Шведский боец чеченского происхождения Хамзат Чимаев — больше не сенсация в смешанных единоборствах и не темная лошадка Абсолютного бойцовского чемпионата (UFC). С блеском пройдя боевое крещение на UFC 273, он доказал свою принадлежность к элите промоушена. В рейтинге MMA Fighting его признали третьим бойцом среднего веса в мире. Новый Хабиб оказался в шаге от титульного поединка. О том, что делает его путь особенным, — в материале «Ленты.ру».
До поединка с бразильцем Гилбертом Бернсом Чимаев был настоящей статистической аномалией в мире смешанных единоборств (MMA). За первые четыре поединка под эгидой UFC феномен из Грозного обрушил на оппонентов 112 ударов, а пропустил лишь один. Причем этот удар эксперты вспомнить никак не могли. Чимаев в этом отношении оказался не просто лучшим дебютантом в истории UFC — он обогнал легендарного американца Мэтта Хьюза, который в свое время продемонстрировал соотношение нанесенных и пропущенных ударов 11,3 к 1.
В бойцовской среде о Чимаеве говорили и до последних успешных поединков. Он тренировался вместе со шведом Александром Густафссоном, который дрался с самим Джоном Джонсом за чемпионский титул. Именно через Густафссона в Америку проникли рассказы о жестком борце, который может доставить проблем даже парням из полутяжелого веса.
Чимаев подогревал интерес к себе, часто прибегая и к откровенной браваде. Так, он заявлял о готовности провести несколько боев подряд на одном турнире. А в поединке с китайцем Ли Цзинляном поднял оппонента, поднес его к той стороне клетки, где за действом наблюдал глава UFC Дэйна Уайт, и успел перекинуться с боссом парой слов, уничтожая соперника.
Но встреча с Бернсом в октагоне на UFC 273 не оставила камня на камне от образа несокрушимого чеченца, эдакой прокачанной версии Хабиба, который вовсе не замечает оппозицию. Впервые в карьере Хамзат не смог досрочно завершить поединок и столкнулся с очевидными трудностями. Попрощавшись с иллюзиями относительно Чимаева, фанаты и эксперты, вместе с тем, разочарованы не были. Им была явлена другая сторона спортсмена.
«Когда я провел первый тейкдаун, я словно почуял запах крови. Мне захотелось просто вырубить Бернса. Я перестал думать о минутах, о раундах», — вспоминал Чимаев после поединка. Действительно, в его размашистых атаках не было ничего, кроме стремления отправить оппонента на канвас. На таком уровне бойцы дорого платят за расточительность, невнимательность и наплевательство на геймплан. Но Хамзат прошел напролом, впервые вытирая кровь с лица, но не сбавляя ход.
С этой точки в карьере Чимаев уже не сможет тренироваться и мыслить в октагоне по-прежнему. Кроме его воли и умения терпеть удары будущие оппоненты увидели и его слабости. Шведу решил помочь бывший чемпион UFC Жорж Сен-Пьер. 40-летний канадец пожурил Хамзата за пропущенные в поединке с Бернсом удары. «На элитном уровне нельзя так драться. Нужно тщательно прорабатывать план боя, стать идеальным соперником, — советовал Сен-Пьер. — Нельзя просто выходить в октагон и надеяться на везение».
Теперь те, кто раньше, возможно, с опаской смотрел в сторону Хамзата, наверняка начнут отвечать на звонки его менеджера. Рубка Бернса и Чимаева оживила других представителей дивизиона. Белал Мухаммад, оказавшись у экрана, даже не стал досматривать весь турнир. Сразу после поединка шведа и бразильца он вскочил на беговую дорожку. «UFC 273 еще не завершился, а я уже бегал. Я понял, что мне показали уровень, к которому надо стремиться», — рассказал Мухаммад.
Ему явно придется подождать — ближайшим оппонентом Чимаева должен стать Колби Ковингтон. Это один шаг от титульного поединка: в случае победы над американцем путь к поясу будет открыт. Хамзат заявил, что поединок с Ковингтоном ему уже пообещали. Пожелание самого бойца — противостояние должно состояться в октябре, в Абу-Даби. «Я там начал, там хочу и закончить, выигрывать пояса», — признался Чимаев.
При этом шведский боец перестал торопиться. Осознав цену ошибки в конкуренции с элитными бойцами, он будет тщательнее точить топор перед битвой. Сейчас Борз (прозвище Чимаева — прим. «Ленты.ру») вернется в стаю, чтобы стать сильнее.
Ковингтон очень кстати оказался в центре скандала с Хорхе Масвидалем. Между бойцами произошла драка — ничего необычного, но случилось это за пределами октагона. В глазах обывателя Колби — вполне себе жертва. Он воспользовался своими правами и обратился в полицию после потасовки с бывшим соперником. Однако в сеть вскоре просочились подробности конфликта. Ковингтону приписали оскорбления семьи Масвидаля. Американец оказался плохим парнем: спровоцировал коллегу по кровавому спорту, а затем еще и натравил на него правоохранителей.
Эту историю не режиссировали, но она идеально дополнила образ Ковингтона. Новый соперник Чимаева — настоящий злодей. В продвижении их поединка Борз станет эдаким добром с кулаками, поборником чести, которому уготовано поставить подлеца на место.
«Обязательно подерусь с Ковингтоном. Надеюсь, он не вызовет полицию», — швед прекрасно понял, что события вне октагона необходимо вплести в цепь треш-тока с будущим соперником.
Примечательно, что перед боем с Бернсом Чимаев говорил об обещании Дэйны Уайта дать ему титульник после победы. Сам же глава UFC эту информацию не подтвердил, но анонсировал поединок шведа с Ковингтоном.
Действующий чемпион в среднем весе Камару Усман дистанцируется от Чимаева. Нигерийский кошмар не для того пять раз сбрасывал с вершины именитых претендентов, чтобы пасовать перед вчерашним новичком, поэтому пока не горит желанием встречаться с Борзом в клетке. Чимаев же убежден, что Усман боится потерять титул. Однако для чемпиона такое поведение абсолютно рационально. Бойцы в позиции Усмана должны драться как можно реже и с максимально известными соперниками.
Однако же Усман помогал Бернсу в подготовке к поединку с Чимаевым. Здесь можно подозревать стремление действующего чемпиона чужими руками остановить опасного претендента. В этом есть резон, ведь 11 мая Усману стукнет 35 лет. Впереди у него поединок против Леона Эдвардса и потенциально шестая подряд успешная защита пояса. Нигериец уже жаловался, что редко видится с дочкой. По всей видимости, готовится уйти на пике.
Так что Чимаев может и не дотянуться до Усмана. Однако швед точит зуб и на обладателя пояса чемпиона UFC в среднем весе. Хамзат не раз говорил, что готов драться с лучшими и в дивизионе, которым в данный момент правит Исраэл Адесанья. Новозеландец же признался, что не рассматривает Чимаева всерьез.
Адесанья очертил не самые радужные перспективы Чимаева. «Боюсь, что все это кончится так же, как с Пауло Костой», — заявил Исраэл, напомнив о своем противостоянии с бразильским нокаутером, чья карьера пошла под откос после встречи с ним. До боя с Адесаньей Коста казался несокрушимым. После бразилец превратился в посмешище и напоминает о себе исключительно громкими постами в социальных сетях.
Но такую карьерную траекторию Чимаев вряд ли повторит. Разница в том, что выигрыш судейским решением в поединке с Бернсом в команде шведа восприняли скорее как неудачу. После победы над элитным, опытным бойцом в основном карде номерного турнира чеченцу прилетело от его тренерского штаба. Коста был вроде рыбы фугу, которая надувается до огромного шара в момент опасности: большая часть объема его угрозы оказалась пустотой. Чимаева впору сравнивать с айсбергом. И, кажется, мы все еще не видели ту его часть, что скрыта под водой.