Предприниматель Дмитрий Давыдов, автор знаменитых 20 идей по развитию России, дополнил свои предложения. О новых идеях, которые все так же касаются улучшения качества жизни граждан страны и привлечения иностранных инвестиций, — в материале «Ленты.ру».
Официальная статистика ГИБДД гласит, почти каждое седьмое дорожно-транспортное происшествие в прошлом году было совершено с участием водителей, у которых находили признаки опьянения. В 2020 году было зафиксировано почти 19 тысяч подобных случая. Из-за нетрезвых водителей почти 25 тысяч человек получили травмы, более 4 тысяч человек погибли, составив 28 процентов всех смертей на дорогах. Ужасающая статистика позволяет сделать вывод, что нетрезвые водители — одна из основных проблем на дорогах России.
Дмитрий Давыдов заметил, что с учетом количества подобных происшествий можно сказать, что действующее законодательство не всегда оказывается сдерживающим фактором для подобных правонарушений, несмотря на то, что они влекут за собой гибель людей.
Предприниматель приводит в пример опыт других стран по ужесточению наказаний за нарушение правил дорожного движения, в особенности за вождение в нетрезвом виде. Так, в Японии в последние годы даже при стремительном росте количества автомобилей значительно сократилась смертность на дорогах: за период с 2000 по 2019 год случаев гибели на дорогах стало на 62 процента меньше — почти в три раза. По итогам 2019 года показатель смертности в стране уменьшился до 3,1 на 100 тысяч человек, в то время как в России он составил 11,6. Процент смертности в ДТП с участием водителей в состоянии опьянения в Японии составил 4,9 процента, что почти в шесть раз меньше, чем аналогичный показатель в России.
По мнению Давыдова, такая разница в статистике обусловлена тем, что за вождение в нетрезвом виде закон в Японии предусматривает, в зависимости от уровня интоксикации, штраф до 1 миллиона йен (650 тысяч в пересчете на рубли) и до пяти лет лишения свободы.
При этом в Японии также установлены меры наказания за безответственное поведение окружающих, у которых была возможность остановить пьяного в попытке сесть за руль. За поездку с нетрезвым водителем пассажир может заплатить штраф более 500 тысяч йен (350 тысяч рублей) и сесть в тюрьму на три года. Наказать в Японии могут даже сотрудника магазина или бармена, который продаст алкоголь, будучи в курсе, что клиент за рулем. Поэтому во всех ресторанах страны перед подачей алкоголя принято уточнять у клиентов, как они после выпитого собираются добираться до дома или другой точки назначения.
В связи с этим Дмитрий Давыдов предлагает ужесточить наказание за нетрезвое вождение. Предприниматель считает целесообразным усилить санкции за нарушение, не содержащее уголовно наказуемого деяния: штраф в размере 30 тысяч рублей увеличить до 100 тысяч рублей, а срок лишения свободы, который сейчас составляет до двух лет, продлить до трех лет. Такое же наказание он предлагает установить за передачу руля автомобиля нетрезвому водителю. Водитель в состоянии опьянения без водительского удостоверения, по мнению активиста, должен отправляться под административный арест не на 10-15, а на 30 суток, и штраф нарушителю увеличить до 100 тысяч рублей.
«Такие изменения послужат серьезной предупредительной мерой и сократят случаи нарушения закона, поскольку каждый случай нетрезвого вождения, помимо риска долгосрочного лишения прав, будет создавать значительную угрозу личному бюджету», — уверен предприниматель.
Давыдов также предлагает по аналогии с Японией привлекать к ответственности пассажиров автомобиля, управляемого нетрезвым водителем, вне зависимости от того, были они пьяны или нет. В настоящее время такая ситуация не предусмотрена действующим законодательством, за исключением случаев, когда пассажиром является владелец транспортного средства, передавший его нетрезвому водителю.
Для внедрения в законодательство ответственности пассажира за поездку с нетрезвым водителем предприниматель видит несколько причин. Во-первых, поездку с пьяным водителем можно расценивать как поощрение подобного правонарушения. Во-вторых, это означает осознанно подвергать опасности не только себя, но и других людей. В-третьих, по мнению активиста, пассажиров, не отговоривших нетрезвого водителя от правонарушения, можно считать соучастниками преступления. При этом пассажиры общественного транспорта и такси должны иметь возможность избежать наказания, так как факт употребления алкоголя или других опьяняющих веществ водителем может быть им неизвестен.
«Таким образом, налагая денежный штраф за езду вместе с пьяным водителем, государство будет мотивировать пассажиров удостовериться в трезвости водителя перед поездкой, а также убеждать водителя воздерживаться от употребления опьяняющих веществ за рулем и от езды в нетрезвом виде. Очевидно, что это сократит случаи незаконной и опасной езды», — убежден Давыдов. Он уверен в том, что предлагаемые меры помогут сократить число пострадавших в ДТП с участием водителей в состоянии опьянения и сохранить жизни тысячам россиян, которые сейчас ежедневно гибнут из-за тех, кто позволяет себе садиться пьяным за руль. Автор подчеркивает, что реализация этих мер всецело зависит от поддержки на законодательном уровне, и надеется, что государство обратит внимание на его инициативы.