Новые горизонты. В России развивают региональные аэропорты. Как это изменит жизнь миллионов россиян?
12:42, 8 июля 2022Строительство и реконструкция региональных аэропортов, реализуемые по национальному проекту «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры», позволит ввести в строй важные объекты по всей стране уже в 2022 году. Расширение аэропортовой паутины, с одной стороны, будет способствовать развитию внутренних воздушных направлений и придаст импульс экономике регионов, с другой — позволит вывести на должный уровень комфорт и безопасность для пассажиров, многие из которых вынуждены добираться в соседнюю область с пересадкой через Москву.
Первые ласточки
Аэропорты — важнейшие инфраструктурные объекты — имеют огромное влияние на экономическую деятельность регионов. Россия с ее обширными территориями остро нуждается в развитии внутренних воздушных направлений, которые смогут обеспечить транспортную доступность и связанность регионов. Совершенствование государственной политики в области гражданской авиации в конечном итоге приведет к запуску маршрутной сети, которая будет объединять наиболее востребованные магистральные и региональные транспортные потоки.
Решению данной задачи в первую очередь способствует федеральный проект «Развитие региональных аэропортов», который предусматривает проведение реконструкции 62 объектов аэропортовой инфраструктуры (в том числе 42 взлетно-посадочных полос). Стартовала программа в 2019 году, и с учетом изменения экономических реалий ее цели приобрели еще большую актуальность для экономического развития страны.
Комплекс государственных мер по решению ряда инвестиционных и организационных вопросов позволяет регионам получать и осваивать необходимую инфраструктуру. Так, например, в 2022 году будут завершены строительно-монтажные работы в аэропортах в Белой Горе, Депутатском, Вилюйске, Сангаре, Хандыге. В Бегишево будут введены в эксплуатацию вспомогательные объекты аэропортовой инфраструктуры. На Соловках и в Нерюнгри будет полностью завершена реконструкция аэропортов.
Уже заработали в полную силу после реконструкции аэропорт Верхневилюйска, воздушная гавань Баландино в Челябинске, магистральная рулежная дорожка аэропорта Емельяново в Красноярске, воздушный порт в Жиганске, введены в эксплуатацию взлетно-посадочные полосы в аэропортах Олекминск и Нерюнгри. В 2025 году начнется реализация проекта по строительству нового комплекса аэропорта Ижевска. Обновление, а с ним и новые горизонты ожидаются в Мурманске, Чите, Полярном, Усть-Нере, Магадане, Тынде, Бухте Провидения, Марково, Лаврентии и Магнитогорске.
Новые гавани
Развитие авиаперевозок неразрывно связано с состоянием наземной инфраструктуры гражданской авиации, поэтому региональные аэропорты нуждаются в значительных инвестициях в их материально-техническую базу.
Мы будем добиваться того, чтобы не нужно было летать из одного маленького населенного пункта в другой через Москву. Будем делать все для того, чтобы связанность страны была на должном уровне, чтобы граждане наши чувствовали это на себе
Аэропорт Красноярска —один из важнейших авиатранспортных узлов Сибири и Дальнего Востока — получил масштабную реконструкцию магистральной рулежной дорожки. Теперь ее протяженность составляет более 2,5 километра. Такая модернизация позволит аэропорту принимать воздушные суда, взлетная масса которых составляет более 400 тонн, а самолеты не будут толпиться в очереди на руление. За счет реконструкции пропускная способность терминала и взлетно-посадочной полосы была увеличена. Теперь Красноярск готов принимать не 12, а 24 рейса в час, что позволит обеспечить большую загрузку аэропорта и в конечном итоге будет способствовать развитию Красноярского края. Напомним, эта воздушная гавань является одним из крупнейших аэропортов России с пассажиропотоком более 2,5 миллиона пассажиров в год. Регулярные и чартерные пассажирские перевозки осуществляют здесь 20 авиаперевозчиков по 53 направлениям.
Завершен этап модернизации и в Челябинске, где в обновлении нуждались объекты аэродромной инфраструктуры аэропортового комплекса им. Курчатова, известного ранее как Баландино. Выполненные работы позволили увеличить пассажиропоток до 2,5 миллиона человек в год. В аэропорту расширили взлетно-посадочную полосу, реконструировали искусственные покрытия сети рулежных дорожек, увеличили площадь перрона до 257 тысяч кв. метров, которых хватает для размещения 33 самолетов. Также были оборудованы две площадки для обработки воздушных судов противообледенительной жидкостью, а также усовершенствованы объекты радиотехнического обеспечения полетов, заменено светосигнальное оборудование, установлена система огней высокой интенсивности и 22 мачты освещения. Новое оборудование позволяет обеспечить условия для взлета и посадки воздушных судов при любых метеоусловиях. Челябинский воздушный порт, крупнейший на Южном Урале транзитный узел, получил третью категорию ICAO (международной организации гражданской авиации) и стал единственным всепогодным международным аэропортом региона.
Развитие региональной аэропортовой инфраструктуры является одним из стратегических направлений работы в настоящее время. Результатом ее уже к 2024 году станут повышение связанности территорий, улучшение логистики внутри страны и рост экономики регионов-участников проекта
В 2021 году была завершена реконструкция вспомогательной инфраструктуры аэропорта Верхневилюйск в Республике Саха (Якутия). Было завершено строительство аэровокзала пропускной способностью 35 пассажиров в час, расходного склада горюче-смазочных материалов на 240 кубометров, реконструировано ограждение аэропорта с контрольно-пропускным пунктом общей протяженностью 4,5 километра. Этот объект первым в Якутии был включен в «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры».
КПМИ предполагает работу по ряду направлений. Помимо развития аэропортовой инфраструктуры он также предусматривает развитие морских портов, анализ и восполнение пробелов железнодорожной инфраструктуры ключевых транспортных узлов регионов, в том числе развитие железнодорожных подходов к портам и другое.
Полет нормальный
Основными факторами, от которых зависит будущее гражданской авиации в России, остаются фокус на региональных авиаперевозках, поддержка отрасли на фоне беспрецедентного санкционного давления и отечественное самолетостроение. В конце марта указанную проблематику обсуждали на самом высоком уровне — в рамках закрытого совещания президента России Владимира Путина, где в том числе присутствовали министр транспорта Виталий Савельев и министр промышленности Денис Мантуров.
Результатом данной встречи стал разработанный Минпромторгом совместно с Минтрансом программный документ — комплексная программа развития авиационной отрасли до 2030 года. Она предполагает, что отечественная гражданская авиация получит к этому времени более 1000 самолетов и более 760 вертолетов. Речь идет о проектах, реализуемых госкорпорацией «Ростех». Это в первую очередь МС-21, SSJ-100, Ил-114, а также Ту-214 и Ил-96.
По поручению главы государства правительством подготовлена комплексная программа развития авиатранспорта на ближайшие семь лет. Предстоит большая работа по созданию необходимой эффективной инфраструктуры в отрасли. На ее реализацию за этот период планируем направить 770 миллиардов рублей, причем свыше 150 миллиардов поступят в отрасль уже до конца текущего года на обеспечение авиаперевозок
Российские аэропорты вступают в национальный проект «Производительность труда», чтобы ускорить работу. Технологии бережливого производства помогают им сократить издержки, усовершенствовать рабочие процессы, лучше обслуживать самолеты и пассажиров. Сейчас 21 аэропорт участвует в нацпроекте «Производительность труда». Эксперты нацпроекта помогают аэропортам провести дополнительный внешний аудит эффективности производственных и информационных систем. Менеджмент авиапредприятий получает возможность повысить квалификацию на образовательной программе «Лидеры производительности».
В международном аэропорту «Казань» на рейсах лоукостера «Победа» экспертам Федерального центра компетенций (ФЦК) удалось сократить время прохода пассажира от момента получения билета до момента попадания в самолет на 27 процентов (с 26 до 19 минут). Также на 27 процентов (с 41 до 30 минут) сократили сроки обслуживания самолетов, чтобы не получилось такой ситуации, когда пассажиры быстро прошли регистрацию и предполетный досмотр, а самолет при этом не готов. Это важный показатель для авиакомпаний. Чем больше самолет находится в воздухе и чем меньше он стоит на земле — тем больше зарабатывает авиаперевозчик.
Омский аэропорт по итогам совместной работы с экспертами ФЦК на 78 процентов (с 40 до 71 пассажира в час на сотрудника) увеличил пропускную способность одной стойки регистрации, на 21 процент (с 67 до 53 минут) сократил время пребывания пассажиров в терминале — от момента входа в него до момента выхода на посадку, на 38 процентов (с 58 до 80 процентов) повысил уровень удовлетворенности пассажиров.