Скандал вокруг незаконной выдачи паспортов Республики Кипр в обмен на инвестиции получил новое развитие. Тысячи случаев незаконного получения гражданства были задокументированы на 780 страницах в отчете специальной комиссии, возглавляемой экс-председателем Верховного суда Кипра Мироном Николатосом. Однако в окончательном списке оказались не все. В частности, «золотой паспорт», по всей видимости, сохранится у российского бизнесмена Дмитрия Цветкова — зятя влиятельного политика из Татарстана, депутата Госдумы Рината Хайрова.
Больше половины из трех тысяч паспортов, выпущенных Кипром с 2007-го по август 2020 года в рамках программы получения гражданства за инвестиции, были выданы с нарушениями. Как писала газета Cyprus Mail со ссылкой на экс-главу Верховного суда Мирона Николатоса, который возглавляет расследование о злоупотреблениях, связанных с этой программой, комиссия представила промежуточные выводы после рассмотрения 2478 фактов предоставления гражданства в период с 2007 по 2020 год и еще 417 случаев, которые комиссия посчитала высокорискованными. По его словам, из рассмотренных дел 51,81 процента прошений о гражданстве были удовлетворены с нарушением закона, еще в ряде дел были обнаружены другие недостатки.
Чтобы получить кипрский «золотой паспорт», соискатель должен инвестировать в кипрскую экономику — недвижимость или ценные бумаги — не менее 2 миллионов евро. В 2019 году Кипр ужесточил правила получения гражданства. Расследование было начато в сентябре прошлого года после того, как в СМИ появилась серия сообщений о том, что Кипр предоставляет гражданство сомнительным лицам. И даже после этого правительство до последнего защищало программу, заявляя, что она приносит пользу экономике.
Однако месяц спустя телекомпания Al Jazeera опубликовала секретное видео, на котором бывший президент Палаты представителей Деметрис Силлорис и член парламента от Akel Кристакис Джованис предлагают помощь фиктивному китайскому бизнесмену с криминальным прошлым в обеспечении гражданства.
Видео было продолжением более раннего отчета Al Jazeera, где перечислялось несколько сомнительных лиц, которым было предоставлено гражданство. Расследование журналистов телекомпании показало, что около тысячи россиян могли получить паспорт Кипра с нарушениями. Среди новоявленных граждан Кипра назывались Олег Тиньков, Александр Клячин, сын Виктора Христенко, Год Нисанов и многие другие. Однако в октябре 2020 Министерство внутренних дел Кипра заявило о лишении паспортов всего девяти россиян.
Силлурис и Джованис подали в отставку, поскольку правительство было вынуждено с 1 ноября 2020 года прекратить программу. ЕС заявил, что начинает судебные процедуры против Кипра в связи с программой. Расследование Al Jazeera спровоцировало протесты на Кипре, участники которых потребовали отставки Силлуриса и Джованиса. «Во-первых, мы хотим отставок, во-вторых, мы хотим уголовного расследования; и, в-третьих, мы хотим показать всем за рубежом, что не все киприоты коррумпированы», — заявила Al Jazeera организатор акции протеста Александра Атталидес.
Предварительный отчет комиссии Николатоса весной этого года включил еще несколько россиян в «список риска», чьи паспорта могут быть аннулированы. Две строчки в этом списке занимала пара из России: бизнесмен Дмитрий Цветков и его супруга Эльсина Хайрова. «Эльсина Хайрова (гражданство с 2016 года): имеются существенные негативные данные по компаниям, которые связаны с ней, что относит ее к категории высокорисковых инвесторов, — пишет кипрское издание Politis. — Что касается ее мужа Дмитрия Цветкова, на основании информации, представленной Интерполом из Москвы, Совет министров может рассмотреть вопрос о лишении его гражданства Республики в соответствии со статьей 113 (3)».
В июне этого года комиссия Николатоса представила финальный список лиц, подлежащих лишению гражданства, в котором осталась Эльсина Хайрова, дочь депутата ГД Рината Хайрова, но из которого пропал ее супруг Дмитрий Цветков. В этот раз вопросы задают самому Николатосу. Кипрское издание Politis, изучив предварительные и финальные списки возможных нарушителей, задало вопросы по поводу Цветкова самому Николатосу и другим должностным лицам, каким образом скандальный бизнесмен исчез из списка иностранцев, чей паспорт рекомендовано отозвать, если даже его бракоразводный процесс на 42 миллиона евро с Эльсиной Хайровой еще не закончился, то есть он является по закону аффилированными лицом.
«Обо всем вышесказанном мы сообщили вчера утром Миронасу Николатосу, бывшему президенту Верховного суда и главе исследовательского комитета по натурализации. Он ответил, что ему ничего не известно о деле Цветкова, но сказал, что готов изучить факты и сообщить нам об этом, хотя его комитет завершил свою работу (проверка фактов натурализации в настоящее время проводится полицией и компетентным комитетом, созданным на основании Закона об архиве народонаселения), — пишет кипрское издание. — Мы также обсудили этот вопрос с компетентным должностным лицом Республики Кипр, задав соответствующие вопросы. Он не ответил, только сказал, что рассмотрит этот вопрос».
Дмитрий Цветков стал известен на Кипре после открытия магазина Graff в Лимассоле, который оказался в центре международного скандала из-за разногласий Цветкова с партнером по бизнесу Рустемом Магдеевым. Последний подал иск против бывшего партнера по ювелирному бизнесу в Лондоне, но суд встал на сторону Дмитрия Цветкова.
Другой скандал, в котором оказался замешан Цветков, касается ОКБ «Сокол» и российских военных разработок. По этому делу против Цветкова возбуждено уголовное дело в России, он объявлен в международный розыск: следствие считает, что Дмитрий Цветков вывел на подконтрольные фирмы Hegir и Miltek десятки миллионов долларов бюджетных денег по «консалтинговым» контрактам, связанными с разработкой российского тяжелого беспилотника.
Кипр, конечно, не Великобритания. И после того, как Россия пересмотрела налоговое соглашение с островным государством, интерес к нему падает. Сложно сказать, насколько объективными будут проверки, которые проводят кипрские власти в отношении инвесторов, но последним следует быть готовыми предоставить доказательства, что они не являются «политически значимыми лицами», не работали в попавших под санкции компаниях либо были арестованы, осуждены или обвинялись в преступлениях, а также подтвердить источники происхождения капитала. Смогут ли Дмитрий Цветков и его супруга сделать это? Вопрос остается открытым.