На экраны вышли два эпизода «И просто так» (And Just Like That…) — сиквела «Секса в большом городе» (название нового шоу может показаться отечественным зрителям странным в силу того, что в русскоязычном переводе этот речевой оборот, к которому регулярно прибегала героиня Сары Джессики Паркер, зачастую переводился по-разному). Что сделало оригинальный сериал конца 1990-х культовым, выдержал ли он проверку временем и каким получилось продолжение — в материале «Ленты.ру».
Есть вещи вечные, которые река времени не уносит, пели о своих взаимоотношениях герои диснеевского «Холодного сердца» — вот и дружба между закадычными светскими львицами Кэрри (Сара Джессика Паркер), Шарлоттой (Кристин Дэвис) и Мирандой (Синтия Никсон) прошла не только проверку годами, но и пандемией. «Помните, как нас заставляли стоять на удалении двух метров друг от друга?» — со смехом спрашивает подруг миссис Брэдшоу в ресторане, битком набитом людьми без масок, а мы тут же уясняем, что в мире героинь «И просто так» коронавирус уже окончательно побежден. Итак, главные персонажи «Секса в большом городе» — за исключением Саманты, поскольку игравшая ее Ким Кэтролл с коллегами по площадке рассорилась еще на съемках второй полнометражки, — снова вместе, и вновь обсуждают секс и отношения. Теперь, правда, чужие — к примеру, Миранда жалуется на сына, который привел домой подружку и запачкал спермой всю комнату.
Поначалу создается впечатление, будто троица живет идеальной жизнью — у всех есть любящие мужья, у всех, за исключением оставшихся верными чайлдфри идеологии Кэрри и мистера Бига (Крис Нот), подрастают дети. Неурядицы, конечно, встречаются, и почти все связаны с тем, что на дворе уже 2021-й, а женщины этого еще не осознали: Кэрри неожиданно чувствует себя не в своей тарелке из-за слишком откровенных вопросов про секс на подкасте с молодыми ведущими, Шарлотта с годами превратилась в раздражающую даже подруг гиперэмоциональную пиявку, а Миранда закапывает себя комментариями про дреды перед темнокожей преподавательницей, да и вообще, кажется, постепенно спивается. Сколь бы болезненно ни было смотреть на то, как бывшие трендсеттерки и образцы для подражания миллионов фанатов оказываются не у дел в современном мире, эту пилюлю все равно необходимо принять — стоит отдать должное шоураннеру «И просто так» Майклу Патрику Кингу (сценаристу и режиссеру оригинальных эпизодов), признавшему, что образы популярных в 1990-х героинь несколько устарели.
Конечно, легко было бы разругать и оригинальный «Секс в большом городе» по прошествии десятилетий, за которые индустрия разительно эволюционировала, но правда в том, что шоу считается культовым и даже революционным вполне обоснованно — это, в конце концов, сериал-первопроходец, исследовавший секс и отношения исключительно с женской точки зрения. Отношения эти заводились и распадались со скоростью звука, порой по два-три раза за короткую двадцатиминутную или получасовую серию, при этом шоу пестрело знаменитостями, появлявшимися в камео — снялись там Брэдли Купер, Мэттью Макконахи, Кэрри Фишер, Винс Вон, Хью Хефнер, Дэвид Духовны, Кайл Маклахлан и много кто еще; даже Дональд Трамп, любитель сверкать физиономией как на политических ралли, так и в художественных кино и телепроектах, умудрился забежать в кадр на пару секунд во втором сезоне. Однако за цайтгайст 1990-х в «Сексе в большом городе» отвечали вовсе не многочисленные звезды и шоумены, а темы, которые сериал затрагивал.
А главные персонажи, не похожие ни характерами, ни мировоззрениями, представляли кардинально разные точки зрения на все вышеперечисленное. Словом, если кто из зрителей сериала и мог почувствовать, что его позиция здесь не отображена, то только строгие пуритане (по ним шоу пару раз проезжалось достаточно жестко).
При этом секс и обнаженка, конечно же, являлись лишь завлекательными элементами проекта, который прославился не только провокационно-откровенными (разумеется, для своего времени) разговорами о соитии и демонстрациями его разнообразных проявлений и девиаций, но и одним из первых подробных изображений настоящей женской дружбы. Сюжет строится вокруг четырех закадычных подруг, каким-то фантастическим способом умудряющихся почти ежедневно встречаться, обедать, ужинать и тусить в перерывах между совсем ненапряжной работой в Нью-Йорке. Их стильная, насыщенная событиями, мужчинами и шиком жизнь при всей своей отдаленности от среднестатистического зрителя умудрялась оставаться для этого самого зрителя актуальной. За шесть сезонов шоураннеры смогли настолько крепко влюбить аудиторию в главных героинь, что та и не заметила, как от откровений о половых отношениях «Секс в большом городе» перешел к практически классической мыльной опере, центром которой были душевные терзания Кэрри, Шарлотты, Миранды и Саманты.
При этом сериалу удалось уйти на пике популярности, избежав бесславной потери актуальности и аудитории — его финальная серия побила рекорд по просмотрам всех эпизодов шестого сезона в США и Великобритании. И, разумеется, просто так этот успешный проект продюсеры оставить не могли — через четыре года после последнего сезона, в 2008-м, вышел первый полнометражный фильм по «Сексу в большом городе», а еще через два последовала вторая лента. Широкоэкранные сиквелы, однако, не сыскали особой любви у уже искушенной куда более революционными проектами публики — за считаные годы культура, которую представляли героини «Секса в большом городе» оказалась устаревшей. Впрочем, «И просто так» этих ошибок попытался избежать — проблема как раз заключается в том, как это реализовано.
Как создатели озвучили еще во время съемок, в шоу было решено ввести «сильных и дерзких цветных женщин, которые помогут представить сериал новому поколению и более точно передать мир, в котором мы живем». Сильные и дерзкие цветные женщины в «И просто так» хоть и появились, но едва ли оказались полноценными персонажами с собственными внутренними конфликтами и переживаниями, служа скорее «оправдательным придатком» для привилегированных белокожих героинь. Доходит до смешного — вводя в шоу успешных и независимых темнокожих персонажей, которые появляются на экране на пару секунд, чтобы утешить или дать дельный совет кому-нибудь из главной тройки, авторы сериала уподобляются Миранде, которая неоднократно садится в лужу, нелепо пытаясь наладить отношения с преподавательницей-афроамериканкой.
Впрочем, «И просто так» все равно цепляет хотя бы потому, что в изображении постаревших героинь не боится отказаться от их гламуризации, и, более того, уже в первом эпизоде решается на смерть одного из ключевых персонажей, а во втором вынуждает остальных справляться с этой утратой. Пускай тема смерти и увядания в сериалах, посвященных пожилым, и является довольно избитой, видеть в таких реалиях героинь «Секса в большом городе» по меньшей мере необычно.
Усиленные попытки сиквела всем понравиться и угодить сыграли с ним злую шутку — мрачный поворот едва ли придется по вкусу любителям хеппи-эндов, искренне переживавшим за судьбы Кэрри или Миранды, а попытки шоураннеров предстать актуальными были подняты в соцсетях на смех уже во время премьеры. Из чего следует резонный вопрос: стоило ли вообще ворошить прошлое и доставать из небытия некогда культовую франшизу? Ответ на него узнаем, по-видимому, в продолжении — всего «И просто так» насчитывает аж десять эпизодов, выход последнего состоится только в феврале. Пока вердикт, правда, неутешительный.
Сериал «И просто так» (And Just Like That...) выходит на HBO и в «Амедиатеке» с 10 декабря