Сегодня в Алма-Ате завершился судебный процесс по резонансному делу россиянина Виктора Балашова. Ему инкриминируется вымогательство и хищение в особо крупном размере. До последнего времени он руководил российско-казахским предприятием Allies Industrial, принадлежащим крупнейшим в своих странах поставщикам спецодежды. Вместе с ним по делу проходит Бахытжан Бейсекеев, актюбинский криминальный авторитет по прозвищу Баха Крытник. Попытка родственников подсудимых политизировать процесс и повлиять на суд через СМИ не принесла результата, и теперь подсудимые ожидают решения суда. Им грозит до 11 лет лишения свободы. В отдельное производство вынесено дело начальника Виктора Балашова — генерального директора российской компании «Восток-Сервис» Дмитрия Головнева, — казахские следователи пытаются разобраться, куда он дел товар на 200 миллионов рублей.
Виктор Балашов — человек в бизнесе известный. Он был управляющим сетями супермаркетов и гипермаркетов X5 Retail Group, возглавлял АО «Спар Ритейл» и ТД «Мария», затем работал на братьев Дмитрия и Владимира Головневых. В сентябре 2019 года Балашов устроился в российско-казахстанскую Allies Industrial и с того времени работал на территории Казахстана.
Дмитрий Головнев владеет компанией «Восток-Сервис», лидирующей в выпуске спецодежды. Его брат Владимир — бывший депутат Госдумы, а сейчас — уполномоченный по защите прав предпринимателей в Московской области. Впрочем, еще несколько лет назад СМИ утверждали, что именно он де-факто контролирует «Восток-Сервис»: бывшая участница Pussi Riot Надежда Толоконникова жаловалась из мордовской колонии, что заключенных женщин заставляют работать по 16-17 часов на пошиве одежды в интересах Владимира Головнева. Также в СМИ обсуждались истории с попыткой «дочки» компании «Восток-Сервис-Спецодежда» построить бизнес-центр на территории исторического кладбища в Санкт-Петербурге и факты коррупционных схем и откатов при выполнении госзаказа на спецодежду на «Воткинском заводе», который якобы установил монополию на поставку спецодежды для другой дочерней компании «Восток-Сервиса».
В Казахстан братья Головневы пришли в 2015 году. Они нашли местных партнеров в лице Нурсултана Шоканова и Айдархана Алтея, которые продавали спецодежду крупным добывающим предприятиям и занимали около 70 процентов рынка промышленных респираторов. «Восток-Сервис» выкупил у казахской стороны 51 процент доли в Allies Industrial, специализирующейся на производстве и дистрибуции спецодежды. По условиям сделки, оставшиеся 49 процентов должны быть выкуплены до 1 апреля 2022 года. В 2019 году директором СП Головневы назначили Виктора Балашова.
Как рассказал «Ленте.ру» адвокат Аскар Каймаков, россияне обязались осуществить инвестиции для развития производства в Казахстане — но вместо денег предложили взять спецодеждой. Ее пришлось сертифицировать, а затем продавать вместо выпуска собственной продукции Allies Industrial. «Это не особенно понравилось казахстанским соучредителям. Еще больше им не понравилось то, что "Восток-Сервис" начал активно развивать в городе Актобе (бывший Актюбинск) свою "дочку" "Актобе-Восток-Сервис", которая тоже продавала спецодежду и стала перезаключать договоры с клиентами Allies Industrial, — говорит Аскар Каймаков. — И уже совсем им не понравилось, когда Виктор Балашов передал этой актобенской компании товары и права на долги Allies Industrial в общей сумме на полмиллиарда рублей».
По словам адвоката, на баланс «Актобе-Восток-Сервис» товары так и не встали — куда они делись, до сих пор неизвестно. «Ответить на вопросы казахстанской стороны в офис Allies Industrial весной 2020 года пришел человек, представившийся как "авторитет по прозвищу Баха Крытник" (так называют заключенных, угодивших во внутренние тюрьмы колоний), — продолжает Аскар Каймаков. — Угрожая оружием, Бейсекеев потребовал переписать доли казахов на братьев Головневых. Сотрудникам компании удалось записать разговор на диктофоны. Этого же от казахов потребовал в переписке сам Дмитрий Головнев». Как следует из опубликованных в казахской прессе записей их разговоров, подельники вполне осознавали, что нарушают законодательство, и обсуждали способы избежать ответственности.
Давление продолжалось несколько месяцев, ряд сотрудников компании подверглись избиению. Ранее Балашов убрал представителя казахов, финансового директора Аскара Есенгазиева: Баха с подручными несколько дней не пускали его в офис, а затем Балашов уволил топ-менеджера якобы за прогулы.
Стороны обвинили друг друга в рейдерстве, было возбуждено уголовное дело. Виктора Балашова следователи нашли на съемной квартире, где его запер Баха Крытник: судя по процитированным на судебном процессе документам, партнеры-подельники поссорились из-за растущих аппетитов Бахи. Виктор Балашов предложил считать свои действия «самоуправством», но следователи квалифицировали их как «хищение» и «вымогательство». Следствие установило, что за свои услуги казахский рецидивист-вымогатель получил от Балашова и Головнева 10 тысяч долларов из якобы ранее обещанных 20 миллионов рублей.
Судебные слушания по делу начались в июле 2021 года. Сам Балашов своей вины не признал. Его родственники пытались придать процессу политическую окраску. Однако, как уже сообщала «Лента.ру», по словам представителя МИД Марии Захаровой, российское генконсульство постоянно общается с представителями Балашова, сам он на условия содержания не жаловался, а процесс проходил в строгом соответствии с местным законодательством. Ожидается, что решение суда по делу Балашова и Бахи Крытника будет оглашено в ближайшие дни.