Интернет и СМИ
00:02, 13 декабря 2021

«Как это мерзко» YouTube-блогерша рассказывает об обмане брендов и звезд. За что ее любят и травят?

Конасова
Маргарита Щигарева
Фото: @katyakonasova

Блогерша Катя Конасова — одна из самых популярных российских ютуберов-разоблачителей. «Говорю то, о чем другие молчат», — звучит ее девиз. Девушка начинала свою карьеру на YouTube с обзора товаров с AliExpress, но популярность ей принесли расследования и обзоры на курсы по саморазвитию от знаменитостей. Блогерша обвиняет звезд калибра Регины Тодоренко в продаже бесполезных марафонов, маркетплейсы — в торговле поддельной косметикой, а модные шоурумы — в перепродаже дешевой китайской одежды. За что Конасову любят одни зрители и ненавидят другие — в материале «Ленты.ру».

«Инфоцыганский движ»

«Привет, YouTube. Сегодня видео о том, как жадность в Instagram перешла просто все границы», — интригует Конасова подписчиков в видео под названием «Как на нас делают бабки». Ролик посвящен гайду о красоте от модели Оксаны Самойловой, который та продавала за 400 рублей. Конасова вслед за пользователями Instagram оплатила участие в марафоне и изучила бьюти-советы Самойловой. В обзоре блогерша без всякого стеснения назвала гайд Самойловой «конченым г» и издевательством над аудиторией. Конасова уверяет: вместо авторской информации об уходе за собой модель продала поклонникам рассказ о содержимом своей косметички.

«В анонсе своего гайда Оксана сказала, что в нем собраны самые различные средства: дешевые, средние и дорогие… Она их собирала из тысячи разных фирм целых пять лет. Но удивительный факт: самое дешевое, что оказалось в гайде, — это мицеллярка (мицеллярная вода — прим. «Ленты.ру») за 600 рублей, что для многих уже очень дорого», — критикует Самойлову блогерша.

Ютуберша утверждает, что Самойлова создала плохо проработанный и бесполезный для людей продукт. По мнению блогерши, приведенные моделью советы очевидны, их легко можно найти в сети абсолютно бесплатно. «Вообще, знаете, Оксана [Самойлова] молодец, потому что умеет зарабатывать в инсте и выжимать из подписчиков просто все», — иронизирует Конасова.

Обзоры гайдов и марафонов от знаменитостей — популярный на канале Конасовой жанр. В другом ролике блогерша подробно критикует курс об исполнении семи желаний, который запустила в продажу телеведущая Регина Тодоренко. В курсе Тодоренко учит аудиторию настраивать себя на удачу, правильно формулировать свои желания, отказаться от негативных психологических убеждений и так далее. Однако Конасова называет марафон телеведущий «инфоцыганским движем», намекая на то, что звезда продает не имеющую практической ценности информацию

В другом обзоре Конасова подробно проходится по курсу ведущей Регины Тодоренко, посвященному исполнению желаний, и с едким сарказмом высмеивает заявления знаменитости. «У Регины мечты так вообще еще в прогреве (подготовка аудитории к покупке продукта — прим. «Ленты.ру») сбывались. Она закупилась сапогами в Dior, хату показывает с бассейном. Мечтательница. Не заработала, а пожелала, попросила у Вселенной», — с иронией говорит Конасова в ответ на слова Тодоренко о том, что у участников марафона может сбыться больше семи заявленных желаний.

Телеведущей достается и за другие высказывания. К примеру, в своем курсе она заявляет, что все в жизни возможно, и утверждает, что малообеспеченные люди «отказываются от ресурсов» и становятся лишь «перевозчиками ресурсов для других людей». «Согласна! А шо вы такие бедные? С Путиным не дружите? Марафоны продать, что ли, не можете? Лошки-петушки!» — издевается над словами Тодоренко Конасова.

Ютубершу возмутило и то, что Тодоренко, по ее мнению, не создала оригинальный продукт, а якобы скопировала марафон об исполнении желаний, который продает другая популярная блогерша — Елена Блиновская. Конасова в видео также обвиняет звезду «Орла и решки» в банальной жадности и желании заработать на своих подписчиках в соцсетях.

Другим автором марафона, которому досталось от Конасовой, стал блогер Гусейн Гасанов, запустивший курс о мышлении миллионера. Гасанов обещал рассказать аудитории, как научиться достигать своих целей, начать зарабатывать онлайн, закрыть кредиты и изменить свое мышление. Но Конасова поставила под сомнение уникальность этого гайда: в нем ютуберша тоже нашла заимствования из других марафонов. «Можно ли стать после этого курса миллионером? Гусейн точно смог. А для остальных — вопрос», — подвела итог изучения курса Гасанова блогерша, поиронизировав над тем, что сам автор марафона из обеспеченной семьи.

Курс по макияжу от скандальной рэперши Instasamka (настоящее имя — Дарья Зотеева) Конасова в своем обзоре называет «инстасрамом». Блогерша уверена: уроки были слишком короткими, а преподаватель не обладал необходимой базовой информацией о макияже.

В комментариях к видео Конасовой многие зрители благодарят блогершу за то, что она уберегает аудиторию от покупки некачественных курсов от звезд. Вместе с Конасовой они посмеиваются над авторами этих марафонов. «Обожаю, когда мужик в [одежде бренда] Balenciaga рассказывает бедноте, как те должны зарабатывать», — пишет зрительница под роликом о марафоне Гасанова. «Девочка, которая ни черта не соображает ни в косметике, ни в уходе, ни в мейкапе, продает курс по макияжу», — критикует Instasamka другая комментаторша.

Некоторые после роликов Конасовой даже разочаровываются в своих бывших кумирах. «Помню, как очень давно смотрела "Орел и решка" с Региной [Тодоренко] и думала, какая она крутая и классная. <...> Всегда веселая и жизнерадостная, Регина вызывала лишь положительные эмоции. А сейчас превратилась в бессовестную инфоцыганку», — сетует пользовательница YouTube. С ней согласен другой зритель ролика о марафоне Тодоренко. «Как это мерзко! Люди реально в тяжелых жизненных ситуациях находятся и ищут любую соломинку, чтобы выбраться из окружающего их ада. А такие блогеры-трутни не несут никакой пользы», — высказался он.

«Вуаля — и десять тысяч рублей с дурочки»

Карьера Конасовой на YouTube началась не с громкого срыва покровов со звезд, а с обзоров товаров с AliExpress. В видео, опубликованном в 2016 году, Конасова рассказывает о сенсорных выключателях, приобретенных на китайской торговой площадке. Ютуберша при этом называет себя «первым и официальным AliExpress-блогером». Большинство ранних роликов Конасовой посвящены распаковке товаров с AliExpress и подборкам различных вещей с площадки.

В 2019 году Конасова увлеклась разоблачениями. Она опубликовала ролик, в котором заявила, что популярный в Instagram магазин и шоурум Shi Trendy продает не эксклюзивные корейские бренды, а их дешевые копии с AliExpress. Блогерша уверяет: шоурумы, как правило, заказывают вещи с платформ TaoBao или AliExpress. Такие магазины, по ее словам, делают на недорогие китайские товары наценку и при этом могут выдавать вещи за продукт собственного бренда.

Вскоре после этого на канале Конасовой вышло видео, которое дало старт резонансному бьюти-делу, связанному с сывороткой от акне Aсne Remover бренда Fem Fatal’. По словам ютуберши, ее команда инициировала лабораторную экспертизу сыворотки и обнаружила несостыковки в заявлениях компании и реальном составе продукта. «В составе косметической сыворотки был обнаружен дешевый и опасный антибиотик тетрациклин, а заявленный состав вообще отличается от того, что по факту внутри», — заявляет ютуберша. В видео она обращает внимание на то, что добавление антибиотиков в косметику запрещено законом. При этом компания Fem Fatal’, как замечает Конасова, в описании сыворотки в интернете заявляет об отсутствии в ней антибиотиков.

Химик-блогер Юлия Сотникова, к которой обратилась Конасова, уверяет: реальная себестоимость такой сыворотки — пять рублей. Ютуберша также проводит расследование о месте производства косметического средства и приводит отзывы предполагаемых покупателей, рассказывающих о негативных последствиях применения сыворотки.

Конасова предлагает потребителям, пострадавшим от сыворотки Fem Fatal' (а в своем расследовании она приводит отзывы многих покупателей, жаловавшихся на негативный эффект от продукта), поучаствовать в коллективном иске против компании-производителя. Сама блогерша подает заявление на компанию в Роспотребнадзор. Конасова также лично подает иск против Fem Fatal’ и требует возмещения материального и морального вреда. В октябре 2019 года блогерша выигрывает дело, производителя косметики обязывают выплатить ей 17,3 тысячи рублей.

Коллективный иск против Fem Fatal’ в ноябре 2019 года подают еще 53 человека (по другим данным — 55 истцов), которые пользовались косметикой бренда. Они считают себя жертвами рекламы и предъявляют компании претензии на 5,5 миллиона рублей. В феврале 2020 года становится известно, что привлеченный к делу Роспотребнадзор оштрафовал компанию на 200 тысяч рублей за нарушение прав потребителей

Однако в финальной битве полусотни истцов с Fem Fatal' победил косметический бренд. В сентябре 2020 года суд отказал истцам в удовлетворении иска. А в октябре основатель Fem Fatal’ Александр Потапов публикует посвященное победе видео. Он утверждает, что продукт Fem Fatal' прошел проверки Роспотребнадзора по Чувашии и Москве, антибиотики в сыворотке обнаружены не были.

Расследование Конасовой, посвященное сыворотке Fem Fatal' — самое популярное видео на ее канале, у ролика более 2,7 миллиона просмотров. Однако это далеко не единственное разоблачение на ее канале.

Летом 2020 года, незадолго до общероссийского голосования по поправкам в конституцию, Конасова опубликовала видео: «Конституция, цена вопроса». Блогерша рассказывает, что ей поступило предложение записать ролик, посвященный голосованию. «Нужно было доступным языком объяснить всем, что поправки — это не зло, а благое дело», — говорит девушка. По словам ютуберши, за такую нативную интеграцию ей предложили один миллион рублей. Конасова от рекламы отказалась.

«Паленая косметика на Ozon и Wildberries» — так называется еще один ролик блогерши. В нем Конасова утверждает, что приобрела косметику с маркетплейсов Ozon и Wildberries и сравнила ее с оригиналами тех же брендов. «Все товары, которые мы заказали на Ozon и Wildberries, оказались подделками», — заявляет девушка. В ролике Конасова, в частности, отправляется на московский рынок «Садовод». Продавец одного из торговых павильонов заявляет блогерше, что торгует и оригиналами, и подделками косметики. По словам мужчины, у него есть покупатели, которые продают эти копии на Ozon и Wildberries. Он уверяет: клиент не отличит контрафакт от оригинала

В этом же ролике основатель сети магазинов корейской косметики Аль-Хамид Малек сделал обзоры одной и той же маски для лица, заказанной на разных площадках. Маски с Wildberries и Ozon Малек назвал подделками, они отличались от оригинального продукта. «Очень надеюсь, что после того, как мы вскрыли эту проблему, маркетплейсы придумают систему более тщательной проверки продавцов. Но стоит признать, что это не случится в один день. Мошенники эволюционируют вместе с платформами», — делает неутешительный вывод Конасова.

Под критику Конасовой попадает аппарат гиалуронпен — безыгольное устройство для введения филлеров. Блогерша предупреждает об опасности процедуры и перечисляет ее возможные последствия: от синяков до заражения вирусами и рубцов. В послужном списке Конасовой также мини-фильм об экологических проблемах Красноярска, крымском сафари-парке со львами «Тайган», многочисленные ролики о скандалах со звездами, обзоры косметологических процедур и книг.

1 300 000
человек
подписаны на YouTube-канал Кати Конасовой

«Блогерская тусовка меня хейтила, травила»

В био Конасовой в Instagram — звучный слоган: «Говорю то, о чем другие молчат». «Я хочу, чтобы люди узнавали правду», — говорит она в интервью продюсеру Петру Плоскову. По словам ютуберши, ее главная задача — создавать просветительский контент и помогать зрителям.

Тем не менее с этим согласны не все коллеги и зрители Конасовой. Кто-то, как автор YouTube-канала «ПРОЕКТ 2020», намекает на то, что она публикует на канале заказные видео.

«ПРОЕКТ 2020» обращает внимание на ролики, в которых Конасова сравнивает дорогие вещи с их дешевыми аналогами с AliExpress. «Блогеры продают вещь втридорога? Не сомневайтесь, Катя найдет ее на AliExpress за копейки. Чем вам не реклама?» — задается вопросом блогер. Он также напоминает о том, что Конасова в 2016 году победила в конкурсе AliExpress «Битва блогеров». Победительница должна была получить приз наличными и стать представителем AliExpress в интернете.

Свое предполагаемое амбассадорство китайской торговой площадки Конасова отрицает. В 2019 году девушка в одном из видео опровергла заключение контракта с AliExpress после конкурса блогеров. Блогерша также сказала, что получила не всю сумму, заявленную как приз в конкурсе. Она выразила уверенность в том, что бренд никак не поддерживал ее и других участников конкурса. «AliExpress нас пиарил? Приглашал на мероприятия? Снимал с нашим участием рекламу? Попробуйте найдите. Вы ничего не найдете, потому что этого не было!» — возмутилась девушка

«ПРОЕКТ 2020» также утверждает, что расследование сыворотки Fem Fatal’ могло быть попыткой Конасовой «потопить» фирму, действуя в интересах других производителей. Такой вывод ютубер делает на основе того, что приглашенная эксперт в видео Конасовой о сыворотке — химик Юлия Сотникова — в своем Instagram рекламирует другое средство от акне.

Конасова в ответ на нападки отмечает, что предложения записать заказные ролики поступают ей регулярно. Тем не менее блогерша уверяет, что подобные видео никогда не появятся на ее канале.

С критикой Конасовой выступили и несколько других неоднозначных инфлюэнсеров. Среди них ютубер Пограничник. Спустя год после скандала с Fem Fatal’ он опубликовал видео, в котором подверг сомнению правдивость ее расследования.

Не согласна с Конасовой и противоречивая блогерша «аптечный ревизорро» Екатерина Диденко. Она показала в Instagram документы, подтверждающие, что Конасова проводила три экспертизы сыворотки от Fem Fatal'. «Две другие [экспертизы] наличия в сыворотке антибиотика не показали. Почему Катерина не поделилась результатами двух из трех экспертиз? Так бы и сказала, что одна экспертиза нашла, а две другие — нет. Но нет, она кричит: "В сыворотке Fem Fatal’ содержится незаявленный антибиотик"», — написала Диденко. Помимо того, «аптечный ревизорро» заявила, что лично провела реакции и антибиотик в сыворотке не обнаружила.

На защиту бренда косметики также встала рэперша Instasamka, которая ранее рекламировала Fem Fatal’. «Роспотребнадзор города Москвы дал документ о том, что эта сыворотка безопасна для использования. Так какого *** [черта] Катя Конасова, которая просто ********* [оболгала] бренд, сейчас просто молчит?» — возмутилась Зотеева в Instagram.

В итоге противостояние с FemFatal’ обеспечило Конасову базой медийных ненавистников. «Была большая блогерская тусовка, которая меня хейтила, травила, обзывала прилюдно. Маша Вискунова, например», — говорит блогерша. «Очень много осталось за кадром. Оскорбления, в директ [Instagram] сколько писали, травля… Это было тяжело», — утверждает она.

Конасова ожидаемо сталкивается и с претензиями главных героев своих видео. Одно из таких обращений поступило к ней от компании Оксаны Самойловой (Конасова критиковала не только ее марафон, но и косметику Sammy Beauty, которую производит бренд Самойловой). От блогерши потребовали удалить компроментирующий ролик и выпустить опровержение, в противном случае Конасовой угрожали судом.

Instagram-блогерша Акуна Матата (Ольга Нечаева) также угрожала подать на Конасову в суд и обвиняла ютубершу в клевете. Блогерша ранее критиковала Нечаеву за то, что она предложила подписчикам зарабатывать продажей товаров для дома от известной компании

Однако сама блогерша о хейте рассказывает скорее с иронией. «Для моего канала стало уже доброй традицией после каждого выпуска, будь то разоблачение или личное мнение, получать письма с претензиями, угрозами судом и персональными приветами», — говорит Конасова. При этом некоторые критики не стесняются в выражениях. Блогершу, рассказывает она в видео, называют и продажной шлюхой, и никем, и мразью. Ютуберша утверждает, что сталкивалась и с угрозами.

Девушка рассказывает, что ее запугивали, когда она создавала видео о разоблачении бренда косметики Riche. «Самое неприятное было, когда мы поехали в Чебоксары, была съемка [для видео о бренде косметики] Riche. Я очень не люблю, когда меня начинают запугивать. Это были не прямые угрозы, но тебе это все так преподносилось, как будто ты сейчас поедешь в какой-то ресторан и тебе там наркотики подкинут. Примерно так это ощущалось», — признается блогерша. По ее словам, она тогда передвигалась с охраной и очень волновалась за благополучие своей команды.

Порой претензии к блогерше возникают и у пользователей YouTube. Так случилось после того, как Конасова выпустила обзор скандала с распродажей на Ozon. Маркетплейс отменил ряд покупок после резкого снижения цен, объяснив низкую стоимость товаров техническим сбоем. Часть комментаторов обвинила блогершу в том, что она необоснованно заняла сторону покупателей, а не бизнесменов, торгующих на Ozon. «Новость про Ozon вывернута только в сторону халявщиков», «Лучше б Катя поддержала малый бизнес, который торгует на Ozon», — возмущались критики.

Неоднозначно аудитория отреагировала и на видео Конасовой о медикаментах с недоказанной эффективностью. В список пустышек блогерша включила некоторые противовирусные препараты, пробиотики, препарат для улучшения пищеварения, лекарство для защиты печени и прочие медикаменты. Многие комментаторы указали Конасовой на то, что она озвучила несколько недостоверных фактов. По их мнению, девушка недостаточно квалифицирована для подобных рассуждений.

«Катенька, очень уважаю ваше творчество, но как микробиолог спешу с вами поспорить насчет пробиотиков. Это тема моей научной работы уже не первый год, и их эффективность и антагонизм против патогенов давно доказаны», — поспорила с блогершей Olga Karaseva. «Жаль, что у вас нет фарм- или медобразования, не надо рассказывать о том, в чем разобрались наполовину», — написала Конасовой другая зрительница

Впрочем, несмотря на отдельную критику, большая часть аудитории настроена благосклонно к Конасовой. Видео блогерши собирают от сотен тысяч до миллиона просмотров. Аудитория постоянно растет: согласно сервису Social Blade, за неделю на канал Конасовой подписывается около четырех с половиной тысяч новых фолловеров. Похоже, преодоление ею отметки в два миллиона подписчиков на YouTube — лишь вопрос времени и резонанса вокруг новых разоблачений.

< Назад в рубрику