
От Годара до рабов из Гольянова: главные премьеры Берлинского кинофестиваля
00:01, 9 февраля 2022Кадр: фильм «Темные очки»10 февраля в Германии открывается 72-й Берлинский кинофестиваль — первый за время пандемии, который пройдет офлайн. Вживую смогут показать прессе и публике свои новые фильмы некоторые из самых уважаемых режиссеров мирового авторского кино: Франсуа Озон, Клер Дени, Хон Сан-су, Дарио Ардженто. Не обойдется и без явления на экраны великого и ужасного Жан-Люка Годара — а также пары российских фильмов. «Лента.ру» выбрала пятнадцать самых интригующих премьер Берлинале.
«Петер фон Кант» (Peter von Kant), режиссер Франсуа Озон

Кадр: фильм «Петер фон Кант»
Фильмом открытия 72-го Берлинале выбрана новая картина неутомимого Франсуа Озона — более того, кажется, самая провокационная для него за последние несколько лет. «Петер фон Кант» игриво переосмысляет шедевр Райнера Вернера Фассбиндера «Горькие слезы Петры фон Кант», меняя его протагонистке пол и профессию (если Петра фон Кант была успешным фэшн-дизайнером, то Петер — популярный кинорежиссер). Лесбийское влечение соответственно сменяется гей-любовью. Может ли Озон по трансгрессивности стиля тягаться с Фассбиндером — вопрос, но фанатов оригинала наверняка успокоит присутствие в ремейке звезды оригинала Ханны Шигулы в роли второго плана.
«Обе стороны лезвия» (Avec amour et acharnement), режиссер Клер Дени

Кадр: фильм «Обе стороны лезвия»
Слетав в космос с безумным психосексуальным сай-фаем «Высшее общество», Клер Дени, одна из самых влиятельных режиссеров современности (трудно найти арт-фильм, в ДНК которого не было бы следов ее «Хорошей работы»), возвращается на грешную землю. Причем прихватив с собой Жюльет Бинош — без нее не обходится уже третий подряд фильм Дени. В «Обеих сторонах лезвия» Бинош играет женщину, разрывающуюся между двумя бойфрендами — нынешним и бывшим, а ее тело, согласно фестивальной аннотации, становится «ареной захватывающего театра чувственных противоположностей».
«Прощай, Леонора» (Leonora addio), режиссер Паоло Тавиани

Кадр: фильм «Прощай, Леонора»
Похоронив три года назад брата и постоянного соавтора Витторио, великий итальянский режиссер Паоло Тавиани возвращается к кино уже в одиночку — и вновь всматривается в фигуру драматурга Луиджи Пиранделло, к произведениям которого Тавиани обращались не раз. Только в этот раз речь идет уже о самом Пиранделло, а точнее его останках, которые, по сюжету, везут для перезахоронения из Рима в Сицилию через послевоенные итальянские пейзажи — а когда прах писателя оказывается на родной земле, Тавиани переключает режим и начинает воссоздавать на экране одно из его произведений (причем, что любопытно, совсем не то, у которого он позаимствовал название фильма).
«Линия» (La ligne), режиссер Урсула Майер

Кадр: фильм «Линия»
Пожалуй, один из самых парадоксальных сюжетов в конкурсе Берлинале разворачивается в новом фильме швейцарской постановщицы Урсулы Майер: главная героиня «Линии» в ссоре с матерью наносит той удар по лицу — и оказывается наказана запретом приближаться к пострадавшей ближе чем на сто метров. Это не мешает женщине еще сильнее жаждать контакта с родными — и вот она каждый день приходит к злополучной стометровой линии, чтобы давать своей сестре-школьнице уроки музыки. Майер, лауреатка «Серебряного медведя» Берлинале-2012 за фильм «Сестра», продолжает, то есть, исследовать противоречивые узы семейных отношений.
«Римини» (Rimini), режиссер Ульрих Зайдль

Кадр: фильм «Римини»
Один из самых безжалостных бытописателей плачевного состояния современной человеческой натуры Ульрих Зайдль (в российский прокат выходила его трилогия «Рай») в своем первом за шесть лет фильме добивается, по мнению кураторов Берлинале, самой пронзительной в карьере грусти. Ее носителем в «Римини» выступает певец-неудачник, много лет назад сбежавший из родной Австрии на итальянское побережье — а теперь вынужденный вернуться в опустевший отчий дом после смерти матери. Зайдль верен себе в плане стиля — судя по всему, «Римини» снят его фирменной отстраненной, придерживающейся средних и общих планов камерой.
«Фильм писательницы» (So-seol-ga-ui yeong-hwa), режиссер Хон Сан-су

Кадр: фильм «Фильм писателя»
Без фильмов корейского мастера Хон Сан-су в конкурсе, кажется, не может обойтись ни один Берлинский фестиваль на протяжении уже нескольких лет — два года назад Хон здесь и вовсе победил с «Женщиной, которая убежала». В 27-м фильме корейца на первый план возвращается его муза Ким Минхи, играющая здесь пребывающую в творческом кризисе писательницу, которая после случайной встречи с известной, но тоже разочарованной в профессии актрисой (Чо Юнхи) задумывает свой режиссерский дебют. Вне зависимости от сюжета можно быть уверенным в особенном зрительском опыте — больше людей искусства Хона волнует только материя времени, и мало кто в современном кино умеет обращаться с ней так, как он.
«Такое лето» (Un été comme ça), режиссер Дени Коте

Кадр: фильм «Такое лето»
Еще один завсегдатай Берлинале, квебекский режиссер Дени Коте привез на конкурс Берлинале драму о травме и похоти, которая наверняка возмутит особенно целомудренных зрителей. В центре «Такого лета» — три гиперсексуальные женщины, уединяющиеся в сельской глуши, чтобы под наблюдением соцработника и психотерапевта за месяц убедить себя в том, что «нимфомания — не болезнь». Коте, всю карьеру исследующий отношения между человеческим телом и окружающим его пространством — и то, как их обоих трансформирует присутствие кинокамеры, — здесь, по его собственным словам, стремится к деконструкции понятия нормы в отношении телесной реальности.
«Невероятно, но правда» (Incroyable mais vrai), режиссер Квентин Дюпье

Кадр: фильм «Невероятно, но правда»
Если в предыдущем фильме Квентина Дюпье, пожалуй, самого успешного абсурдиста в современной комедии, фигурировала гигантская муха, то в «Невероятно, но правда» сюжет строится вокруг уже такого сюрреалистического допущения, как гигантский, загадочный тоннель, который семейная пара героев обнаруживает в подвале своего нового дома. Подобные эксцентричные идеи неизменно служат самому Дюпье поводом сатирически высказаться о смехотворной, под определенным углом зрения всегда нелепой природе человеческого существования, а для его актеров (в этот раз это звезды французского кино Ален Шаба, Леа Дрюкер и Бенуа Мажимель) — возможностью удариться в безудержную, бесконечно киногеничную эксцентрику.
«Темные очки» (Occhiali neri), режиссер Дарио Ардженто

Кадр: фильм «Темные очки»
Один из праотцов современного хоррора, создатель «Суспирии» и «Кроваво-красного» Дарио Ардженто не снимал уже десять лет — но кажется, переживает некоторый киноренессанс. В прошлом году он сыграл главную роль в «Вихре» Гаспара Ноэ, а теперь попал в премьерную программу Берлинале — честь, о которой несколько предшествовавших его долгому профессиональному перерыву фильмов могли только мечтать. В «Темных очках» Ардженто возвращается к своей фирменной джалло-эстетике, чтобы с иронией рассказать историю проститутки, бежавшей от серийного убийцы, а попавшей в оставившую ее слепой автокатастрофу.
«До пятницы, Робинзон» (À vendredi, Robinson), режиссер Митра Фарахани

Кадр: фильм «До пятницы, Робинзон»
Иранская постановщица Митра Фарахани сводит в своем — пожалуй, самом заманчивом для всех синефилов мира в программе Берлинале — новом фильме двоих великих затворников от кинематографа, отца французской новой волны Жан-Люка Годара и классика иранской культуры Эбрахима Голестана. Оба принадлежат к одному, стремительно покидающему нашу реальность поколению — и при этом никогда не встречались. Фарахани убедила Годара и Голестана каждую пятницу на протяжении 29 недель записывать друг для друга видеосообщения — и так, в возможной только в XXI веке форме коммуникации состоялся многообещающий диалог двух титанов.
«Брат во всем», режиссер Александр Золотухин

Кадр: фильм «Брат во всем»
Александр Золотухин, выпускник той же кабардино-балкарской мастерской Александра Сокурова, которая открыла миру Кантемира Балагова и Киру Коваленко, приезжает в Берлин уже второй раз: несколько лет назад его разворачивавшийся на Первой мировой войне «Мальчик русский» участвовал в секции «Форум». Судя по всему, Золотухина продолжает волновать неизбывный милитаризм русской жизни и русского сознания — но теперь на современном материале: в его новом фильме двое братьев-близнецов неотделимы настолько, что их связь угрожает их общей мечте стать летчиками военной авиации. В этом сюжете нетрудно, конечно, разглядеть влияние Сокурова, не один собственный фильм посвятивший парадоксальной телесной близости родных людей.
«Клондайк» (Klondike), режиссер Марина Эр Горбач

Кадр: фильм «Клондайк»
Разговор о нашей стране в последнее время в мировом контексте немыслим без разговора об Украине — вот и в программе Берлинале фильм о русских военных соседствует с украинской картиной о раскуроченном войной под боком у России ландшафте. «Клондайк» Марины Эр Горбач разворачивается рядом с Донецком в 2014 году — где семейная пара отказывается покидать свой дом, даже несмотря на идущие в прямой близости от него боевые действия. Вскоре именно здесь падает самолет Malaysia Airlines. «Клондайк» уже удостоился приза за лучшую режиссуру в международном конкурсе «Сандэнса» — а теперь будет показан в программе «Панорама» Берлинале.
«Для гурманов» (Flux Gourmet), режиссер Питер Стриклэнд

Кадр: фильм «Для гурманов»
Оглядывая сейчас взором фильмографию британца Питера Стриклэнда, пожалуй, главного фетишиста в современных хоррорах («Студия звукозаписи "Берберян"», «Герцог Бургундии», «Маленькое красное платье»), кажется даже странным, что он до сих пор не черпал вдохновение в кулинарии. Что ж, теперь это упущение исправлено. На Берлинале покажут «Для гурманов», новое стриклэндовское детище, действие которого происходит в арт-резиденции, где коллектив художников-кулинаров занимается «звуковым кейтерингом» — и вопросы несварения желудка и приема пищи вскоре обретают галлюцинаторное, кошмарное разрешение.
«Королевы династии Цинь» (Queens of the Qing Dynasty), режиссер Эшли Маккензи

Кадр: фильм «Королевы династии Цинь»
Шесть лет назад канадка Эшли Маккензи всерьез пошумела в мире независимого кино со своим пронзительным дебютом «Оборотень», повествовавшим о буднях двух влюбленных героиновых наркоманов. Ее следующего фильма пришлось ждать слишком долго — но, к счастью, «Королевы династии Цинь» наконец готовы и будут показаны на Берлинале. В центре сюжета — история странной дружбы страдающей суицидальными мыслями школьницы и ухаживающего за ней в больнице студента-медика из Шанхая. Маккензи при этом, судя по всему, остается верна своей фирменной манере снимать на грани между документалистикой и поэзией.
«Продукты 24», режиссер Михаил Бородин

Кадр: фильм «Продукты 24»
В основе дебютного фильма Михаила Бородина, узбекского режиссера, учившегося и снимающего в Москве, лежит реальная, какое-то время назад взорвавшая новостной эфир история — в продуктовом магазине в Гольянове обнаружили живших там в статусе натуральных рабов мигрантов. Тем интереснее, куда Бородин этот драматический сюжет разворачивает — «Продукты 24» не только не заканчиваются со спасением рабов, но и осмеливаются заглянуть в их последующую жизнь на родине, и даже зайти на территорию почти сказочного, пусть и проникнутого опустошительным отсутствием надежд на лучшее будущее сюрреализма.