«Порезал руку и заставил пить кровь» Как отношения звезды «Мира Дикого Запада» с Мэрилином Мэнсоном стали темой для кино?
Илья Кролевский (Редактор отдела «Культура»)
На HBO вышло «Восстание феникса» — двухсерийный документальный проект от номинантки на «Оскар» Эми Берг («Избавь нас от лукавого»), посвященный голливудской актрисе Эван Рэйчел Вуд. В феврале 2021-го артистка, известная по роли Долорес Абернати в сериале «Мир Дикого Запада», публично заявила о физическом и психологическом насилии со стороны своего бывшего бойфренда, шок-рокера Мэрилина Мэнсона, после чего организовала масштабную политическую кампанию по ужесточению закона против домашнего насилия. В «Восстании феникса» Вуд делится жуткими деталями пережитого в отношениях с Мэнсоном и рассказывает, как ее законотворческая борьба столкнулась с американской бюрократией. Подробности — в материале «Ленты.ру».
Какие события предшествовали выходу «Восстания феникса»?
1 февраля 2021 года Эван Рэйчел Вуд, встречавшаяся с Мэнсоном с 2006 по 2011 год, заявила о насилии со стороны музыканта. «Имя моего абьюзера — Брайан Уорнер, также известный миру как Мэрилин Мэнсон», — написала артистка в соцсетях. Она поведала, как Мэнсон закрутил с ней роман, когда она была еще подростком, после чего «ужасающе обращался» с ней на протяжении нескольких лет. Вуд отметила, что музыкант «промыл ей мозги» и «склонил к подчинению».
Актриса добавила, что ранее не называла имени абьюзера, поскольку боялась возмездия, клеветы и шантажа, однако этот страх остался для нее в прошлом. «Я здесь, чтобы разоблачить этого опасного мужчину и призвать к ответу компании, которые дают ему работу, прежде чем он разрушит больше жизней», — объявила она.
Лос-Анджелес, лето 2020 года. Эван Рэйчел Вуд просматривает старые фотографии. «Мне всегда очень сложно смотреть на фотографии до того, что со мной случилось. Потому что думаю о том, что будет потом», — сквозь слезы говорит актриса. На снимках она выглядит совсем маленькой. «Я была еще подростком», — говорит она, глядя на свое лицо из прошлого с обильными черными тенями вокруг глаз. «Сколько было ему?» — спрашивает давняя подруга Вуд, активистка Иллма Гор. «Тридцать семь», — отвечает актриса.
«Меня фактически изнасиловали на камеру»
Вуд познакомилась с Мэнсоном в 2006 году на вечеринке. За актрисой в то время уже закрепилась слава новой голливудской Лолиты благодаря откровенным ролям в таких картинах, как «Тринадцать», «Дьявол во плоти», «На острой грани» и «Это случилось в долине». Киноиндустрия быстро приняла этот образ молодой, но познавшей жизнь красотки, поверила в него и пресса. «Но я все еще была так молода! — рассказывает актриса. — Хоть я играла всех этих персонажей, я понятия не имела, кто я такая в настоящей жизни».
При знакомстве Мэнсон сразу попытался обольстить девушку — расхвалил ее игру в «Тринадцати» и предложил заняться совместным творческим проектом по Льюису Кэрроллу под названием «Фантасмагория». Актриса тогда не воспринимала рок-звезду как объект сексуального интереса, но была невероятно польщена вниманием знаменитости такого уровня. Они быстро стали близкими друзьями. «Когда я встретила Мэнсона, я была в восторге — очень крутой артист считает, что я умная, думает, что мне есть что сказать. Он видит во мне что-то, что не видит никто другой. У нас были беседы об искусстве, которые я никогда бы не вела с людьми моего возраста. Моя самооценка и самоуверенность были на пике», — вспоминает Вуд.
Первая интимная близость между актрисой и музыкантом случилась во время работы над сценарием «Фантасмагории». Впрочем, о «работе» там и речи не шло — парочка пила абсент и общалась на сторонние темы. Когда Вуд собралась уходить, Мэнсон обнял ее, сказал, что будет скучать, и поцеловал ее: «Я была в шоке — у меня был парень, Мэнсон об этом знал, он был женат, а мне всего 18, — отмечает Вуд. — Для меня это было все равно что поцелуй бога — как это могло не понравиться? Он мог выбрать любую и выбрал меня, теперь я особенная!»
Секса у них в тот вечер не было, но Мэнсон с тех пор принялся заваливать Вуд откровенными любовными признаниями, рассказывая, что благодаря ей снова начал творить, что она единственная, кто понимает его, и называл себя «ее вампиром». Девушка же, по ее словам, стала главной почитательницей «культа Мэрилина Мэнсона» и не обращала внимание на красные флажки в их отношениях и на предупреждения родственников и друзей; в том числе из-за этих конфликтов Вуд вскоре перестала общаться с близкими.
Вуд вскоре стала принимать активное участие в творчестве шок-рокера: в 2007-м тот предложил ей сняться в музыкальном клипе на Heart Shaped Glasses — песню, которая, по словам музыканта, была написана после того, как Мэнсон увидел свою возлюбленную в очках-сердечках из фильма «Лолита» Стэнли Кубрика. Актрисе тогда было 19 лет, и, как она отмечает, Вуд впервые за свою на тот момент уже весьма плодотворную кинокарьеру столкнулась с таким «непрофессионализмом и хаосом» на площадке. Концепция клипа менялась на ходу, и актрисе приходилось делать перед камерой совсем не то, что они оговаривали заранее. По сообщениям свидетелей съемок, Мэнсон давал Вуд наркотики и поил абсентом. «Мы договорились о симуляции секс-сцены, но когда камеры начали снимать, он вошел в меня по-настоящему. Я на это не соглашалась», — говорит она.
После съемок музыкант дал девушке четкие указания, что ей следует говорить о работе над клипом прессе. В интервью журналу GQ, к примеру, Вуд назвала создание видео «одним из самых романтичных моментов в ее жизни». «Я боялась сделать что-нибудь, что может расстроить Брайана», — объясняет она.
«Связал меня и хлестал плеткой со свастикой»
За травмировавшими актрису съемками последовали и бытовые вспышки агрессии у Мэнсона. Первая произошла на гастролях, на которые музыкант взял с собой Вуд. «У него болело горло, и врач прописал ему жидкий викодин. Он выпил почти целую бутылку и перестал понимать, где находится. Я испугалась, потому что он стал чересчур агрессивным, швырял вещи. Мы приехали в отель, и Мэнсон просто схватил меня за руку и при всех потащил в номер. Никто ничего не сделал. Мы зашли в номер, и он принялся громить его и кричать. Я посмотрела на члена группы, нашего общего друга: "Ты же не оставишь меня с ним наедине? Ты должен мне помочь". Но он просто покачал головой и закрыл дверь. Тут я и поняла, что я не в безопасности», — вспоминает артистка.
Со временем вспышки становились все яростнее и чаще. После ее съемок в «Рестлере» музыкант, по словам актрисы, подвергал ее настоящим пыткам, будто бы пытаясь «доказать своим друзьям, что любовь для него ничего не значит». Вуд к тому времени приобрела зависимость от наркотических веществ и несколько раз пыталась с них слезть, однако в компании Мэнсона это было невозможно: ее «чистые» периоды не длились дольше пары дней. Любые попытки психологического сопротивления шок-рокеру оказывались бесплодными.
«Он стал регулярно кричать на меня, а вскоре начал ломать мою психику при помощи тактики, которую используют военные — депривация сна, изоляция. Если ты сутками не спишь, ты становишься максимально слабым и отчаявшимся и готов согласиться на все. Ты еще больше подвержен абьюзу и промывке мозгов. Я была в том состоянии, в каком он хотел меня видеть. Тогда я начала подозревать, что он подмешивает в наркотики метамфетамин. Я ощутила, что они стали гораздо более сильнодействующими, мой нос постоянно кровоточил. Я не знала, что такое мет, не знала, что я его употребляла», — признается девушка.
Состояние Вуд быстро ухудшалось, но Мэнсон не обращал на это внимания. «Тогда же он начал насиловать меня во сне», — говорит она
Актриса пыталась разорвать отношения с музыкантом несколько раз, однако ему удавалось «заманивать ее обратно». «Во время одного из расставаний он принялся без остановки звонить мне. Я пришла к нему домой в надежде разрядить обстановку, он отвел меня в спальню, и посреди комнаты стояла скамейка для коленопреклонений. И я поняла, что сейчас произойдет. Он связал меня, хлестал плеткой — это была нацистская плетка времен холокоста, со свастикой. Я была привязана к скамейке, он не переставал хлестать меня, говоря, что будет метить в одно место, чтобы было больнее. После этого он бил меня током в интимные места. Мне было так больно, что я извивалась и сломала скамейку для коленопреклонений», — вспоминает Вуд.
Когда все закончилось, Вуд была сломлена — она просила у Мэнсона прощения, говоря, что «теперь все понимает»: «Затем он порезал себе руку и заставил меня пить его кровь; потом порезал меня и выпил мою».
«Он написал на стене у кровати “Убейте всех евреев”»
При том что документальный сериал сфокусирован в основном на самой Вуд, рассказывающей не только о насилии Мэнсона и своей законотворческой деятельности, но и о карьере, детстве и других отношениях, Берг все же уделяет необходимую долю эфирного времени и самому абьюзеру, пытаясь — как через свидетельства той же Вуд, так и через письменные откровения музыканта — найти связь между прошлым Брайана Уорнера и его девиантным и вредоносным поведением. Мэнсон в детстве сам подвергался травле и насилию не только в протестантской школе, но и в семье; его отец, ветеран Вьетнама, избивал его ремнем, а мать, страдавшая психическими расстройствами, проявляла о нем гиперопеку. «У меня нет сомнений в том, что он сам был жертвой жестокого насилия. Я не знаю, что именно с ним произошло, но что-то сильно надломило его, из-за чего он стал по-настоящему ненавидеть женщин, — говорит Вуд. — Многие становятся жертвами насилия, но не все потом становятся насильниками сами. А некоторые становятся».
В своих провокационных представлениях Мэнсон часто использовал нацистскую эстетику и называл Адольфа Гитлера «первой рок-звездой»; по словам Вуд, увлечение музыканта фюрером было не просто художественным, ироничным высказыванием, на самом деле высмеивающим нацизм: «Его непубличные произведения и картины часто содержали свастику и другие нацистские символы. Я — урожденная еврейка, и он высмеивал меня за это довольно часто. За время наших отношений он сделал уйму татуировок свастики. Однажды он написал на стене у нашей кровати “Убейте всех евреев”. Это уже не ирония».
По словам артистки, Мэнсон вынуждал ее соглашаться с его позицией: «Это превратилось во что-то вроде “Я разозлюсь, если ты не посмеешься над этой [расисткой] шуткой”. А потом — “Я не буду доверять тебе, если ты тоже не сделаешь такую шутку”. Мне приходилось участвовать в этом, чтобы демонстрировать свою лояльность».
Документалка Берг также пытается объяснить, почему Мэнсону при всех его выходках так долго удавалось оставаться востребованным индустрией артистом — пока музыкант зарабатывал своим менеджерам и музыкальным боссам миллионы долларов, они закрывали глаза на его публичные унижения женщин на концертах и в клипах. «Восстание феникса» приводит и жуткий пример — любительский фильм Мэнсона «Группи», который тот снял на одной из своих вечеринок. Он пригласил молодую девушку, связал ее на камеру и заставил делать «вещи, из-за которых она плакала». Когда запись увидел его менеджер, он посоветовал музыканту уничтожить видео, испугавшись, что оно разрушит его карьеру.
После окончательного разрыва отношений Вуд занялась активизмом, выступая за ужесточение законов штата Калифорния против бытового насилия. Она неоднократно рассказывала о пережитых в отношениях с Мэнсоном кошмарах прессе и в соцсетях, но целое десятилетие не осмеливалась публично назвать своего насильника: «Брайан дал мне понять, что если я выступлю публично, то он придет за мной. Он однажды заявил, что ******* [навредит] всей моей семье, начиная с отца. У меня ребенок, и мне очень страшно. Называть его имя не имея поддержки, — слишком большой риск».
При этом многие подозревали, что речь идет именно о шок-рокере — после первых публичных рассказов об абьюзе ей стали поступать письма от других жертв Мэнсона, и все они повторяли перенесенный актрисой опыт. Послания шли и от поклонников музыканта — с требованиями держать рот на замке.
«Сорвала успешную музыкальную карьеру»
«Восстание феникса» обрывается на публикации Вуд поста в соцсетях, в котором она называет Мэнсона своим насильником. За этим еще четыре женщины выступили с обвинениями в адрес шок-рокера. В течение суток после обнародования заявления Вуд от сотрудничества с Мэнсоном отказался музыкальный лейбл Loma Vista Recording, занимавшийся продвижением последнего альбома артиста We Are Chaos. Помимо этого Мэнсон потерял роль в сериале «Американские боги» на кабельном телеканале Starz и в шоу «Калейдоскоп ужасов» от AMC.
Впоследствии с обвинениями в адрес музыканта выступили более десяти женщин; некоторые, встречавшиеся с артистом на протяжении многих лет, заявили, что Мэнсон создал в доме звуконепроницаемое помещение, которое использовал в качестве камеры одиночного заключения для психологических пыток
При этом продажи музыки шок-рокера выросли на фоне скандалa. Все обвинения в свой адрес Мэнсон отверг, обвинив своих предполагаемых жертв в «циничной попытке обогатиться, эксплуатируя движение #MeToo». В марте 2022-го, за две недели до релиза «Восстания феникса» артист перешел в наступление — подал на Вуд в суд, обвинив во лжи, которая, по его словам, «сорвала успешную музыкальную, телевизионную и кинокарьеру» исполнителя.
Мэнсон обвинил Эван Рэйчел Вуд и ее партнершу Иллму Гор в фабрикации улик — те, по его мнению, создали фиктивную учетную запись электронной почты «для изготовления предполагаемых доказательств того, что Уорнер рассылал порнографию», а также подделали и распространили письмо от агента, чтобы создать впечатление, что жертвы артиста находились под угрозой. Мэнсон готов защищать свою позицию и настаивает на суде с присяжными — судя по всему, борьба Вуд с бывшим возлюбленным еще далека от завершения.
Премьера сериала «Восстание феникса» (Phoenix Rising) состоялась на HBO 16 марта. Выход документального проекта также был запланирован в «Амедиатеке»