Силовые структуры
00:03, 19 июля 2022

«Подпишешь признание — и домой» Россиянин с инвалидностью год провел в СИЗО за чужие убийства. Кто сломал ему жизнь?

Владимир Седов (Редактор отдела «Силовые структуры»)
Фото: Алексей Куденко / РИА Новости

В Татарстане осудили троих экс-полицейских, по вине которых дело о жестоком убийстве семьи сельских жителей приняло неожиданный оборот. Пока настоящий убийца вместе со своим сообщником несколько лет оставался на свободе, сотрудники МВД на год отправили в СИЗО невиновного человека с инвалидностью. Полицейские хитростью заставили мужчину дать нужные показания, обещая взамен свободу. При этом месяцы в изоляторе стали для россиянина фактически смертным приговором: у него развилась опухоль мозга, и он не дожил до приговора тем, кто сломал ему жизнь. Подробности громкого дела выясняла «Лента.ру».

27 июня стало известно, что суд признал виновными в серии преступлений подполковника МВД Алмаза Шакирова, замначальника полиции по оперативной работе Бавлинского района Татарстана, его подчиненного, оперативника Фаниса Салаватова, и следователя МВД Ильнура Назмутдинова.

Им вменялось получение взяток, воспрепятствование правосудию и понуждение свидетеля к даче ложных показаний. Всех троих Бавлинский городской суд признал виновными: Шакиров получил 8,5 года, Назмутдинов — 9 лет, Салаватов — 9,5 года лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.

Разбирательство по уголовному делу из 17 томов длилось около полугода. Никто из подсудимых своей вины не признал. В ходе судебных прений все фигуранты давили на жалость — рассказывали об оставшихся без их попечения женах и детях, а также напоминали, что отдали службе в органах правопорядка многие годы.

Впрочем, этих слов бывших полицейских уже не слышал обладавший инвалидностью Абузар Гафуров: он умер незадолго до приговора. По вине Алмаза Шакирова и его подчиненных Гафурова незаконно отправили на целый год в СИЗО, где его и без того слабое здоровье было подорвано окончательно.

Автомобиль вместо операции

Все началось весной 2016 года: тогда жители татарского села Новые Чути 57-летний Рим Мухаметгалин и 59-летняя Людмила Джума встретились со старым знакомым из башкирского города Октябрьский 47-летним Сергеем Груняхиным и его 36-летним двоюродным братом Вячеславом Кекселем.

Как позже установило следствие, Груняхин и Кексель попросились пожить у Мухаметгалина и Джумы взамен на помощь по хозяйству. У двоюродных братьев не было постоянного места жительства в Татарстане с тех пор, как Груняхин из-за долгов лишился квартиры.

Впрочем, приютившая их пожилая чета тоже жила небогато — в основном на пенсию Людмилы. Самым ценным имуществом пары был подержанный автомобиль Renault Megane: Мухаметгалин купил его за 250 тысяч рублей незадолго до приезда Груняхина и Кекселя.

Новые постояльцы в доме Рима и Людмилы оказались к месту. Хозяина временно лишили прав, а потому он договорился с Сергеем Груняхиным, что тот будет семейным водителем, и вписал его в полис ОСАГО. Так Груняхин и его брат стали помощниками по хозяйству в доме Мухаметгалина и его жены.

Но через некоторое время Груняхину это надоело, и он стал уговаривать брата уйти от хозяев. Правда, им нужны были деньги на жизнь. Тогда Сергею и пришла в голову идея продать Renault Megane на авторынке, поскольку он был вписан в полис ОСАГО, а затем сбежать. Проблема была в том, что ключи от машины ее владелец Мухаметгалин всегда носил при себе.

«Убивали их страшно»

Братья быстро разработали план по захвату иномарки. Они решили напоить супругов водкой, а когда те заснут, забрать ключи от машины и уехать. Груняхин и Кексель заранее договорились, что продадут Renault Megane в городе Октябрьский любому торговцу автомобилями.

Вечером 16 апреля 2016 года Груняхин достал бутылку и сказал, что было бы здорово выпить за здоровье хозяина. Но рюмка шла за рюмкой и вот уже Сергей вместе с Римом стали обсуждать насущные вопросы. Разговор зашел о том, кто и за чей счет живет в доме, кто лучше, а кто хуже. Пошли обидные высказывания, и в итоге застолье закончилось ссорой.

Когда Мухаметгалин вместе с женой лег спать, Кексель по сигналу брата вышел из дома и стал следить за периметром — согласно плану, уехать надо было незаметно для соседей, чтобы не оставить свидетелей. Тем временем Груняхин должен был найти ключи от Renault Megane, но в ходе поисков рука нетрезвого мужчины нащупала топор.

По данным источника в правоохранительных органах, изначально Груняхин не собирался убивать Людмилу, но понимая, что он уже совершил особо тяжкое преступление, решил не оставлять опасного свидетеля в живых. Сергей нанес Джуме больше двух десятков ударов ножом и топором: он бил до тех пор, пока женщина не перестала подавать признаки жизни.

Когда окровавленный Груняхин вышел из дома, то своим видом шокировал брата. Убийца переоделся, закрыл дверь в дом и повесил на петли замок. После этого мужчины завели автомобиль и уехали. На следующий день родственники долго не могли дозвониться до супругов, хотя обычно Мухаметгалин и Джума всегда были на связи.

Когда близкие приехали к дому, то поняли, что случилось страшное. Братья убитого Рима вспоминали, что им пришлось срочно увести с места расправы мать Мухаметгалина: она едва не скончалась от горя.

«Он и топором-то не владеет»

Двойное убийство шокировало жителей села Новые Чути. На месте преступления сразу же начали работу сотрудники силовых ведомств. А в республиканском главке МВД потребовали бросить все силы на поиск убийц.

К удивлению селян полицейские быстро пришли к тому, что главный подозреваемый в расправе — инвалид второй группы 49-летний Абузар Гафуров, которого хорошо знали в Новых Чутях. Мужчину с особенностями развития задержали и доставили на допрос уже 30 апреля. Местные жители и родственники Гафурова стали протестовать, сразу заявив об ошибке.

Подозреваемого описывали, как недалекого, но очень спокойного, дружелюбного и безобидного человека. Гафуров был женат, они с супругой растили ребенка, а большую часть времени Абузар занимался хозяйством.

Между тем сотрудники полиции в качестве доказательств предоставили следствию признательные показания подозреваемого. Из них следовало, что мотивом двойного убийства были две тысячи рублей, которые супруги заняли у Гафурова больше месяца назад, но так и не отдали.

В полиции утверждали, что Гафуров, человек с ограниченными возможностями, затаил злобу, и когда Мухаметгалин с женой уснули, пробрался к ним в дом и зарубил их. При этом показания соседей о мужчинах, которые жили на территории убитых, и слова родственников о пропавшей машине, которую так и не нашли, полицейские почему-то в расчет не приняли.

Примечательно, что через неделю Гафуров отказался от своих показаний, сообщив, что полицейские обманули его. По его словам, сотрудники МВД обещали отпустить его, если он скажет то, что они просят.

Дело Гафурова буксовало. Прокуратура всякий раз возвращала его обратно следователям, отмечая, что одних лишь признаний для утверждения обвинительного заключения недостаточно. В надзорном ведомстве подчеркивали, что на одежде, топоре и ноже, изъятых в доме Гафурова, нет никаких следов убийства.

Хотя его дело не двигалось, Гафуров провел в изоляторе целый год. Под домашний арест его выпустили лишь 30 апреля 2017 года после того, как выяснилось, что у него развилась опухоль мозга, что для него было фактически смертным приговором. А пока он находился в СИЗО, реальных убийц никто не искал.

«Машина оказалась у перекупщика»

А что же похищенная машина убитых? Родственники погибшего Рима Мухаметгалина пытались понять, куда она делась — ведь это была единственная ценная вещь в семье.

По словам перекупщика Вафина, Рим якобы привез ему Renault Megane, пояснив, что нуждается в операции по установке пластины. Эти слова показались следствию правдоподобными — операция Мухаметгалину в самом деле была нужна. Но братья убитого утверждали, что Риму должны были сделать ее в порядке очереди.

При этом в случае необходимости они были готовы помочь ему деньгами. По их словам, Рим купил автомобиль в марте — за несколько недель до трагедии. И продавать его не было смысла.

Между тем через три года после двойного убийства за дело взялись сотрудники первого следственного управления СКР по Татарстану. Следователи выяснили, что подпись Рима Мухаметгалина на документе о продаже Renault Megane была поддельной. В 2019 году перекупщика Наиля Вафина вызвали на повторный допрос.

Как только ему предоставили доказательства того, что подпись поддельная, Вафин понял, что его дела плохи, и начал сотрудничать со следствием. Он сознался, что автомобиль ему продали двое мужчин, которые объяснили, что делают это ради родственника, которому срочно понадобились деньги на операцию.

Перекупщик Вафин пояснил, что при себе у продавца были все необходимые документы, а он сам был вписан в ОСАГО. Наиль рассказал, что проверил Renault Megane по полицейским базам и не нашел ее среди угнанных, а потому приобрел за 235 тысяч рублей, не чуя никакого подвоха.

Между тем оказалось, что еще в мае 2016 года, всего через месяц после двойного убийства в Новых Чутях, новый владелец Renault Megane позвонил Наилю Вафину с претензией: «Ты продал мне криминальный автомобиль!» И тогда перекупщик решил действовать.

«Оснований для розыска автомобиля нет»

Вафин позвонил Грудяхину, но тот уже не отвечал. Как позже установит следствие, убийца вместе с Кекселем прогуливал вырученные от продажи машины деньги. Почуяв неладное, перекупщик отправился в Новые Чути и поинтересовался у соседей, где он может найти Рима Махметгалина.

Те рассказали ему о трагедии и посоветовали иногда читать новости. Понимая, что он невольно помог сбыту кровавой добычи, Вафин связался со знакомым следователем Ильнуром Назмутдиновым и рассказал о ситуации.

Правда, перекупщика волновал не столько поиск убийцы, сколько решение проблемы с автомобилем — как снять арест с Renault Megane?

Следователь Назмутдинов с пониманием отнесся к проблеме Вафина, но сразу дал понять — бесплатно вопрос решить не получится. Вскоре Вафин оказался у оперативника Фаниса Салаватова, которому он честно рассказал о том, как именно к нему попала машина и что он понятия не имел об убийстве.

Оперативник Салаватов успокоил Вафина, сообщив, что настоящий убийца семьи уже пойман и находится в СИЗО. Он предложил Вафину решить проблему с автомобилем: нужно было лишь дать показания о том, что автомобиль перекупщику продали не Груняхин с Кекселем, а сам Рим Махметгалин в день убийства.

Оперативник отметил, что другими путями снять арест с Renault Megane невозможно. Причем за такую «помощь» полицейские потребовали у перекупщика 100 тысяч рублей. Правда, у Вафина с собой было лишь 60 тысяч. Подумав, полицейские согласились и на эту сумму.

Так машина, ставшая причиной кровавой расправы над супругами в Новых Чутях, в одно мгновение лишилась своей криминальной истории. По данным СМИ, в августе 2016 года, через несколько месяцев после случившегося, Вафин случайно встретил Сергея Груняхина на улице в Октябрьском.

Перекупщик предложил убийце сесть в машину и поговорить, а сам написал сообщение следователю Назмутдинову. При этом Груняхин вел себя спокойно и якобы в тот же вечер к нему приехали оперативники, с которыми он пообщался. Той же осенью Вафина вызвали на допрос в СКР и попросили дать показания на полиграфе.

Тогда Наиль спросил у знакомых полицейских, как ему быть, те ответили, что менять показания не нужно. Позже перекупщику пришлось отдать следователю Назмутдинову еще 100 тысяч рублей, о чем он рассказал в ходе судебных заседаний.

«Убивал, но без жестокости»

Сергея Груняхина и Вячеслава Кекселя по подозрению в двойном убийстве задержали лишь в 2019 году. СКР предъявил им обвинение по статьям 158 («Кража, совершенная по предварительному сговору, с причинением значительного ущерба») и 105 («Убийство двух лиц с особой жестокостью») УК РФ.

Оба задержанных дали признательные показания. 36-летний Кексель активно сотрудничал со следствием и, поскольку он не участвовал в расправе над супругами, ему пришлось отвечать только за кражу автомобиля. На время следствия его даже не стали отправлять в СИЗО, оставив под домашним арестом.

Кексель пояснял, что убивать семью они с братом не хотели. К трагедии привела совокупность факторов: водка, ссора и попавшийся брату топор. Груняхин также не отрицал своей вины в инкриминируемых ему преступлениях. На все вопросы судьи Николая Губина обвиняемый отвечал четко и по-военному, часто используя выражение «так точно». Груняхин был согласен со всем и возмутился лишь однажды, узнав, что его обвиняют в убийстве с особой жестокостью.

Суд приговорил Груняхина к 20,5 года колонии строгого режима. Несколько раз он подавал апелляцию в различные инстанции, требуя смягчения приговора, но успеха не добился. Его родственник и сообщник Кексель благодаря активному сотрудничеству со следствием отделался условным сроком в 2,5 года.

«Все произошло из-за следователей»

В сентябре 2019 года были арестованы замначальника полиции Бавлинского района Алмаз Шакиров и его уже уволенные к тому времени подчиненные: экс-следователь Ильнур Назмутдинов и оперативник Фанис Салаватов.

Алмаз Шакиров

Им вменялись преступления по статьям 286 («Превышение должностных полномочий»), 290 («Получение взятки»), 294 («Воспрепятствование осуществлению правосудия») и 309 («Принуждение к даче показаний») УК РФ. Персонально подполковнику Шакирову также вменили статью 292 («Служебный подлог») УК РФ.

Дело в том, что он направил в информационный центр МВД письмо о снятии с розыска Renault Megane убитого Рима Мухаметгалина. Впрочем, несмотря на столь солидный набор статей, никто из фигурантов свою вину не признал.

Что касается инвалида Абузара Гафурова, отсидевшего больше года в СИЗО за чужие убийства, то в конце 2019 года он подал иск и потребовал 5 миллионов рублей компенсации за его помещение под стражу. Гафуров оценил каждый день своего пребывания в СИЗО в 15 тысяч рублей.

Бавлинский горсуд гражданский иск Абузара Гафурова удовлетворил частично — ему присудили 850 тысяч рублей в счет компенсации морального вреда.

< Назад в рубрику