Ученые из Тюмени при раскопках в Арктике обнаружили фрагменты одежды с золотным шитьем 17 века — артефакт допетровского времени является первой подобной находкой в России. Уникальные находки были сделаны в могильнике «Кикки-Акки», где селькупы — один из народов севера — хоронили своих князей несколько веков назад. По словам ученых, такую одежду не находили даже в царских усыпальницах Романовых, а сложнейшую технику ее исполнения можно сравнить со старинными нанотехнологиями. Подробности о том, что обнаружили в арктическом могильнике, «Ленте.ру» рассказала научный сотрудник ФИЦ Тюменского научного центра СО РАН Ольга Пошехонова.
«Лента.ру»: где в Арктике были найдены артефакты XVII века?
Ольга Пошехонова: их нашли в могильнике «Кикки-Акки» XVII-XIX веков, который находится на территории северотаежной зоны Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО). Это первый могильник, который ученые стали исследовать в тех местах. Он принадлежит селькупам — коренному народу севера России, о погребальных обрядах которого раньше почти ничего не было известно. Но сейчас мы можем подробно рассказать об их культуре и жизни.
Что отличает народ селькупов?
Селькупы — это исчезающий народ, один из самых малочисленных в России. Они живут на небольшой территории. По данным последней переписи 2010 года, их осталось всего три тысячи человек — примерно по 1,5 тысячи северных и южных селькупов. Они живут небольшими группами в своих стойбищах, причем в таких труднодоступных местах, куда можно попасть только на самолете или в холодное время года по зимнику.
Когда началось исследование могильника «Кикки-Акки»?
Мы начали раскопки в 2013 году, а завершили их в 2020 году. Работа шла несколько лет, а потом мы очень долго обрабатывали коллекцию археологических предметов, найденных в могильнике. В этом году мы закончили обработку пяти предметов служивой одежды допетровских времен. Это верхняя мужская одежда, причем очень редкая: таких образцов просто нет в музеях. Ученые знали о ней лишь по гравюрам, картинам и описаниям: в археологических раскопах она раньше не попадалась.
С чем это связано?
На Руси традиционно хоронили в специально подготовленной нижней одежде, но не в верхних платьях. Причем это правило касалось даже знать, князей и царей. Поэтому верхнюю одежду XVII века раньше не находили. Но селькупы, судя по всему, получили ее либо за службу, либо в обмен на пушнину. И в ней же и похоронили своих сородичей — к слову, весьма непростых людей. Могильник «Кикки-Акки» — княжеский, в нем похоронены североселькупские князья Полевы, которые находились на царской службе.
Какую одежду нашли в арктическом могильнике?
Это три кафтана, один зипун и один охабень (или опашень). Конечно, это не целые одежды — речь идет об фрагментах ткани. Но декоративная отделка на них сохранилась очень хорошо. Это декоративные шнуры, петли с пуговицами, великолепные отвороты у одного из кафтанов. Причем отделка выполнена с применением золотных нитей, которые можно назвать нанотехнологиями XVII века.
В чем их уникальность?
Это пряденые нити с шелковым сердечником, который образуют порядка 200-300 тончайших ниточек, собранных в пучок. Эти шелковые сердечники окручены тонко нарезанной фольгой толщиной около 20 микрон. Толщина самих нитей в сборе — полмиллиметра или до 500 микрон. Это очень тонкая работа, причем выполненная абсолютно без брака.
Как создавались такие нити еще в допетровскую эпоху?
Изучая их под микроскопом, мы нашли следы прокатного валика по краям фольги. То есть работа шла так: вначале брался большой лист серебряной фольги, на который при помощи ртути наносили позолоту. Этот процесс называется амальгамированием. Затем при помощи некого технического устройства лист фольги нарезали на очень маленькие полоски — руками такого не сделать.
Затем этими полосками каким-то приспособлением очень плотно окручивали шелковые сердечники нитей. Причем все полоски ложились строго под одним углом. Скорее всего, эти нити делали во Франции — на это указал химический состав фольги: серебро с позолотой и небольшим процентом меди. А уже потом русские мастерицы из них создавали великолепную декоративную отделку шитьем вприкреп или плетением на дощечках.
Сколько могла стоить такая одежда?
Точно сказать сложно, но стоила она наверняка как хорошая деревня. Для северян получить такую одежду было очень престижно: ее какое-то время передавали по наследству, а затем прямо в ней хоронили человека. Эта одежда, к слову, была не только у северных селькупов: ее получали многие народы севера за хорошую службу. Но именно в могильнике «Кикки-Акки» она сохранилась до наших дней.
В этом сыграл свою роль климат Арктики?
Тут сработало сразу несколько факторов: у селькупов покойников заворачивали в многослойную бересту, затем клали во внутренний домик мертвого, а тот размещался во внешнем. Это целая система перекрытий из древесины, которая устанавливалась на песке, где-то под которым скрыта вечная мерзлота. Так что уникальной одежде помогли сохраниться и особенности погребального обряда, и консервирующие свойства бересты, и, конечно, холодный климат Арктики с продолжительной зимой и повышенной влажностью.
Какое будущее ждет артефакты из «Кикки-Акки»?
В соответствии с законом мы передали находки в Ямало-Ненецкий окружной музейно-выставочный комплекс имени Шемановского. Сейчас они хранятся там и дожидаются реставрации, после которой их можно будет экспонировать. К примеру, найденные фрагменты можно вставить в «каркас» из современных материалов. Конечно, их надо показывать людям: они должны видеть эту красоту, которой нигде больше нет. Такие одежды ведь не находили даже в усыпальницах царей Романовых.
Что еще, кроме одежды, вы нашли в арктическом могильнике?
Там оказалось много предметов, с которыми мы сейчас работаем и которые мы восстанавливаем. Это селькупская одежда, шаманские костюмы, предметы быта с декоративными элементами и ножи с эмалированными рукоятками. Там много украшений — и западносибирских, и привозных. Вообще, это очень богатый могильник.
А еще мы нашли захоронение карлика — человека, который страдал гипофизарным нанизмом и, судя по всему, тоже принадлежал к княжескому роду. Все это нам еще предстоит изучить — а значит, нас могут ждать новые и удивительные открытия.