Путешествия считаются одной из главных радостей жизни. Они вызывают массу положительных эмоций, помогают вырваться из рутины, позволяют увидеть новые места и познакомиться с разными людьми. По крайней мере именно такое впечатление складывается при просмотре передач о путешествиях и роликов популярных тревел-блогеров. Они продвигают идею путешествовать во что бы то ни стало, из-за чего многие молодые люди убеждены: не путешествовать — просто преступно. Как путешествия превратились в гонку за впечатлениями? Почему такой вид отдыха расшатывает психику и формирует комплексы? И как научиться отдыхать правильно, не завидуя отпускным фотографиям коллег в соцсетях? Разбиралась «Лента.ру».
В последнее время цены на авиабилеты и зарубежные туры взлетели в разы. Но даже несмотря на это маркетологи и соцсети призывают людей «жить сегодняшним днем» и отправляться в дорогостоящие поездки, пусть это и не по карману. Одним инфлюэнсерам рекламу заказывают туристические компании, другие сами выбирают направление, которое тут же подхватывают коллеги по цеху. То все массово устремляются в Париж, то в Доминикану, то в Таиланд.
В итоге, чтобы быть в тренде и не отставать от жизни, многие туристы, готовые любой ценой лететь на отдых, вынуждены брать кредиты. Такому давлению, например, поддалась россиянка Елена.
Насмотревшись фотографий на страницах популярных блогеров, летавших на Мальдивы, она решила во что бы то ни стало тоже туда попасть. Денег не было, и Елене пришлось взять на поездку кредит — 500 тысяч рублей на три года под 8,9 процента годовых. «Слетала я хорошо, но деньги разлетелись мгновенно, теперь работаю без отпуска, и выплата кредита висит надо мной как дамоклов меч. Если бы я тогда успокоилась, никогда не ввязалась бы в эту кабалу», — делится опытом туристка.
После этого ей прошлось прочесть немало книг по финансовой грамотности, таких как «Девушка с деньгами», «Богатый папа, бедный папа» и многие другие. Следующую поездку она намерена планировать уже более осознанно и откладывать деньги на отдых заранее. К тому же заранее заложить в бюджет траты, которые на первый взгляд кажутся незначительными: на билеты в музеи и на выставки, на развлечения, на проезд в общественном транспорте.
Похожей историей поделился 29-летний Антон из Тулы. Фотографии друзей и популярных блогеров с Трафальгарской площади, из Тауэра и музея Шерлока Холмса не давали ему покоя. Поддавшись эмоциям, он купил билет в Лондон и забронировал отель. Для оформления британской визы на счету должно было быть минимум 150 тысяч рублей. У родителей и друзей Антон просить денег постеснялся.
Пришлось брать кредит на год. Сначала Антон хотел сразу вернуть деньги банку, но потом решил оставить на поездку. «Я все время нервничал, как мне отдавать деньги, но при этом продолжал тратить. Целый год я жил в стрессе: боялся вовремя не заплатить, хотел поскорее разделаться с банком, но никак не получалось. Казалось бы, отдавал какие-то 20 тысяч, но удивительно, что именно их мне не хватало для нормальной жизни», — рассказывает он.
World Travel Monitor провел исследование, в результате которого выявил, что в последние годы тренды формируют соцсети. Более 75 процентов опрошенных заявили, что основным источников туристической информации для них стали блоги и форумы о путешествиях. На выбор туристов влияют яркие снимки, рассказы и отзывы. Почти 50 процентов респондентов доверяют этой информации.
Каждую секунду путешественники на своих страницах выкладывают новые снимки и видео: вот они купаются в лазурном море, сидят в кафе и пробуют новые блюда, осматривают достопримечательности. Эти фотографии стали показателем успешной и состоявшейся жизни. Считается, что чем больше стран ты посетил, тем ты богаче и счастливее. Однако вместо того, чтобы наслаждаться культурой и отдыхать, часто туристы, расталкивая друг друга локтями, бегут фотографироваться, стараясь посетить как можно больше новых мест. В какой-то момент это перестает быть путешествием и больше походит на гонку.
Супруги из Москвы Дмитрий и Татьяна прошлым летом побывали в Португалии. Первую часть отпуска договорились провести в Порту, вторую — в Лиссабоне. Обычно для посещения страны им нужно минимум дней пять. Так можно приобщиться к чужой культуре, прочувствовать ее колорит и особенности.
С похожей проблемой сталкиваются многие путешественники. После отпуска они ощущают, что им необходим еще один отпуск — для восстановления. Так было и с 36-летней жительницей Екатеринбурга Ириной во время путешествия по Италии. Спустя какое-то время ей стало казаться, что в погоне за хорошими кадрами она упускает важные мгновения. Теперь она старается не брать с собой фотоаппарат и не снимать на телефон, хотя раньше не могла остановиться. «Я приезжала и старалась запечатлеть все вокруг: Миланский собор, Пизанскую башню, Колизей... А потом поняла, что вместо того, чтобы любоваться тем, что меня окружает, я, как робот, нажимаю на кнопку. И терялась ценность момента», — делится туристка.
У Вероники из Зеленограда другая проблема: она настолько подсела на частые путешествия, что ей пришлось обращаться к психологу. Возвращаясь из одной поездки, она уже планировала другую. «Я была как на игле, мозг был забит только этим. Так я пыталась сбежать от быта, семейных проблем. Когда находилась дома, все время была грустной», — рассказывает заядлая путешественница.
В Москве Вероника постоянно пыталась похудеть, сидела на диетах, ходила на фитнес, но едва приезжала в другую страну, режим питания мгновенно срывался: «Я будто слетала с катушек. Мне было все равно, сколько килограммов я наберу, хотела жить только здесь и сейчас». После длительного курса терапии Вероника смогла избавиться от зависимости. Теперь она отдыхает раз в год.
Психологи считают, что постоянное стремление путешествовать на самом деле не приводит ни к чему хорошему. Путешествия перестают быть тем, чем люди по-настоящему наслаждаются, и превращаются в очередной товар, показывающий статус человека или семьи. В результате это соревнование приводит лишь к дополнительной тревожности и стрессу.
«Большинство людей, видя красивые картинки в соцсетях, говорят: "Я тоже так хочу". Но "тоже" — это уже не мое желание. Это я чужое желание хочу сделать своим. Такая гонка превращается в борьбу и выживание, и к жизни это уже не имеет никакого отношения», — поясняет руководитель онлайн-центра «РасСвет», психолог Светлана Дулепова. По ее словам, в такой ситуации лучше создать свой тренд, исходя из собственных желаний. Это может быть что угодно, хоть бег по утрам.
К тому же есть люди, которые боятся летать, не любят ездить на поезде или на машине. Или те, кто не любит спать не в своей постели. Специалисты утверждают, что это абсолютно нормально.
Анастасия жалуется на то, что друзья постоянно стыдят их с мужем за то, что они нигде не бывают. Но для них даже собираться в путешествие — уже лишний стресс. 40-летняя Анастасия признается, что много читает, часто ходит в театры, на выставки, увлекается поэзией. «Мои друзья ничего этого не любят. Но они облетели полмира. Как-то раз кто-то из них принес скретч-карту мира, где надо отмечать страны, которые ты посетил. Они стали так сильно прикалываться над нами. Было очень неприятно. Почему-то в обществе считается, что если ты не летаешь в Милан и Париж, ты человек второго сорта», — сетует несостоявшаяся туристка.
Ее точку зрения разделяет 30-летний Аркадий из Самары. «Кто-то не любит кисель, манную кашу и молоко с пенкой, а я не люблю путешествовать. Турция со своим ол-инклюзивом уже в печенках сидит. Я не могу столько пить и есть, лежать на пляже без дела тоже надоело. Я больше люблю побыть на даче, за грибами в лес сходить или с удочкой посидеть. Причем предвкушение этого возникает заранее. Начинаю готовить снасти, проверяю лодку, палатку, изучаю местность», — рассказывает Аркадий.
Для большинства людей отказ от путешествий вовсе не означает, что они «не в теме» и не следят за трендами, однако не все друзья и коллеги способны это понять. В такой ситуации психологи советуют не обращать внимания на давление общества или вовсе сменить окружение.
Клинический психолог, эксперт по интуитивному питанию Светлана Бронникова рассказывает, что один из принципов маркетинга и в целом современной экономики — показывать людям, как жить правильно. Такое навязывание в рекламе — постоянный психологический прием.
По ее словам, людям очень сложно избавиться от такой модели поведения. Одобрение общества для них очень важно, и многим страшно, что их осудят.
«Надо установить собственные параметры жизни и решить, что важнее: соответствовать ожиданиям окружающих, по сути жить ради их одобрения или же следовать собственному жизненному сценарию — ценить семью больше красивой одежды, а возможность побыть с близкими — больше отдыха за границей. Такой взгляд формируется не сразу, но дает большое ощущение свободы от навязанных установок общества», — советует специалистка.