украины. При этом отдельной статьей к коренным отнесли крымских татар, караимов и крымчаков.

По закону, коренным народом будет только «автохтонная этническая общность» — носители самобытного языка, имеющие свои культурные, социальные или представительские органы, осознающие себя коренным народом и не имеющие государственного образования за пределами страны

Законопроект регламентирует, что коренным народам предоставят широкие культурные, экономические, образовательные и языковые права. Так, они смогут создавать не только образовательные учреждения, чтобы обучаться на родном языке, но и средства массовой информации. Документом также гарантируется правовая защита от любых действий, «направленных на лишение черт этнической принадлежности, ассимиляцию, принудительное переселение и дискриминацию». Коренные народы получат и право определять свою национальную символику.

Остальные национальные группы, которые по новому законопроекту не входят в привилегированное число коренных народов Украины, напротив, лишаются этих значимых прав. В том числе и русские. Данная президентская инициатива — по-настоящему новое слово в политике дерусификации, которое точно соответствует лозунгу украинских националистов «Чемодан — вокзал — Россия!». Если раньше речь шла только об ограничении языковых прав, то теперь к ним добавились и культурные.

По мнению директора Украинского института анализа и менеджмента политики (УИМП) Руслана Бортника, данный законопроект является продолжением тактики власти по разделению национальных меньшинств на несколько групп. Цель таких действий — найти различные подходы к решению вопроса защиты их прав.

«Во-первых, это меньшинства Европейского союза (ЕС), которым по законодательству предоставлен менее длительный период для перехода на украинский язык обучения, — это венгры, румыны, болгары. Во-вторых, это коренные народы, к которым новым законопроектом предлагается отнести и тех, кто проживает в Крыму. В-третьих, это все остальные меньшинства, среди которых особняком стоят русские. Никаких мероприятий по поддержке, развитию и сохранению их культур не производится», — объяснил Бортник в беседе с «Лентой.ру».

Ничто не мова

Действительно, курс на украинизацию с некоторыми оговорками был взят сразу после обретения Украиной независимости в 1991 году. Первые долгосрочные программы по переводу образовательных учреждений и СМИ на государственный язык появились именно в 90-е годы.

Но, справедливости ради, тогда русское население имело возможность создавать политические движения, иметь культурные центры и использовать родной язык в публичной сфере. Все это прекратилось после 2014 года, когда борьба со всем русским стала символом развития новой государственности. Теперь русским предложено либо полностью отказаться от своей идентичности, молча записаться в украинцы и осваивать чужой язык на родной земле, либо оставаться национальной группой без прав, в том числе культурно-языковых и политических, учитывая преследование пророссийских оппозиционеров.

Иными словами, согласно логике действий Зеленского, русские должны окончательно осознать, что на Украине они рассматриваются как нежелательный элемент, для чего государство и проводит последовательную кампанию по их дискриминации. Даже несмотря на статью 10 Конституции Украины, гарантирующую русскому языку свободное развитие и использование.

Впрочем, она никак не мешает продолжать политику дерусификации на основании дискриминационного закона «Об обеспечении функционирования украинского языка как государственного». В последнее время уполномоченный по защите государственного языка Тарас Кремень активно занимается реализацией этого закона, в частности — отменой регионального статуса русского в юго-восточных областях.

Так, в отношении ряда депутатов и должностных лиц Харьковского городского совета проводятся проверки по факту «систематического нарушения норм закона о языке» и «нарушения присяги депутата». «В связи с этим мы будем обращаться к соответствующим политическим силам с требованием лишить депутатских мандатов представителей, которые систематически нарушают нормы закона и присягу», — пояснил свои действия Кремень.

Кроме того, в Николаеве и Болградском районе Одесской области продолжаются судебные процессы в связи с «позорным», как заявляют власти, сохранением там регионального статуса русского языка. Они были запущены по жалобе все того же Кремня, хотя на самом деле они даже не нужны.

Этот статус был присвоен русскому языку в 2012-2013 годах согласно закону «Об основах государственной языковой политики», инициированному депутатами от «Партии регионов». По документу, язык считался региональным там, где его называли родным минимум десять процентов населения. Сразу после победы Евромайдана в 2014 году парламентарии проголосовали за отмену этого нормативного акта, что послужило одной из причин воссоединения Крыма с Россией, а также начала вооруженного конфликта в Донбассе.

После отмены закона само понятие «региональный язык» исчезло из украинского законодательства. По сути, решения городских и областных советов о статусе русского утратили юридическую силу еще семь лет назад, поскольку они ссылаются на нормы несуществующего закона. Не нужно отменять то, что и так не действует. Но для власти, очевидно, символически важно устроить показательное разбирательство.

Говорит об этом и разгорающийся на пустом месте конфликт в Одессе. Не так давно от местной власти потребовали изменить текста гимна города — «Песню об Одессе» из оперетты «Белая акация». Якобы текст написан на русском языке и должен быть либо переведен на украинский, либо написан заново. Соответствующая рекомендация содержится в годовом отчете правительству уполномоченного по защите государственного языка.

Реакция местных властей на несуразную инициативу не заставила себя долго ждать. Мэр Одессы Геннадий Труханов вспомнил по этому поводу цитату из Исаака Бабеля: «Мозг вместе с волосами поднялся у меня дыбом, когда я услышал эту новость».

Принуждение к патриотизму

Ситуации в Одессе и Харьковской области показательны: власти с завидным упорством насаждают украинский язык и всеми средствами пытаются сократить употребление русского. 19 мая правительство Украины приняло государственную программу развития и функционирования украинского языка до 2030 года. Концепция предполагает, что он будет применяться во всех сферах общественной жизни.

В частности, она включает: обязательное использование украинского языка должностными лицами; запуск курсов по изучению украинского (в том числе в онлайн-формате); содействие проведению научных исследований в сфере украинского языкознания; стимулирование дублирования кино на украинском языке; поддержку книгоиздательского дела на Украине. По словам министра культуры Александра Ткаченко, страна идет по пути «ласковой украинизации».

Но некоторые политики недовольны ее темпами — они хотели бы завершить процесс быстрее. К примеру, депутат от партии «Европейская солидарность» Владимир Вятрович не так давно заявил о раскрытом заговоре «российских олигархов — владельцев телеканалов — и Владимира Зеленского, который лично много лет занимался русификацией украинского телеэфира». Негодование у Вятровича и националистически настроенной части истеблишмента вызывали сразу несколько действий команды президента.

Так, 16 июля должна вступить в силу часть 6 статьи 23 скандального закона «Об обеспечении функционирования украинского языка как государственного», согласно которой все фильмы на телевидении, в онлайн- и офлайн-кинотеатрах будут демонстрироваться исключительно на украинском языке. В президентской партии «Слуга народа» предложили отложить ввод новых норм под предлогом дефицита видеоконтента, вызванного последствиями пандемии коронавируса. За что тут же получили обвинения в попытке помешать украинизации, ведь на украинском телевидении до сих пор предостаточно русскоязычного контента.

Настоящая причина послаблений, конечно, куда прозаичнее. Представители местной индустрии, в том числе Украинская киноассоциация и Индустриальный телевизионный комитет, давно указывали на катастрофические последствия для рынка от введения нормы об украинизации кинопродукции и телепередач. Сейчас в стране попросту не производится достаточного количества украиноязычного медиапродукта. Это может привести к общему падению качества и привлекательности украинского контента, а в перспективе — к массовому оттоку зрителей на российские телеканалы.

Речи о смягчении украинизации или защите прав русскоязычного населения не идет, это попытка спасти от кризиса индустрию шоу-бизнеса, к которой так близок Зеленский. Вятрович, однако, обвинил правящую партию в «наступлении на украинский язык», «промывке мозгов» и русификации медиапространства Украины.

51.3
процента
жителей Украины пользуются исключительно или преимущественно русским языком или говорят в семьях на русском и украинском в равной степени

Помимо этого, он возмутился инициированной депутатами от «Слуги народа» отменой требования к всеукраинским газетам и журналам иметь с 16 января 2022 года украиноязычную версию. Данный законопроект — такой же временный лоббизм интересов бизнеса, поскольку вступление в силу норм привело бы к окончательной гибели печатной прессы на большей части территории страны. Ведь реальное положение дел на рынке показывают мониторинги доли печатных медиа на государственном языке. Так, например, на сегодняшний день только 11 процентов от общего количества печатных СМИ в Киеве представлены на украинском языке.

Выхода нет

Понятно, что законопроект «О коренных народах» вместе с запретом использовать русский в публичной сфере вызовет отторжение в русскоязычных регионах Украины. Но у правящей элиты это не порождает беспокойства. Как пояснил «Ленте.ру» директор УИМП Руслан Бортник, власть преследует свои, вполне прагматические цели, которым документ полностью отвечает.

«Во-первых, Зеленский пытается заручиться лояльностью политических структур крымско-татарского народа, — считает эксперт. — В случае возвращения Крыма в состав Украины им обещают предоставлять отчисления от ресурсов, которые добываются в зонах его традиционного проживания. Меджлис (запрещен в России), кроме того, поставят на государственное финансирование. Во-вторых, Зеленский хочет решить и вопрос об автономии для крымских татар. Хотя ее фактически не создается, инструменты поддержки очевидны».

Еще одной целью законопроекта «О коренных народах» является усиление давления на Россию, причем сразу по нескольким направлениям. Первое связано с информационной составляющей вокруг предстоящего в августе саммита «Крымской платформы». Зеленский попытается финансово подкрепить свои обещания крымско-татарскому народу о поддержке и развитии их культуры. Второе направление — желание показать ЕС, что на Украине способны демократическим путем решать проблемы с национальными меньшинствами, чтобы доказать «несправедливость» позиции России. Третье — инициатива должна способствовать укреплению нации и усилению патриотических чувств у украинской молодежи.

При этом что-либо изменить в нынешнем положении дел Россия вряд ли сможет, считает директор Фонда прогрессивной политики Олег Бондаренко. «Законопроект "О коренных народах" соответствует русофобским настроениям современных украинских элит», — подчеркнул политолог в комментарии «Ленте.ру».

По всей видимости, насильственную дерусификацию действительно приняли как данность. В последние годы Россия утратила почти все рычаги влияния на соседнюю страну, а любые попытки самоорганизации граждан внутри Украины трактуются как сепаратизм и чреваты серьезными последствиями.

России, естественно, в подобных условиях остается одно: вырабатывать широкую стратегию действий на всем постсоветском пространстве и наращивать культурно-гуманитарное влияние в отношении Украины. Поскольку тотальная дерусификация в некогда братской республике в перспективе грозит полной потерей культурного влияния на Украину. Это, в свою очередь, неминуемо приведет к окончательному формированию украинской политической нации в жесткой антироссийской парадигме.

К подобному радикализму ведет вся логика Украины, с самого начала выстраивавшей национальную идентичность на противостоянии внутренним и внешним врагам: «режиму Януковича», «ватникам» юго-востока, коммунистическому наследию, «стране-агрессору», каковой официально, по закону о реинтеграции Донбасса, считается Россия. Очевидно, что и инициатива Зеленского, учитывая все более активный процесс дерусификации, в перспективе лишь обострит гражданский конфликт на Украине. Зато удастся отвлечь внимание граждан от коррупции в высших эшелонах власти и стремительного обнищания людей — вне зависимости от того, считают ли они себя русскими или украинцами.

< Назад в рубрику