69-я параллель
18:59, 21 июля 2022

Белого медведя с застрявшей в пасти банкой сгущенки спасли. Что известно об операции, за которой следила вся Россия?

Сергей Истомин (Редактор отдела «Россия»)
Фото: Telegram-канал Светланы Радионовой

На острове Диксон, что в Красноярском крае, спасли белого медведя, у которого в пасти застряла банка сгущенки. Из-за оставленного рабочими в Арктике мусора хищник оказался на грани гибели от жажды и голода. Молодой зверь сам вышел к людям, но был слишком напуган, чтобы кто-то смог вытащить банку, в которой оказался зажат его язык. После этого в Диксон вылетели специалисты из Москвы, однако добраться до места было не так легко. За операцией по спасению животного следила вся страна. Как удалось помочь медведю и что его ждет теперь — в материале «Ленты.ру».

***

О том, что на острове Диксон белый медведь с застрявшей в пасти банкой вышел к людям, стало известно в среду, 20 июля. Животное было в отчаянии, исхудало, его шатало из стороны в сторону, и местные жители поняли, что, подойдя так близко к людям, он просит помощи. Хотя сначала испугались.

Напуган был и сам медведь, к людям приблизиться он так и не решился — постоял на ступеньках и ушел прочь.

Этот случай привлек внимание Росприроднадзора. Глава ведомства Светлана Радионова опубликовала видео с медвдедем и заявила, что в столице срочно собирают группу, чтобы помочь хищнику.

«Надо спасать краснокнижное животное, которое находится на грани смерти. Срочно собираем заседание рабочей группы. Мы уже нашли специалистов: на помощь обессиленному зверю сегодня вылетят ветеринары из Москвы. Сейчас решаем вопрос с транспортом. Чтобы удалить банку, животное придется обездвижить, на что мы незамедлительно выдаем разрешение», — написала она в своем Telegram-канале.

Однако все оказалось не так просто. Как выяснила Baza, еще в самом начале возникли проблемы с пневматическим ружьем, из которого зверя должны были усыпить.

Без того, чтобы погрузить хищника в сон, извлечь банку не получилось бы, поэтому план был — выстрелить в него дротиком со снотворным. Однако стреляют такие ружья с помощью баллонов с углекислым газом, а в самолетах перевозить такие баллоны запрещено.

Оказалось, что и в Диксоне необходимых баллонов нет, поэтому ветеринары должны были «ненадолго превратиться в инженеров» и приспособить к ружью те баллоны, которые есть в наличии.

«Не подпускает! Я к нему — он от меня»

Пока специалисты ждали, когда буря стихнет, местные пытались помочь медведю самостоятельно.

Также появилось видео, на котором медведь совсем близко подошел к людям: зверь просунул морду между реек веранды и даже дал человеку возможность попытаться снять банку.

Больше медведь никому не дал приблизиться к себе. В какой-то момент его и вовсе потеряли: площадь острова Диксон составляет около 25 квадратных километров, и даже такого большого зверя, как белый медведь, там разыскать не так уж легко. Снова обнаружили его на расстоянии десятка километров от населенного пункта. Он ушел от людей и больше к жилью не приближался.

Клетка и 50 кило рыбы

Тем временем у группы специалистов, которая была на пути в Диксон, возникли новые трудности, теперь — с погодой.

От Москвы до Диксона по прямой — менее трех тысяч километров, но самолеты летят только до Норильска, после чего надо пересаживаться на вертолет. Специалисты, в числе которых ветеринар Московского зоопарка Михаил Альшинецкий, первую часть пути проделали без труда, но в Норильске застряли: из-за шторма вертолетам подниматься в воздух было опасно.

По словам местных жителей, к тому времени у пострадавшего краснокнижного медведя уже начали трястись задние лапы.

Но его ждала и хорошая новость: команда из Москвы везла ему вместе со специальной клеткой 50 килограммов рыбы, чтобы он мог восполнить силы, пока не может охотиться.

«Может возникнуть сепсис»

Состояние медведя продолжало ухудшаться — выяснилось, что животное не ело и не пило четыре дня, хищник еще сильнее исхудал и обессилел, он просто лег на камни.

«Он лежит в камнях. Уже худой, видно — кожа висит, ножки трясутся задние. Четыре дня не ел, не пил — конечно, ему тяжко», — сообщил местный житель.

Ветеринар Сергей Буравель рассказал, что самая главная опасность — обезвоживание, хоть даже в таком исхудавшем виде подкожного жира у медведя должно быть достаточно для выживания. Но из-за банки у него могут начаться и другие проблемы. Она, скорее всего, повредила пасть животного, и зверь из-за стресса мог пытаться самостоятельно достать ее, что могло еще сильнее усугубить травму.

«Может возникнуть сепсис, нагноение раны. Но не стоит забывать, что животные в дикой природе, особенно медведи, демонстрируют очень высокий уровень выживаемости благодаря жизни в суровых условиях. Я думаю, что врачи успеют оказать необходимую помощь», — отметил Буравель.

Один выстрел

Специалисты добрались до Диксона вечером 21 июля. Очень быстро стало известно, что они без труда нашли медведя, выстрелили в него снотворным и спасли.

«Медведя обнаружили в трех километрах от аэропорта Диксона, — написала глава Росприроднадзора Радионова. — Специалистам удалось погрузить его в сон с первого выстрела. Буквально в течение десяти минут животное было обездвижено, а банка успешно удалена. Сейчас ветеринар обрабатывает язык, на нем множество порезов».

Оказалось, что это не медведь, а медведица — молодая самка весом всего 80-90 килограммов.

В Росздравнадзоре сообщили, что несколько дней за спасенным зверем будут наблюдать.

***

«В 90-е, когда уезжали люди и останавливали работу предприятия, Арктику постепенно захламляли брошенные, проржавевшие трактора и цистерны, остовы морских судов и скелеты полуразрушенных зданий, строительный мусор, следы от разлива топлива, — объясняет Радионова причины произошедшего. — Только в прибрежной зоне Северного Ледовитого океана скопилось около 12 миллионов бочек! Со временем случилось так, что дикие животные теперь живут в окружении опасных отходов, которые остались от человека».

Она отметила, что только в 2000-е годы встал вопрос о том, как найти баланс между экономическим развитием Арктики и сохранением северной природы, и сейчас правительство занялось решением проблемы: объявило «генеральную уборку».

«Надо понимать, что это комплексная многолетняя работа — существенно очистить Север. На это уйдет несколько лет», — отметила она.

Но после спасения белого медведя нужно сделать и еще кое-что — на таком же уровне организовать помощь людям на далеком арктическом острове. По словам главы совета депутатов населенного пункта Александра Сергеева, в поселке, где живут и работают 300 человек, нет ни одного медицинского работника, а здание амбулатории закрыто.

По его словам, едва ли не самое технологичное оборудование на острове — клизма и градусник.

< Назад в рубрику