Вводная картинка
Россия

20 идей по развитию России: дороги без пьяных. Как избавиться от нетрезвых водителей на дорогах страны

Предприниматель Дмитрий Давыдов, автор знаменитых 20 идей по развитию России, дополнил свои предложения. О новых идеях, которые все так же касаются улучшения качества жизни граждан страны и привлечения иностранных инвестиций, — в материале «Ленты.ру».

Официальная статистика ГИБДД гласит, почти каждое седьмое дорожно-транспортное происшествие в прошлом году было совершено с участием водителей, у которых находили признаки опьянения. В 2020 году было зафиксировано почти 19 тысяч подобных случая. Из-за нетрезвых водителей почти 25 тысяч человек получили травмы, более 4 тысяч человек погибли, составив 28 процентов всех смертей на дорогах. Ужасающая статистика позволяет сделать вывод, что нетрезвые водители — одна из основных проблем на дорогах России.

Дмитрий Давыдов заметил, что с учетом количества подобных происшествий можно сказать, что действующее законодательство не всегда оказывается сдерживающим фактором для подобных правонарушений, несмотря на то, что они влекут за собой гибель людей.

Пойти по опытному пути

Предприниматель приводит в пример опыт других стран по ужесточению наказаний за нарушение правил дорожного движения, в особенности за вождение в нетрезвом виде. Так, в Японии в последние годы даже при стремительном росте количества автомобилей значительно сократилась смертность на дорогах: за период с 2000 по 2019 год случаев гибели на дорогах стало на 62 процента меньше — почти в три раза. По итогам 2019 года показатель смертности в стране уменьшился до 3,1 на 100 тысяч человек, в то время как в России он составил 11,6. Процент смертности в ДТП с участием водителей в состоянии опьянения в Японии составил 4,9 процента, что почти в шесть раз меньше, чем аналогичный показатель в России.

Фото: Kai Pfaffenbach / Reuters

По мнению Давыдова, такая разница в статистике обусловлена тем, что за вождение в нетрезвом виде закон в Японии предусматривает, в зависимости от уровня интоксикации, штраф до 1 миллиона йен (650 тысяч в пересчете на рубли) и до пяти лет лишения свободы.

При этом в Японии также установлены меры наказания за безответственное поведение окружающих, у которых была возможность остановить пьяного в попытке сесть за руль. За поездку с нетрезвым водителем пассажир может заплатить штраф более 500 тысяч йен (350 тысяч рублей) и сесть в тюрьму на три года. Наказать в Японии могут даже сотрудника магазина или бармена, который продаст алкоголь, будучи в курсе, что клиент за рулем. Поэтому во всех ресторанах страны перед подачей алкоголя принято уточнять у клиентов, как они после выпитого собираются добираться до дома или другой точки назначения.

В связи с этим Дмитрий Давыдов предлагает ужесточить наказание за нетрезвое вождение. Предприниматель считает целесообразным усилить санкции за нарушение, не содержащее уголовно наказуемого деяния: штраф в размере 30 тысяч рублей увеличить до 100 тысяч рублей, а срок лишения свободы, который сейчас составляет до двух лет, продлить до трех лет. Такое же наказание он предлагает установить за передачу руля автомобиля нетрезвому водителю. Водитель в состоянии опьянения без водительского удостоверения, по мнению активиста, должен отправляться под административный арест не на 10-15, а на 30 суток, и штраф нарушителю увеличить до 100 тысяч рублей.

«Такие изменения послужат серьезной предупредительной мерой и сократят случаи нарушения закона, поскольку каждый случай нетрезвого вождения, помимо риска долгосрочного лишения прав, будет создавать значительную угрозу личному бюджету», — уверен предприниматель.

Фото: Владимир Баранов / РИА Новости

Японский пример

Давыдов также предлагает по аналогии с Японией привлекать к ответственности пассажиров автомобиля, управляемого нетрезвым водителем, вне зависимости от того, были они пьяны или нет. В настоящее время такая ситуация не предусмотрена действующим законодательством, за исключением случаев, когда пассажиром является владелец транспортного средства, передавший его нетрезвому водителю.

Для внедрения в законодательство ответственности пассажира за поездку с нетрезвым водителем предприниматель видит несколько причин. Во-первых, поездку с пьяным водителем можно расценивать как поощрение подобного правонарушения. Во-вторых, это означает осознанно подвергать опасности не только себя, но и других людей. В-третьих, по мнению активиста, пассажиров, не отговоривших нетрезвого водителя от правонарушения, можно считать соучастниками преступления. При этом пассажиры общественного транспорта и такси должны иметь возможность избежать наказания, так как факт употребления алкоголя или других опьяняющих веществ водителем может быть им неизвестен.

«Таким образом, налагая денежный штраф за езду вместе с пьяным водителем, государство будет мотивировать пассажиров удостовериться в трезвости водителя перед поездкой, а также убеждать водителя воздерживаться от употребления опьяняющих веществ за рулем и от езды в нетрезвом виде. Очевидно, что это сократит случаи незаконной и опасной езды», — убежден Давыдов. Он уверен в том, что предлагаемые меры помогут сократить число пострадавших в ДТП с участием водителей в состоянии опьянения и сохранить жизни тысячам россиян, которые сейчас ежедневно гибнут из-за тех, кто позволяет себе садиться пьяным за руль. Автор подчеркивает, что реализация этих мер всецело зависит от поддержки на законодательном уровне, и надеется, что государство обратит внимание на его инициативы.