Самой обсуждаемой темой накануне открывшегося в Мадриде саммита НАТО оставалась интрига с позицией Турции, которая заблокировала вступление в альянс Швеции и Финляндии. Представители скандинавских стран еще 18 мая вручили генеральному секретарю организации Йенсу Столтенбергу заявки на присоединение их государств к военному блоку. Однако незадолго до этого президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что не станет поддерживать стремление скандинавских стран, и выдвинул собственные условия для урегулирования разногласий. Спустя полтора месяца Турция, Швеция и Финляндия под чутким руководством НАТО сели за стол переговоров и подписали трехсторонний меморандум о взаимопонимании, после чего Анкара сняла свои претензии, а перед Стокгольмом и Хельсинки открылись двери в альянс. Как проходили эти сложные переговоры, что получила Турция за свое согласие, чем это угрожает России и как изменятся отношения двух стран — в материале «Ленты.ру».
Неуступчивость Турции по вопросу присоединения к НАТО скандинавских стран могла омрачить общее впечатление от саммита Североатлантического альянса в Мадриде, который был призван продемонстрировать единство 30 союзников в ситуации острейшего геополитического кризиса в Европе.
Уверенность Турции в своей важности и соответствующие нестандартные поступки обусловлены пониманием, что в данный момент ни одна часть света — ни Запад, ни Восток — не решится испортить с ней отношения. Именно поэтому, например, Турция свободно продолжает развивать деловые и политические отношения с Россией, не присоединяясь к санкциям, в то время как все страны НАТО не только ввели экономические ограничения, но и закрыли свое воздушное пространство для российских самолетов.
Иными словами, турецкие власти решили использовать нынешний кризис для того, чтобы донести свои опасения до союзников по альянсу. Как считают в Анкаре, они не проявляют должной солидарности по вопросу курдских сепаратистских группировок, которые угрожают интересам страны. Прежде всего речь идет о Рабочей партии Курдистана (РПК), признанной в Турции террористической организацией.
Так, в 2019 году Турция начала операцию «Источник мира» на севере Сирии против курдских «Отрядов народной самообороны» (YPG) — аффилированной с РПК организации. Все это время военные пытались создать коридор безопасности глубиной в 30 километров вдоль южных границ Турции. Но серьезная реакция западных стран заставила Анкару отказаться от этих амбиций. Швеция и Финляндия также раскритиковали Турцию и ввели против нее эмбарго на продажу оружия. Эти действия турецкие власти оценили как открытую поддержку курдов, и именно этот пункт стал одним из основных в переговорах между скандинавскими странами и Турцией.
Впрочем, это только видимая часть разногласий. Многие вопросы, которые обсуждались на саммите, остались за кадром, хотя и просочились в прессу. Например, тот факт, что президент США Джо Байден избегает встреч с турецким коллегой Реджепом Эрдоганом также объясняется сотрудничеством американцев с курдскими «Отрядами народной самообороны». Еще в 2019 году Анкара остановила военную операцию после заключения договоренности с Вашингтоном о том, что курды отдалятся от турецких границ на 30 километров. Но соглашение, как утверждают турецкие власти, так и не было выполнено американской стороной, из-за чего Турция пригрозила вновь начать военную операцию на севере Сирии, чтобы выполнить задачи 2019 года.
Проводя жесткую линию по разгрому курдских организаций, Эрдоган также обвинил Швецию и Финляндию в том, что они дают пристанище боевикам из Рабочей партии Курдистана, «Отрядов народной самообороны» (YPG) и сирийской Партии демократического союза (PYD). В Стокгольме и Хельсинки, по данным турецких властей, проживают многочисленные сторонники проповедника Фетхуллаха Гюлена, обвиняемого в попытке организации государственного переворота в 2016 году.
Что же касается обвинений в поддержке РПК, то Швеция и Финляндия вовсе ее отрицали, а PYD и YPG отказывались признавать террористическими.
Не в последнюю очередь разногласия связаны с тем, что в НАТО нет солидарности и общего отношения к понятию «угроза терроризма». «НАТО — это не союз и не международная организация, это альянс, в котором речь идет не только о безопасности, но и о солидарности», — сказал министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу, имея в виду накопившиеся разногласия со Швецией и Финляндией.
Впрочем, касается это не только скандинавских стран: ко всем тем, кого Турция считает террористами, в Европейском союзе (ЕС) остается неоднозначное отношение. Так, одной из основных проблем на пути безвизового режима между ЕС и Турцией в 2015 году стало как раз несогласие Анкары пересмотреть по просьбе Брюсселя определение понятия «терроризм».
Когда стало известно, что Финляндия и Швеция направят своих представителей в Турцию для обсуждения вопроса их вступления в альянс, Эрдоган в резкой форме заявил, что эти страны не имеют четкой позиции в отношении террористических организаций. «Говорят, [они приедут] для того, чтобы убедить нас? Извините, но даже не утруждайтесь, не приезжайте в нашу страну!» — сказал Эрдоган.
После повышения ставок властями, многие турецкие эксперты стали говорить о том, что Анкара должна стоять на своем и отстаивать национальные интересы, даже если это займет год, два или десять лет. В пример приводилась Греция, которая на протяжении 11 лет отказывала Македонии в членстве в НАТО из-за ее названия. В Афинах считали, что имя нового государства является узурпацией имени одноименной греческой провинции и что идеологема македонизма, кроме прочего, несет с собой фальсификацию истории и необоснованные территориальные претензии. И только после переименования в Северную Македонию, Греция одобрила присоединение страны к альянсу.
Однако Эрдоган не стал затягивать спор, как предрекали военные эксперты и аналитики. Затяжные переговоры между чиновниками Турции, Швеции и Финляндии, зачастую с участием представителей НАТО, проходили все последние недели перед саммитом в Мадриде.
В трехстороннем соглашении прописаны действия, которые предпримут Швеция и Финляндия для удовлетворения требований Турции в отношении курдских группировок и сторонников Гюлена, пообещав не поддерживать эти организации. Также скандинавские страны согласились пресекать любую деятельность РПК, заблокировать ее активы, не допускать вербовки новых членов в эту организацию и блокировать ее финансирование.
Кроме того, Швеция и Финляндия обязались снять эмбарго на продажу вооружения Турции. Причем снятие эмбарго стало, пожалуй, самым существенным пунктом соглашения, так как остальные пункты размыты и пока не совсем понятен механизм проверки их выполнения.
Еще одним важным пунктом стало обязательство Финляндии и Швеции поддерживать максимально возможное участие Турции и других союзников, не входящих в ЕС, в существующих и будущих инициативах Общей политики безопасности и обороны Европейского союза, включая участие Турции в проекте PESCO — программы ЕС, направленной на более тесное сотрудничество в сфере безопасности и обороны. Ранее Турция получала отказы и блокировалась Грецией в подобных инициативах. Теперь же у страны будет два союзника в Европе, которые пообещали ее поддерживать.
Можно ли назвать уступки Финляндии и Швеции серьезными? Аналитики сходятся во мнении, что скандинавские страны обезопасили себя размытыми формулировками дипломатического характера и отсылками к национальному законодательству и международным соглашениям. Поэтому не стоит полагать, что уже завтра Швеция и Финляндия вышлет всех запрашиваемых лиц. Действительно, вскоре будет запущен соответствующий процесс, но, во избежание потери лица и внутренней критики, власти скандинавских стран смогут попросить курдов и гюленистов покинуть страну, напомнив им об угрозе экстрадиции.
Между тем для реализации пунктов меморандума Турция, Финляндия и Швеция создадут постоянный совместный механизм с участием экспертов профильных министерств, а также разведывательных служб и органов безопасности. На этой неделе министр внутренних дел Швеции Морган Йоханссон посетит Анкару. Скорее всего, будет обсуждаться дорожная карта реализации договоренностей.
Парламент Турции просто напросто не станет ратифицировать вступление скандинавских стран в Североатлантический альянс и двери НАТО для них закроются. Впрочем, Турция добилась самого важного — страна смогла донести до своих союзников по НАТО, что РПК и YPG — это не шуточные угрозы для Анкары. Кроме того, было преодолено вооруженное эмбарго Швеции и Финляндии, а также появилась возможность провести долгожданную встречу Эрдогана с Байденом.
Как заявил в беседе с «Лентой.ру» профессор университета Малтепе (Стамбул) Хасан Унал: «Турция получила все, что хотела». И действительно, достигнутые договоренности можно назвать успехом турецкой дипломатии. И вполне возможно, после этого успеха турецкие власти уже не будут открыто выражать недовольство и претензии, а начнут решать вопросы иными политическими и дипломатическими механизмами.
Вскоре после заключения сделки стало понятно, что серьезное влияние на сговорчивость Турции оказали Соединенные Штаты. Так, британская газета The Guardian сообщила, что в обмен на согласие принять в альянс Швецию и Финляндию США поставят Турции самолеты F-16. «Эрдоган сразу же начал пожинать плоды снятия запрета на вступление Швеции и Финляндии в НАТО, когда администрация Байдена заявила, что поддерживает возможную продажу Турции истребителей F-16», — сообщили журналисты.
Байден встретился с Эрдоганом на саммите НАТО в Мадриде на следующий день после того, как в последний момент было подписано соглашение. На этой встрече и было принято решение о помощи американцев в модернизации турецких военно-воздушных сил, написало издание, ссылаясь на слова помощника министра обороны США по вопросам международной безопасности Селесты Валлэндэр: «Соединенные Штаты поддерживают модернизацию Турцией своего истребительного парка, потому что это вклад в безопасность НАТО и, следовательно, в безопасность Америки (...). Эти планы находятся в разработке. И они должны быть проработаны в ходе процедур по заключению контрактов».
Так, журналисты спросили американского президента, какие заверения по поводу поставок самолетов он дал турецкому коллеге. «Я сказал то, что говорил еще в декабре. Нам следует продать им F-16 и также модернизировать эти самолеты. Не в наших интересах не делать этого», — ответил Байден, напомнив при этом, что подобные сделки должен одобрять Конгресс США.
Что интересно, именно из Конгресса США долгое время направляются сигналы о том, что продажа Турции 40 новых самолетов F-16 и комплектующих для модернизации 80 истребителей не будет одобрена. Но динамика в этом вопросе есть: после начала специальной военной операции Россией США частично изменили свое отношение к Турции и стали более благосклонными. Белый дом даже направил письмо в Конгресс США, в котором заверил американских законодателей в том, что продажа истребителей соответствует интересам страны и сыграет важную роль в усилении НАТО.
Как бы то ни было, издание HaberTürk со ссылкой на источник из турецкой делегации, который был свидетелем встречи Эрдогана и Байдена, сообщило, что американский президент на переговорах пообещал, что по возвращении в Вашингтон будет заниматься решением поставок истребителей F-16 Турции. Также Байден заверил Эрдогана, что будет работать над тем, чтобы сделка была одобрена в Конгрессе США. Сенатор-республиканец Линдси Грэм, представляющий Южную Каролину, подтвердил данную информацию: «Я выступаю за решение администрации Байдена поддержать продажу новых F-16 нашему союзнику по НАТО, Турции».
Также существенную роль в решении турок одобрить вступление Швеции и Финляндии в альянс сыграла сама возможность встречи Байдена с Эрдоганом. Дело в том, что после своего избрания Байден не уделял особого внимания Эрдогану. Более того, их первый телефонный разговор состоялся через три месяца после инаугурации американского президента. Тогда Байден заявил Эрдогану о намерении признать геноцид армян в Османской империи в начале XX века, чего до него не делал ни один президент США, учитывая деликатность вопроса для Турции.
Один из важнейших вопросов, на который обращают внимание в Турции в контексте снятия вето на присоединение Швеции и Финляндии к НАТО, — это вопрос реакции России. В турецком экспертном сообществе есть разное мнение на этот счет: и что Россия никак не отреагирует на шаг своего союзника, и что решение так или иначе аукнется Турции на севере Сирии.
По мнению профессора университета Малтепе (Стамбул) Хасана Унала, согласие Турции на вступление Финляндии и Швеции в НАТО не навредит отношениям с Россией. Он отметил, что на протяжении последнего времени, в том числе с началом спецоперации на Украине, Турция занимала независимую позицию в отношении России и не предпринимала никаких шагов, которые бы противоречили ее национальным интересам.
По мнению Унала, Турция высоко ценит двусторонние отношения, поэтому не станет принимать участие в санкционной и иной конфронтации НАТО с Россией.
И действительно, Турция остается единственной страной Североатлантического альянса, которая не стала присоединяться к антироссийским санкциям. В то же время Анкара продолжает вести бизнес с Москвой, не закрывает свое воздушное пространство для гражданской авиации, ждет российских туристов на своих курортах.
Турция пытается вести сбалансированную политику. И делает это она из прагматизма. На позицию влияют и тесные экономические связи, и большие проекты, такие как «Турецкий поток», который функционирует не первый год, и атомная электростанция «Аккую», которую запустят в будущем году, и большое количество российских туристов, посещающих Турцию, и турецкий строительный бизнес в России.
На днях, выступая в прямом эфире телеканала HaberTürk, представитель президента Турции Ибрагим Калын отметил, насколько отношения Анкары и Москвы переплетены: «Наши отношения с Москвой на таком уровне, что, если мы введем против нее санкции, это навредит Турции больше, чем России».
В то же время профессор университета Малтепе (Стамбул) Хасан Унал признает, что расширение НАТО вызывает озабоченность у России, но отметил, что российская сторона «прекрасно готова к любому шагу альянса и его расширению». Более того, по его словам, Швеция и Финляндия и так принадлежали к Западному миру, поэтому сделка с Турцией по их формальному вступлению в Североатлантический альянс принципиально не изменит ситуацию. Скорее всего, в Москве это понимают, а потому отношения между странами пострадать не должны.