Мир
17:04, 17 августа 2021

«США унижены» Америка проиграла войну за Афганистан. Как это приведет к росту терроризма во всем мире?

Беседовала Елизавета Наумова (Старший редактор отдела «Мир»)
Фото: AP

Американские власти больше суток не комментировали сдачу Кабула «Талибану» (террористическое движение, запрещено в РФ), а пресс-секретарь Белого дома Джен Псаки и вовсе ушла в отпуск прямо во время кризиса. Только 16 августа мир дождался реакции: президент США Джо Байден обратился к народу и назвал захват афганской столицы неожиданностью. При этом политик не высказал обеспокоенности за судьбу афганцев: он заявил, что миссия американцев в Афганистане в любом случае завершена, потому что они победили терроризм. Но эти слова убедили немногих. Известно, что представители «Талибана» — давние друзья таких террористических организаций, как «Аль-Каида» и «Исламское государство» (обе запрещены в РФ), а потому риск нового всплеска исламизма в регионе вполне реален. «Лента.ру» поговорила с профессором лондонского университета Birkbeck Робертом Сингхом и выяснила, почему речь Байдена стала провальной и как террористы всего мира смогут объединиться благодаря талибам.

«Лента.ру»: Как бы вы прокомментировали слова Байдена о том, что международная коалиция выполнила свою миссию в Афганистане?

Роберт Сингх: Я думаю, что это довольно слабое заявление. Во-первых, в той же речи Байден сказал, что США не занимаются «строительством нации», но ведь это ложь. И вообще-то все 20 лет в Афганистане американцы как раз пытались сформировать новое правительство.

Во-вторых, в речи Байдена очень мало суждений относительно того, что происходило в Афганистане в последние дни. Он лишь сказал, что захват страны произошел быстрее, чем ожидали в Белом доме. Это не сходится с тем, что он говорил всего лишь месяц назад: тогда Байден заявил, что талибы не смогут захватить столицу.

В той же речи Байден объяснил, что миссия американцев была успешной, потому что привела к гибели лидера «Аль-Каиды» Усамы бен Ладена и к деградации самой «Аль-Каиды». То есть в какой-то степени они свою задачу выполнили, не так ли?

Здесь нужно вспомнить то, как Америка объясняла свою политику в Афганистане все эти 20 лет. Она сводилась к тому, что США не могут допустить возникновения политического вакуума, потому что там и образуются террористические группировки. Там они разрастаются, там тренируют последователей, вербуют новичков, там планируются свои теракты. Вспомните, ведь так США объясняли свое участие в сирийской кампании — мол, им нужно задушить ячейки «Исламского государства» в стране.

Если вернуться к словам Байдена, то да, американцам действительно удалось убить бен Ладена, и да, в определенной степени им удалось задушить «Аль-Каиду», но ведь они не подавили «Талибан». Талибы просто немного отстранились, уехали в Пакистан и терпеливо отсиживались там, пока американцы орудовали в Афганистане, и медленно, но верно теряли уверенность в том, что делают.

Когда администрация бывшего президента Соединенных Штатов Дональда Трампа решила вывести войска из страны, они поставили очень четкие условия перед «Талибаном»: они должны были разорвать все связи с «Аль-Каидой», в противном случае ни о каком завершении войны не может быть и речи. Что делает администрация Байдена? Она просто игнорирует все это, даже не пытаясь настоять на соблюдении этих условий, и выводит войска из страны. Мне кажется, именно поэтому сейчас все радикальные группировки вроде «Талибана», «Аль-Каиды» и, возможно, ИГ могут объединиться.

Значит, Кабул теперь может стать столицей исламизма?

Да, это более чем вероятно. Я думаю, что сейчас ситуация в регионе аналогична тому, что было 20 лет назад, до введения войск США и НАТО. А, может, сейчас еще хуже. Потому что теперь проблема не только в «Аль-Каиде», но и в ИГ, и во всех этих группировках, базирующихся в Пакистане и других местах. Теперь все террористы направляются в Афганистан, потому что там есть талибы, победившие ​​сверхдержаву — США. Я уверен, что эти боевики не захотят возвращаться домой.

А могут ли радикалы обосноваться не только в этом регионе, но и в других?

Трудно сказать наверняка, потому что на самом деле многие мусульмане не хотят, чтобы подобный экстремизм существовал в их жизни — мы видели много таких примеров в Сирии и Ираке. Но тот факт, что США вывели свои войска, а талибы так быстро захватили Афганистан и одержали победу, не может не радовать экстремистов по всему миру. Причем речь идет не только о тех, кто орудует на Ближнем Востоке или в Центральной Азии, но и о тех, кто живет и на Западе.

То есть присутствует прямая угроза в отношении даже таких крупных стран, как Россия?

Не могу сказать, что конкретно талибы станут угрожать России, но уверен, что будет угроза со стороны других экстремистских группировок. В каком-то смысле им проще атаковать Россию, нежели США — она же ближе.

Кроме того, я считаю, что разница между 2021 и 2001 годами заключается в том, что спецслужбы США теперь гораздо более бдительны: они очень четко отслеживают, кто и зачем приезжает в США. Так что, возможно, сейчас исламисты решат, что легче атаковать не такие отдаленные страны, а, например, Россию, Индию или даже Китай.

Получается, те же талибы не представляют угрозу для США?

Нет, напротив, они все еще очень опасны — хотя атаковать Соединенные Штаты в каком-то смысле сложнее, чем Россию. Но угроза все равно есть: во-первых, «Талибан» освободил уйму крайне опасных преступников из афганских тюрем, и в том числе членов «Аль-Каиды». Это должно беспокоить не только США, но и вообще все страны.

Во-вторых, США унижены и побеждены — именно это нужно террористам. Именно это может вдохновить их на то, чтобы выйти из убежищ и устроить серию терактов, и не только в близких странах, но и на Западе. В конце концов, важно помнить: «Талибан» не изменился за последние 20 лет, и они готовы атаковать.

Вы считаете, что талибы — это все те же радикалы? Но ведь они обещают устроить общую амнистию для афганских чиновников и предлагают женщинам пойти в правительство.

Думаю, талибы просто хотят, чтобы западные страны поверили, что они больше не радикалы. В противном случае они снова станут изгоями, как это было до 2001 года — если не ошибаюсь, правительство «Талибана» тогда признавали три страны во всем мире. Они хотят восстановления торговли, хотят привлечь экономические инвестиции, хотят иностранной помощи и так далее. И боевики достаточно проницательны, чтобы понимать: их лишат всех этих благ, если они тут же примутся за свое.

При этом я думаю, что они не отказались от своих экстремистских идей, просто решили посидеть в затишье. Скоро все уляжется — может, через несколько недель, может, через месяц...

Вы говорите, что сейчас ситуация в стране сравнительно спокойная. Тогда почему многие люди пытаются уехать из Афганистана?

Я думаю, что в Кабуле и в Афганистане в целом происходит что-то, о чем мы не знаем. Афганцы там знают гораздо больше, чем можем увидеть мы, сидя у себя дома. А ведь они явно напуганы до смерти: думаю, им страшно, что их жизнь может перевернуться с ног на голову, что талибы снова введут жестокие наказания за проступки, что женщинам запретят выходить из дома без мужского сопровождения. Об этом следует помнить, когда вы смотрите все эти видео с людьми, отчаянно пытающимися выбраться из Афганистана: кто-то пытается зацепиться за шасси, кто-то хочет прорваться в военный самолет...

Тут также следует напомнить о том, что некоторые афганцы сотрудничали с США и НАТО, за что их могут убить талибы. Многие из них уже стали мишенью, особенно если их «сдали» соседи.

При этом есть надежда, что США не бросят тех, кто помогал им во время войны, и вытащат их из страны. Об этом говорил и сам Байден, и представители Пентагона. Насколько это смягчит положение мирных жителей?

Сомневаюсь, что это хоть как-то поможет. Как американцы вообще смогут посылать какую-либо помощь Афганистану? Одобрит ли это Конгресс? И кто будет получать и распределять эту помощь в самой стране? Ведь американцы вывезли всех дипломатов, они закрыли все благотворительные и другие неправительственные организации в республике. Очевидно, что в таком случае вся помощь будет идти через правительство — ныне «Талибан». В таком случае шансы на то, что боевики действительно доставят помощь людям, для которых она предназначена, минимальны.

Получается, сейчас в Афганистане начнется что-то вроде того, что было в 1996-м — 2001 годах, когда талибы правили Афганистаном и установили законы шариата в самой строгой интерпретации?

Такая вероятность действительно есть, но это зависит от их самоуверенности. Если талибы будут думать, что Запад не пойдет на еще одну интервенцию, то почувствуют себя свободно. Тогда они могут зайти так далеко, как хотят, не опасаясь последствий. Я не могу сказать наверняка, но, учитывая то, во что они верят, и учитывая их близость к таким группам, как «Аль-Каида» или ИГ, для талибов было бы очень странно не использовать такие методы сейчас, когда вся власть в их руках.

Если страны действительно откажутся от вмешательства, что ждет Афганистан? Как долго «Талибан» сможет удерживать власть?

Не хочу быть циником, но, думаю, они вполне могут терроризировать свой собственный народ и устраивать расправы, делая вид, что все хорошо — лишь бы западные страны не отправили военных. Я не знаю, при каких условиях талибов могут свергнуть. Вряд ли это будет какой-то импульс изнутри — разве что начнется гражданская война, которую возглавят оппозиционные полевые командиры. Но пока я не вижу никаких признаков подобного развития событий.

Может быть, талибы снова захотят устроить атаку на крупные государства вроде России и США — уж они-то смогут задавить боевиков. Только военное вмешательство извне может привести к свержению «Талибана».

< Назад в рубрику