Максим Зиневич,
шеф-пекарь исторического музея «Калачная» в Коломне, разработчик уникальных рецептур выпечки, эксперт по хлебобулочным изделиям
Знакомство с кулебякой у многих россиян произошло еще в детском саду — там это блюдо иногда подавали на обед. Так случилось и у меня. Я с детства был крайне привередлив в еде, большинство блюд казались мне пресными или безвкусными. Однако кулебяка с ее забавным названием и вкусовыми изюминками нравилась мне уже тогда. Поскольку профессия моя связана именно с выпечкой, став взрослым, я не мог не ознакомиться с историей этого изделия. А история его происхождения крайне занимательна!
Кулебяка — это закрытый батонообразный пирог с множеством начинок, разделенных тонкими слоями теста. Внутрь кулебяки могли положить что угодно: кашу, яйца, капусту, рыбу, грибы, лук и мясо. Точной даты возникновения блюда никто не знает, согласно разным источникам, оно появилось либо в XII, либо в XV, либо XVI веке.
Есть некоторая неопределенность и с происхождением названия. Так, к примеру, в толковом словаре Даля указано, что «кулебака» или более современное название «кулебяка» произошло от глагола «кулебячить» — валять руками, гнуть, складывать, стряпать и лепить. Но существует много версий и об иноземном происхождении этого слова: например, от немецкого слова kongleback («запеченная в тесте капуста») или от финского kala — рыба.
Название могло пойти и от понятия «колоб», которым характеризовали небольшой круглый хлеб (вспоминаем «колобка»), что идет вразрез с тем, какой мы видим кулебяку сейчас — продолговатой. Однако кулебяка не всегда была такой, свою нынешнюю форму она получила только в XVIII веке, когда стала активно продаваться в ресторанах и трактирах. Именно такая форма позволяла легко нарезать изделие и хорошо пропечь тесто и начинку. Но классический вид кулебяки — круглая.
Изделия отличались друг от друга количеством начинки, а их размер ограничивался только размером печи, в которых они выпекались. Способы укладки начинки тоже могли различаться. Так, в одних случаях начинку выкладывали ярусами и разделяли заранее приготовленными блинчиками теста. А в других — разделяли «углами», то есть диагональными блинами из теста.
Кулебяка хоть и была непростой в плане рецепта, однако была популярна как у богатых, так и у бедных слоев общества, которые лакомились ею в трактире. Особо славилась своими кулебяками Москва, которая всегда отдавала дань традициям и предпочитала делать акцент на развитие именно русской снеди.
Пели дифирамбы кулебяке и представители русской интеллигенции. Писатели часто упоминали блюдо в повестях, романах, рассказах и мемуарах. Так, кулебяка появлялась на страницах произведений Грибоедова, Пушкина, Лескова, Салтыкова-Щедрина, Гоголя, Тургенева и многих других. Изображение кулебяки встречалось и в живописи разных мастеров.
Ну-с, как только из кухни приволокли кулебяку, сейчас же, немедля, нужно вторую выпить. Кулебяка должна быть аппетитная, бесстыжая во всей своей наготе, чтоб соблазн был. Подмигнешь на нее глазом, отрежешь знатный кусище и пальцами над ней пошевелишь вот этак, от избытка чувств. Станешь ее есть, а с нее масло, как слезы, начинка жирная, сочная, с яйцами, с потрохами, с луком… Два куска съел, а третий к щам приберег
Не могла кулебяка оставить равнодушными и зарубежных пекарей. Так, в XIX веке французские повара, работавшие в России, прониклись вкусом этого блюда и распространили кулебяку по всей Европе. Во многих западных ресторанах до сих пор можно встретить блюдо под названием «coulibac», тесто для которого стало бриошным, а среди начинок появились рис, шампиньоны и лосось.
Кулебяка была любима и почитаема всем русским народом. Она могла накормить и удивить всех: от неискушенного человека до гурмана, от необразованного до писателя, от русского до француза, от солдата до царя. Кулебяка — гордость российской гастрономии. Но если раньше приготовлением кулебяки занимались чуть ли не в каждой семье, то сейчас, к сожалению, уже не так часто можно встретить это блюдо. Современные российские кафе и рестораны все больше отдают предпочтение западным веяниям гастрономической моды, порой забывая, что в нашей родной стране создавались изделия исключительного вкуса. В наших силах это воссоздать, ведь это не просто блюдо. Это история России.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора