Рационализм и избирательность. Россияне меняют потребительские привычки

Россияне меняют потребительские привычки

Фото: Илья Питалев / РИА Новости

Санкции, введенные странами Запада в отношении российской экономики, и решение ряда иностранных компаний приостановить работу в России или вовсе свернуть бизнес перекроили складывавшуюся десятилетиями экономическую реальность. Растянутый во времени эффект, который затронет логистику и ассортимент российского рынка товаров и услуг, дает возможность купить впрок товары отложенного спроса. Поэтому россияне, опасаясь роста цен и исчезновения привычных брендов, готовы платить за то, что им нужно, но не срочно. О том, что можно внести в список антисанкционных покупок, — в материале «Ленты.ру».

Контекст

Потребительский рынок в России в последние несколько лет функционировал в условиях значительного падения спроса на большую часть категорий товаров и услуг. Пандемия и ограничения, введенные властями для борьбы с ее последствиями, спровоцировали изменение потребительских привычек. Покупатели начали сокращать траты и экономить на товарах и услугах не первой необходимости. Эксперты прогнозировали, что потребительскому рынку потребуется от трех до пяти лет, чтобы выйти на докризисный уровень потребления. Эти прогнозы казались консервативными, однако в новых условиях о них приходится забыть. Потребительский рынок ждет перезагрузка и новый старт в условиях, очертания которых пока только вырисовываются.

Согласно опросу, проведенному совместно исследовательским центром «инФОМ» и Банком России, индекс потребительских настроений россиян в марте упал до 80 пунктов, то есть до уровня первых месяцев 2016 года, которые оказались самыми тяжелыми для рубля и реальных доходов населения в период кризиса 2014-2016 годов. «Это означает, что люди из-за роста инфляции сокращают свои траты на покупки, что в ближайшее время может привести к замедлению роста и даже снижению потребительского спроса, а также стагнации во многих сегментах потребрынка», — объясняют аналитики Банка «Фридом Финанс».

Несмотря на трудности, которые, очевидно, будет испытывать российский рынок, ожидать дефицита товаров и услуг не стоит. Ушедшие из России бренды, как обещают в кабмине, заменят поставками из других стран. По ряду категорий товаров Россия уже смогла добиться импортозамещения в период первой санкционной волны 2018 года. Возникающие перекосы, как это было с сахаром и офисной бумагой, государство берет под контроль. Кроме того, Минпромторг предложил разрешить параллельный импорт товаров тех брендов, которые прекратили или приостановили работу в России. За счет этой меры будет обеспечен ввоз оригинальной продукции через альтернативные каналы, что сможет насытить рынок товарами.

Дефицита нет

В марте ситуация на потребительском рынке следовала за общими негативными настроениями. «Многие россияне были обеспокоены обвалом рубля и объявлениями некоторых ведущих мировых производителей потребительских товаров об отказе поставлять свою продукцию в Россию», — отмечают эксперты «Фридом Финанс». С этим связан ажиотажный спрос и на дорогостоящую электронику, и даже на некоторые товары первой необходимости.

По данным руководителя департамента аналитического менеджмента и развития отношений с клиентами Росбанка Екатерины Алиевой, в период с 24 февраля по 13 марта был зафиксирован всплеск активности в сфере автоуслуг и сервисов в 2,5-3 раза. «На фоне новостей о проблемах с поставками запчастей для автомобилей клиенты, вероятно, решили заранее сделать ТО и отремонтировать в машине то, что ранее откладывали. Сейчас пик пройден, ситуация стабилизировалась, но спрос остается на более высоком уровне, чем ранее (+20 процентов). Вероятно, он вызван ростом цен на расходные материалы и автозапчасти», — отметила эксперт. При этом, по данным системы маркировки «Честный знак», запасы шин в России для легковых автомобилей превышают годовой объем рынка и достигают почти 61 миллиона единиц.

Кратковременный рост спроса на товары для дома (в том числе тех компаний, которые объявили о приостановке работы в России) продолжается повышенным спросом на товары для ремонта (в 3,3 раза на пике и плюс 30-50 процентов сейчас), говорят в Росбанке. 2021-й был годом повышенного спроса на ипотеку, сейчас достраиваемое жилье сдают владельцам. Одним из вариантов сохранения сбережений в момент повышения ключевой ставки и вслед за ней ставок по ипотеке стала покупка недвижимости. Сейчас идет активная стадия ремонта во многих домохозяйствах, что обеспечивает востребованность данной категории товаров.

Еще одним трендом начала марта стала массовая закупка лекарств в аптеках. В Минздраве отреагировали на дефицит ряда препаратов, исчезнувших из российских аптек, и пояснили, что он вызван ажиотажным спросом. Граждане выбрали за неделю объем лекарств, которого обычно хватает на несколько месяцев. Сейчас покупательская активность в данной категории товаров заметно идет на спад.

Кроме того, в начале марта, по словам Екатерины Алиевой, наблюдался всплеск роста покупок электроники, поскольку многое закупали впрок, чтобы успеть до повышения цен на технику. «То же самое мы фиксировали и в сегменте оплат цифровых подписок на различные стриминговые сервисы и другие электронные услуги, при этом после 10 марта обороты упали в два-четыре раза, объективно — из-за сложностей с оплатой международных подписок», — отмечает эксперт.

Ажиотаж — плохой советчик

Какие же товары можно приобрести в текущих условиях, чтобы сэкономить средства семейного бюджета? В сложившихся условиях лучшая стратегия — отказаться от необдуманных спонтанных покупок и обратить внимание на запланированные крупные траты. Речь о заметных для бюджета покупках, которые в период пандемии многие откладывали из соображений экономии. «Покупать дорогостоящие товары имеет смысл, если сегодня вы действительно в них нуждаетесь. А вот покупать такие товары ради будущей выгоды, пока они не стали еще дороже, надо было в прямом смысле вчера», — отмечают аналитики Банка «Фридом Финанс».

Но если в обозримой перспективе вам точно нужны фотоаппарат, ноутбук или новый смартфон, если вы планировали приобрести велосипед или беговую дорожку, то лучше не откладывать покупку. Такие товары, как запчасти для авто, горнолыжный костюм, сантехника в новую квартиру, очевидно, могут понадобиться потребителю в долгосрочной перспективе, но их покупка в будущем будет упираться в снижение доходов и повышение цен. Рациональный подход к тратам предполагает пересмотр приоритетов и фокус на долгосрочное планирование.

«Вряд ли текущий курс рубля будет оставаться столь привлекательным достаточно долго, чтобы повлиять на стоимость импортных товаров. Лучше сравнивать их цены с теми, какие были до 24 февраля, и если вещь действительно необходима и ощутимо подешевела от пиковых цен, можно купить ее заранее — для будущего сезона или даже про запас», — полагает эксперт по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций» Дмитрий Бабин.

Если раньше, отправляясь за покупками на онлайн-площадки, покупатели принимали решение о приобретении товара, руководствуясь не только ценой, но и другими факторами (удобством расположения центра выдачи или сроками доставки), то теперь ситуация меняется. Возвращаются потребительские сценарии, при которых пользователи практикуют более тщательное сравнение цен. Особенно это касается крупных покупок, будь то холодильник, фотоаппарат, ноутбук или зимняя резина.

Потребительские привычки еще не перестроились в полной мере, они определяются множеством мелких факторов. Тем не менее уже очевидно, что рациональность в распределении бюджета выходит на первый план, и потребители становятся более придирчивыми к ценовой политике магазинов, готовы более тщательно изучать рынок перед покупкой. Для этого можно использовать сайты с функцией поиска по товарам — например, подобный инструментарий есть у «Яндекса».

По сути поиск по товарам работает так же, как обычный поиск Яндекса: достаточно вбить искомый товар в поисковую строку, и система выдаст подборку вариантов покупки во вкладке «Товары». Так, кофемашина De'Longhi Magnifica ECAM стоит у одного продавца 28 644 рубля, а у другого цена почти вдвое выше — около 49 тысяч рублей. Или же умные часы Samsung Galaxy Watch4 44 мм, имеющиеся в наличии у 39 продавцов, могут обойтись покупателю в сумму от 17 990 до 21 065 рублей.

Среди товаров, которые по-прежнему востребованы у покупателей, эксперты называют бытовую технику и запчасти для нее, средства производства, которые являются источником заработка, лекарства — при условии их долгого срока хранения, товары для занятий спортом, а также товары для дома. Многие в меру финансовых возможностей предпочитают реализовать свою покупательскую способность, чтобы сохранить потребительские привычки и не потерять от разогнавшейся инфляции.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше