Электрические автомобили постепенно становятся обыденностью и все чаще появляются на улицах городов по всему миру — за год продажи экологичных машин выросли на 75 процентов. Новый транспорт требует иных заправок, которые бы подходили не только по техническим критериям, но и отвечали бы современным тенденциям в дизайне. Архитекторы стремятся сделать из зарядных станций почти произведения современного искусства и разрушить стереотип о заправках как о грязных и неприятных локациях. Теперь их превращают в кинотеатры, небоскребы и места для отдыха, где можно собирать ягоды. Чудеса инженерной мысли — в галерее «Ленты.ру».
Американская архитектурно-дизайнерская компания Morphosis Architects придумала зарядные станции для электрокаров от бренда премиум-класса Genesis. Пять из них построили в южнокорейской столице Сеуле и провинции Кенгидо, которые считаются одними из самых густонаселенных в стране. В основу дизайна лег логотип бренда в виде распростертых крыльев со щитом в центре. Необычная форма подчеркивается светодиодной подсветкой на навесе, сделанном из стали и алюминия. «Крылатая форма навеса мгновенно узнаваема в городском пейзаже благодаря своей легкости и спортивной элегантности», — отметили дизайнеры.
На каждой станции можно одновременно заряжать максимум три электромобиля. Постройки совместимы с машинами бренда Genesis и способны зарядить их за 20 минут. Подсветка выполняет не только эстетическую, но и практическую функцию — она меняет цвет при изменении уровня заряда машины. Станции сделаны на основе модульной системы, благодаря чему их можно разбирать и устанавливать в различных местах.
Иной взгляд на зарядные станции продемонстрировали архитекторы из бюро Woods Bagot. Они задумали совместить в центре Лос-Анджелеса заправки с кинотеатром под открытым небом. Проект получил название Re-Charge LA — станции разместят под большими навесами, которые днем будут закрывать от солнца, а вечером их можно поднять и использовать в качестве экранов. Таким образом разработчики хотят помочь владельцам электрокаров скоротать время, пока машины заряжаются.
На площадке также планируют разместить места, где можно будет перекусить. «Что делают водители, пока они ждут? Поскольку для полной зарядки электромобиля может потребоваться час или больше, места для зарядки должны удовлетворять более широкому набору требований, чем просто сама зарядная станция»», — объяснили в бюро.
Копенгагенская архитектурная фирма Cobe придумала первые из своих 48 зарядных станций для электрокаров. В качестве основного материала дизайнеры выбрали дерево. В проекте они хотели пересмотреть традиционный образ заправок, который обычно ассоциируется с неприятным запахом, грязью и яркими неоновыми вывесками. «Мы спросили себя: "Как бы выглядела зарядная станция для электромобилей с использованием только натуральных материалов и естественного дневного света"», — рассказал основатель бюро Дэн Стуббергард.
Станции были построены по модульной схеме на разных участках скандинавских магистралей. Станция в городе Фредерисии сделана из 12 деревянных составляющих, способных вылавливать из атмосферы углекислый газ — по задумке, конструкция напоминает стволы и крону. Верхняя часть плоской крыши также ради экологичности покрыта натуральными растениями. На станции оборудовали и участки для отдыха, где водители могут подождать пока электрокар зарядится. «Мы хотели сделать возможным умственный перерыв для людей, чтобы они могли перезарядить свои "батареи" во время поездки. Это зеленое пространство со спокойной атмосферой, где можно собирать клубнику, пока дети катаются на качелях», — отметил Стуббергард.
Архитектурная фирма из Нью-Йорка Ennead Architects разработала проект зарядных станций для Шанхая и придумала сделать их в виде башен, чтобы оптимизировать пространство, сделав его комфортным и для водителей, и для пешеходов. Башни из нескольких отсеков отделаны каркасом из перфорированного алюминия — запоминающийся дизайн должен превратить станцию в подобие маяка для владельцев электрокаров.
Многоуровневая структура башен позволит заряжать одновременно сразу несколько автомобилей в отличие от стандартных станций. На первом этаже можно будет за 25 минут дозаправить автомобиль на ближайшие 160 километров. Для полной зарядки в течение пяти часов система поднимет машину в отсеки выше — в это время владельцы смогут провести время в городе. В башнях архитекторы совместили зарядные станции с распространенной технологией автостоянок в несколько уровней.
Поддержать растущее использование электрокаров решили в шведском Гетеборге — местный департамент дорожного движения поручил бюро Kjellgren Kaminsky Architecture разработать проект зарядной станции для электрического транспорта. Архитекторы придумали конструкцию наклонной формы, которая работает на солнечных батареях. По всем правилам устойчивого развития станция сделана из древесины местного производства, а заряд автомобиля идет от фотоэлектрической панели на крыше.
На зарядку машин будет уходить в среднем 15-20 минут. Верхний уровень постройки отдадут под электрокары, а на нижних разместят зарядки для двухколесного электрического транспорта. В качестве удобств для водителей внутри также разместят мастерскую по ремонту автомобилей, тренажерный зал и кафе с садом под открытым небом.
Подобно коллегам, шотландский архитектор Джеймс Сильвестр предложил сделать зарядную станцию в виде дорожного оазиса, окруженного растениями. Проект постройки из деревянных панелей получил название «Больше с меньшими затратами». Заправка представляет собой закругленный каркас с плоской крышей, покрытой солнечными панелями, вырабатывающими энергию. По периметру находятся станции для зарядки, а внутри можно оборудовать уборные, кафе, магазины, тренажерный зал или зону отдыха.
«Можно было придумать что-нибудь нестандартное, но я хотел понять, как станция может выглядеть сегодня. Это не фейерверк, не блеск или гламур, а очень современная по форме с лаконичными натуральными материалами заправка. Здесь речь идет об отдыхе после долгого пути», — объяснил архитектор.
Современными зарядными станциями обеспокоился и французский автопроизводитель Peugeot. Его дизайнерская лаборатория Peugeot Design Lab решила сделать заправку с навесом необычной формы, который вмещает солнечные панели площадью 150 квадратных метров. Перекрытие возвышается на двух конструкциях синего цвета и украшено декором из экологичных деревянных панелей. Они выполняют сразу две функции — обеспечивают станцию энергией и защищают электрокары от солнечных лучей, создавая тень.
На станции могут одновременно заряжаться семь транспортных средств: от автомобилей до скутеров. Механизм не перестает работать даже в пасмурную погоду, когда панели не могут получить энергию от солнечного света — интеллектуальная система сама распределяет подачу ресурса по сети. Время зарядки будет зависеть от того, какой режим из двух выбран: быстрый и обычный.