В России назревает биологическая катастрофа: с каждым годом агрессивный сорняк — борщевик Сосновского — отвоевывает все большие территории, вытесняя другие культуры. Если так пойдет и дальше, то уже к середине столетия европейская часть страны будет полностью заражена смертельно опасным растением. Сок борщевика вызывает тяжелые ожоги и слепоту, на уничтожение сорняка уходят десятки миллионов рублей, но он прорастает вновь и продолжает распространяться. В то же время борщевик богат эфирными маслами и целлюлозой и его вполне можно использовать в экономике. О том, как гость с Кавказа стал проблемой для хозяев, — в материале «Ленты.ру».
Борщевиком активно заинтересовались в Советском Союзе в 1950-е, когда было необходимо восстанавливать разрушенную войной экономику, стояла задача отыскать дешевый способ прокормить скот. Лучшим вариантом сырья для производства силоса показался борщевик Сосновского: он довольно неприхотлив, богат протеином и витаминами и к тому же быстро растет. Растение начали активно культивировать, его неоспоримым преимуществом оказалась дешевизна: возделывать борщевик было проще, чем другие традиционные кормовые культуры — например, кукурузу.
Всего насчитывается более 40 видов борщевика, борщевик Сосновского (Heracleum sosnowskyi) впервые обнаружили на Кавказе и оттуда начали развозить в разные регионы страны. «После войны есть было нечего, и надо было кормить скотину, чтобы мясом накормить население. Для этого нужна была зеленая масса, которую можно силосовать. А у борщевика гигантские листья. Животные поедают их с большим аппетитом. Но, как выяснилось, тоже страдают от него, как и человек», — рассказал заведующий лабораторией биологии развития растений биофака МГУ Владимир Мурашов.
Однако надежды были напрасными: борщевик оказался опасным растением, которое быстро дичает, проникает в естественные экосистемы и практически полностью их разрушает. Молоко коров, которые им питались, оказалось горьким. Также выяснилось, что сок борщевика вызывает сильные ожоги. Это стало одной из причин отказа от выращивания новой культуры в промышленных масштабах. Борщевик Сосновского очень опасен, каждый год от него страдают сотни россиян, десятки попадают в больницу с сильнейшими поражениями кожи.
Растение содержит фуранокумарины — вещества, резко повышающие чувствительность организма к ультрафиолетовому излучению. Самые сильные ожоги он вызывает при соприкосновении с кожными покровами в ясные солнечные дни. Если такими ожогами покрыто больше 80 процентов тела, летальный исход практически неизбежен. Но достаточно и непродолжительного и несильного облучения солнцем участка кожи, испачканного соком растения. Как правило, возникает ожог второй степени. Особенно опасно попадание сока растения в глаза, это может кончиться слепотой. Аэрозоль сока борщевика и его пыльца при высоких концентрациях могут вызвать отек верхних дыхательных путей, в первую очередь гортани, а также верхних частей пищевода. Чаще всего от борщевика страдают дети.
Сорняк опасен не только для людей, но и для окружающей среды в целом: борщевик отравляет почву, мешая расти другим культурам. «На брошенной пашне за 10-15 лет вырастает молодой лес: сначала бурьян, потом луговые травы, после — мелколесье и так далее. Но если пашня занята борщевиком, на ней ничего не растет. Только сам борщевик», — подтвердила эксперт Центра охраны дикой природы Людмила Волкова.
Несмотря на отказ от идеи использовать борщевик для прокорма скота, бомба замедленного действия уже была заложена: растение с каждым годом захватывало все большие территории. В итоге в нескольких регионах борщевик стал таким же стихийным бедствием, как паводки или лесные пожары. К 1970-м годам он выбрался с колхозных земель на придорожные полосы и опустевшие поля, в 80-е добрался до огородов, начиная с 1990-х стал появляться уже и в городах.
В итоге культура, на которую возлагали большие надежды, стала настоящим бичом территорий России и бывших республик СССР. Сложнее всего ситуация складывалась в средней полосе России в начале 1990-х, когда сельское хозяйство пришло в упадок. По состоянию на 2020 год борщевик занимал, по разным оценкам, от 20 до 40 процентов сельскохозяйственных угодий в РФ. За распространением борщевика можно следить по интерактивной карте. Причем за ситуацией наблюдают и западные СМИ, сравнивая засилье борщевика в России с захватом страны ядовитыми пришельцами.
К середине столетия борщевик может заполонить почти всю европейскую территорию страны, забили тревогу ученые Сколковского института науки и технологий. «С борщевиком борются перепахиванием, скашиванием, химикатами и замещением культурными растениями, но это трудный и долгий процесс, потому что сорняк очень живуч и плодовит. Мы в своем исследовании показываем, что если пустить процесс на самотек, то ситуация с распространением борщевика в ближайшие десятилетия, по всей видимости, усугубится», — сказала автор исследования Диана Колдасбаева.
Рост борщевика ускоряется в теплом климате, и глобальное потепление может создать условия для дальнейшего распространения опасного растения, заключили ученые. Более того, у борщевика нет естественных врагов, которые могли бы как-то сдержать его неконтролируемый рост. «Он отлично себя чувствует в средней полосе, потому что его родина — среднегорье Кавказа, где климат очень похож на наш», — объяснил доцент агробиотехнологического департамента Аграрно-технологического института РУДН Валентин Введенский.
Официально борщевик Сосновского признали сорняком относительно недавно — в 2015 году. С тех пор с ним ведется борьба, но ощутимых результатов пока не приносит, а на уничтожение тратятся сотни миллионов рублей. Причем во многом распространению борщевика способствует и человеческий фактор. Если материнское растение, с которого осыпаются семена, растет на опушке или в центре луга, очаг увеличивается со скоростью до пяти метров в год. А если борщевик растет на обочине дороги, скорость распространения возрастает до нескольких сотен метров. Виной всему потоки воздуха от проезжающих машин, которые подхватывают и разносят семена.
Борщевик становится своеобразным индикатором брошенных земель: им зарастают земли, которые потенциально могли бы стать пашнями, но не обрабатываются. «Кубань — развитый в аграрном смысле регион, там много и малых форм сельского хозяйства, и крупных агрохолдингов. Поэтому там вы борщевик почти не встретите, хотя ему там теплее. А севернее, выше средней полосы, куда не доходят холдинги и фермеры, борщевик растет повсеместно, и если никто им не займется, то он и продолжит расти. В России более десяти процентов сельхозугодий пустуют, не используются и не обрабатываются. И пока не сыщутся люди, заинтересованные в их развитии, единственным хозяином этих земель будет борщевик», — уверен директор Союза органического земледелия Яков Любоведский.
В основном с наступлением лета сорняк скашивают, но на следующий год он вырастает снова: одно растение борщевика Сосновского дает от 20 до 100 тысяч семян. Борьбой с ним занимаются в основном сами россияне, а также волонтеры, активисты, должники по алиментам, пойманные на вождении в пьяном виде водители и не особенно мотивированные организации.
Уничтожение сорняка осложняет и отсутствие централизованного подхода, каждый регион разбирается с проблемами самостоятельно и точечно. Муниципальные земли от растения очищают коммунальные и дорожные службы. На сельскохозяйственных землях за ликвидацию борщевика отвечают собственники сельхозземель или арендаторы, на землях населенных пунктов — органы местного самоуправления, на участках вдоль дороги — Министерство транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области, на землях, находящихся в собственности Московской области и муниципальных образований — Министерство имущественных отношений. Комитет лесного хозяйства отвечает за земли лесного фонда, а земли под линиями электропередачи и вдоль газопроводов — зона ответственности Министерства энергетики. На уровне муниципалитетов и правительств регионов придумывают специальные программы по искоренению ядовитого сорняка, которые обходятся недешево. Например, в 2021 году в Калининграде на борьбу с борщевиком выделили почти 50 миллионов рублей.
Простых россиян бороться с вредителем стимулируют крупными штрафами. Владельцы частных участков и собственники земель должны устранять опасный сорняк своими силами. Летом 2020 года мэр Москвы Сергей Собянин ввел штрафы за заросли борщевика на земельных участках. Собственникам придется заплатить от двух до пяти тысяч рублей, должностным лицам — 20–50 тысяч рублей, юридическим — 150–700 тысяч рублей. Штрафы действуют и в Подмосковье. В Совете Федерации предлагали распространить их за непринятие мер по борьбе с борщевиком на всех россиян, но пока такой закон не принят.
Сорняк в основном скашивают или выжигают, но это не так эффективно, как обработка химикатами. Однако пока не существует избирательных гербицидов, которые устраняли бы только борщевик и не вредили другим растениям, так что в целом люди проигрывают эту битву. Альтернативных предложений борьбы с борщевиком в России много: привлекать дроны и наземные беспилотники с искусственным интеллектом, вывести специальных насекомых, которые питались бы только сорняком, скармливать его овцам, высаживать растения-заместители, платить за каждый корень борщевика по рублю, а также раскапывать зимой места роста сорняка, чтобы убивать его холодом.
В некоторых случаях война идет успешно, но это скорее исключение. Показательный пример — Кургальский заказник в Ленинградской области. Там ученые из Всероссийского института генетических ресурсов растений им. Н.И. Вавилова придумали способ остановить распространение сорняка. По заказнику проходит часть достроенного, но так и не запущенного газопровода «Северный поток-2», его оператор — компания Nord Stream 2 — озаботился проблемой. Борщевик там уничтожают вручную, практически без применения техники и химикатов.
Свой метод предложили в Петербурге. На больших земельных участках, где возможно прохождение техники, предприятие предлагает использовать технологию высокочастотной электромагнитной стерилизации семян и корневищ борщевика. По сведениям разработчиков, технология высокоэффективная, экологически чистая, менее затратная, чем обработка гербицидами, и не имеет аналогов в мире. Еще один способ разработали в Подмосковье: там сделали новый состав баковой смеси, используемой для обработки почвы. Средство воздействует только на однолетние и многолетние двудольные сорняки и не влияет на зерновые культуры. В качестве эксперимента смесью обработают земли в Истре, Рузе и Волоколамске. Но если на относительно небольшом участке такой метод может быть эффективным, распространить его на всю страну с ее гигантскими территориями явно нельзя.
Временами появляются и кустарные методы борьбы с борщевиком. Например, несколько лет назад житель Наро-Фоминского района Подмосковья Алексей Захаров для борьбы с опасным сорняком запатентовал специальную лопату с длинным и острым лезвием и широким наступом, выполненным из металлической трубы. Однако пока широкого распространения инструмент не получил.
Тем не менее ни локальные меры, ни целевые программы не способны искоренить проблему. Несмотря на всевозможные ухищрения, единственный эффективный способ борьбы с растением — поиск его естественных врагов. «Это может не прекратить, но задержать распространение растений-агрессоров. Конечно, это потребует немалых средств, чтобы провести экспедицию на родине этого растения. Нужно найти вредителей, изучить их, чтобы быть уверенными, что они не начнут активно размножаться на других видах. Другого пути нет, потому что ни бензином, ни ядохимикатами вытравить борщевик нельзя», — утверждает заведующий лабораторией биологии развития растений биофака МГУ Владимир Мурашов.
Впрочем, как полагают эксперты, уничтожение борщевика без пользы нерационально. Несмотря на все минусы, растение имеет и определенный потенциал не только в качестве корма для животных — из-за большого содержания полезных веществ (протеина, сахаров, витаминов и микроэлементов), его активно используют в народной медицине в качестве антибактериального, антивирусного средства, еще в нем содержатся ценные эфирные масла. Теоретически из сорняка можно производить дешевые сахар и целлюлозу.
Специалисты Института проблем химической физики РАН (ИПХФ РАН) в Черноголовке исследовали свойства борщевика и научились получать из его высушенных стеблей беленую целлюлозу. Исследование показало, что из сорняка можно получить до 35 процентов целлюлозы, а урожайность его составляет до 70 тонн с одного гектара. Кроме того, процесс получения целлюлозы из борщевика проще и дешевле, чем из древесины. Проверить метод на практике пока не получится — он еще не описан: нужна публикация в рецензируемом журнале. Кроме того, неясно, как собирать, складировать и транспортировать сорняк для переработки. Сейчас его просто скашивают и оставляют гнить на полях. Иными словами, проверить инициативу на практике пока не вышло.
В МГУ из борщевика предложили делать стройматериалы. «Это растение с пористыми, но очень прочными волокнами, которые после измельчения и обработки могут заменить не только древесный наполнитель для стройматериалов, но и стать аналогом газобетонных блоков», — уверен доцент МГСУ, кандидат технических наук Михаил Бруяко. Гипсовая смесь с добавлением борщевика уже запатентована, ею заинтересовались некоторые компании, в то же время о массовом применении речи не идет. Также борщевик может стать сырьем для производства биоразлагаемого пластика и композитных материалов. А сотрудники Института комплексного освоения недр РАН считают, что спиртовой экстракт из борщевика помогает извлекать золото из руды.
Народные умельцы предлагают делать из борщевика сувенирные калейдоскопы. «Проект изготовления калейдоскопов из борщевика оценил бы в 2,5-3 миллиона рублей, и тогда поставлять их можно хоть в Эмираты, хоть в Японию, позиционируя как русский северный бамбук», — поделился Сергей Яковлев, предприниматель из поселка Мерево, и добавил, что для старта производства ему понадобится еще 5-10 миллионов рублей.
В целом предложения по переработке борщевика пока не встретили широкого одобрения, растение проще уничтожать. Успешная борьба с борщевиком Сосновского для России пока скорее исключение, чем правило. Каждый год на уничтожения сорняка тратят сотни миллионов рублей, но он вырастает вновь. Однако это траты оправданные, ведь иначе борщевик будет расти практически везде. В последние годы проблема хотя бы стала получать широкую огласку, тогда как несколько десятилетий назад на оккупацию земли борщевиком никто не обращал особого внимания. Борщевик можно использовать на благо экономики, а это сможет частично компенсировать затраты на его уничтожение.