Экономика
00:01, 1 августа 2022

Деньги из воздуха. Миллионы людей пытаются зарабатывать во сне, на отдыхе или во время пробежки. Кто на этом наживается?

Софья Ермакова (Редактор)
Изображение: Stepn

Последний год в мировой криптоиндустрии ознаменован взрывной популярностью игр, позволяющих зарабатывать без трат на дорогостоящее оборудование для майнинга и покупки токенов: формат под названием do-to-earn («делай, чтобы зарабатывать») требует от пользователей только времени и внимания. Участникам предлагается проходить обучение, играть в видеоигры и даже просто прогуливаться или спать в обмен на цифровые деньги. Главное, что затем их можно конвертировать в реальные — к примеру, на Филиппинах тысячи людей уже отказались от работы в пользу такого дохода. Однако эксперты напоминают, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке, и призывают не увлекаться новым видом игр, несмотря на обещания разработчиков. Цифровая ловушка — в материале «Ленты.ру».

Время — деньги

Приложения, соединяющие в себе игровой формат и возможность заработка, аналитики уже объединили в целую отрасль — GameFi (комбинация англ. game — игра и finance — финансы). Первыми среди таких проектов популярность завоевали именно блокчейн-игры — многие из них переманили аудиторию традиционных видеоигр. Виртуальная игровая среда экосистемы GameFi имеет сложную внутреннюю экономику: ее инструментами являются криптовалюта, невзаимозаменяемые токены (NFT; записанное в блокчейне право собственности на виртуальный объект в интернете) и сама технология блокчейна.

Иногда, как и в обычных онлайн-играх, для участия в блокчейн-игре новые пользователи должны купить виртуальные атрибуты — к примеру, персонажа и оружие, но участие в ней является бесплатным. Этим формат «играй, чтобы зарабатывать» отличается от модели «плати и играй», характерной для традиционного гейминга, — во втором случае средства необходимо внести уже на этапе получения доступа к игре: например, один из лидеров рынка Call of Duty требует оплаты лицензий или подписок. В процессе развлечения ни на какую финансовую выгоду рассчитывать тем более не стоит.

Проекты play-to-earn предлагают совершенно другие условия. Выполняя задания, участвуя в сражениях с другими персонажами и проходя уровни в игре, пользователи могут зарабатывать ликвидные награды — криптовалюту (обычно это токены, выпущенные создателями игры и принадлежащие проекту) или те же внутриигровые активы в виде NFT, которые можно приобрести за деньги (виртуальные земли, аватары, оружие, костюмы).

Токены можно обменять на другие цифровые или фиатные валюты, а предметы — продать на криптобиржах и NFT-маркетплейсах. Кроме того, получаемые в качестве вознаграждения монеты имеют специальное применение в игре, что побуждает пользователей возвращаться снова и снова. Выигранные активы также добавляют игрокам преимущества, позволяющие зарабатывать более крупные вознаграждения.

«Раньше игровые персонажи и предметы представляли собой ценность, но их перепродажа и реализация были сложным процессом, так как централизованно контролировалась выпускающей игру компанией. Сегодня блокчейн-технологии и концепция Web3 нацелены на демократизацию создания, владения и продажи ценностей, которыми распоряжается пользователь», — объясняет директор российского сегмента крупнейшей в мире криптобиржи Binance Владимир Смеркис.

Что такое Web3?

Находящееся на стадии зарождения третье, децентрализованное поколение интернета, основанное на блокчейне и экономике токенов. Противопоставляется предыдущей версии Всемирной паутины, где данные и контент централизованы в небольшой группе компаний — Большой четверке (Google, Amazon, Facebook, Apple). Web3 призвано усилить безопасность данных и конфиденциальность пользователей. Термин был придуман в 2014 году соучредителем Ethereum Гэвином Вудом.

Пользователи приложений Game-Fi также могут получать пассивный доход от стейкинга (хранения токенов) или путем предоставления своих игровых активов в аренду другим игрокам. Одной из самых популярных игр формата «играй и зарабатывай» является Axie Infinity, разработанная вьетнамской студией Sky Mavis в 2018 году. Игроки участвуют в ежедневных квестах и битвах с другими игроками, используя своих NFT-питомцев (Axie) и получая токены за победы.

В августе 2021 года месячная выручка компании-владельца превысила 350 миллионов долларов, а к октябрю ежедневное количество активных игроков приблизилось к двум миллионам (более 40 процентов из них — филиппинцы). Игра имеет два внутренних токена — SLP (Smooth Love Potion) c капитализацией 205,5 миллиона долларов и AXS (Axie Infinity) общей стоимостью 1,4 миллиарда долларов. По-настоящему оглушительную популярность приложение снискало на Филиппинах. В 2020 году, когда весь мир накрыла пандемия, границы закрылись, а люди начали терять работу, предприимчивые филиппинские криптоэнтузиасты начали создавать гильдии, предлагая обычным пользователям заработать на играх play-to-earn, рассказал основатель международного маркетингового WEB3-агентства BlockHype Альфред Хамзин.

Каждая блокчейн-игра имеет уникальную экономику, позволяющую создателям получать прибыль. Чаще всего владельцы проекта зарабатывают, взимая комиссию за транзакции внутри экосистемы. 
В частности, создатель Axie Infinity — студия Sky Mavis получает комиссию 5,25 процента за продажу NFT на ее маркетплейсе (на сторонних платформах реализация невозможна). Такой формат игр имеет экономический потенциал, так как обеспечивает пользовательский интерес: игроки могут напрямую обменивать свое внимание и время на деньги разработчика игры и их инвесторов, считает старший аналитик российского агрегатора криптообменников Bestchange.ru Никита Зуборев. «Пока лудомания остается одним из главных пороков современности, эта ниша будет стабильно развиваться и дальше», — подчеркнул эксперт.

Идеальный досуг

На фоне успеха децентрализованных игр стали появляться блокчейн-платформы, предлагающие заработок за менее энергозатратные и порой даже примитивные виды активности, — все многообразие таких проектов объединили под названием do-to-earn («делай, чтобы зарабатывать»).
К примеру, одним из инструментов маркетинга в криптоиндустрии стал формат learn-to-earn («учись, чтобы зарабатывать»), предлагающий вознаграждение за изучение информации о каком-либо новом токене (обычно в виде самого этого токена). Такие проекты выгодны с маркетинговой точки зрения сразу двум сторонам, участвующим в их запуске, — аудиторию привлекают и владельцы платформ, где пользователи проходят обучение, и сами создатели криптовалют.

Возможность узнавать о новых токенах, получая вознаграждение, уже появилась на нескольких крупных централизованных биржах, в частности — на Binance и Coinbase, крупнейшей американской площадке. На платформе Coinbase Earn потенциальным инвесторам доступы обучающие видеоролики и статьи, после знакомства с которыми необходимо пройти тест для закрепления полученных знаний. За успешное тестирование пользователь получает криптовалюту.

Проект Binance Learn, в свою очередь, позволяет обучаться только зарегистрированным пользователям — таким образом, чтобы получить доступ к награде, необходимо завести учетную запись. Как и на Coinbase, здесь необходимо посмотреть видео и пройти тест — тогда площадка пришлет вам ваучер на токены, которые нужно использовать в течение 14 дней. Безусловно, сколотить состояние таким способом не получится, однако обучение и заработок на таких платформах занимают относительно мало времени.

Однако по неочевидным причинам гораздо более доходными оказались проекты, обещающие заработок за выполнение действий, полезных и приятных лишь самому пользователю. Их экономика гораздо менее прозрачна, чем в случае с learn-to-earn. Владельцы приложения получают прибыль от стартовой покупки NFT, которая позволяет пользователю начать игру, комиссий за их продажу внутри экосистемы и приобретения дополнительных функций, увеличивающих доход участника.
Из последующей активности клиентов — пения, бега, сна и прочих видов активности — они априори не могут извлечь никакой выгоды. В то же время пользователям обещают полную окупаемость всех инвестиций.

Чаще всего в разделе «О проекте» основатели выступают «за все хорошее и против всего плохого», указывая среди целей, к примеру, повышение благополучия своих клиентов и улучшение состояния окружающей среды.
В частности, так работает Sing To Earn, с помощью которого создатели стремятся «побудить пользователей вести более здоровый образ жизни, уменьшить глобальное потепление, развить финансовую независимость и повысить уверенность в себе». Для этого пользователям предлагается приобрести NFT-микрофон, петь в него от 4 тысяч слов в день и получать на свой кошелек вознаграждение в виде BNB (Binance Coin, токен криптобиржи Binance).

Аналогичное приложение SleeFi обещает деньги за сон. Чтобы начать зарабатывать, клиент должен обзавестись одной из четырех видов NFT-кроватей. Каждый тип кровати рассчитан на определенную продолжительность сна, и пользователю нужно выбрать подходящий. Перед сном приложение попросит включить таймер, а по пробуждении — завершить отсчет времени. Чем ближе продолжительность вашего сна окажется к установленному промежутку времени, тем больше токенов вы получите. Например, если вы купили кровать типа Long и легли спать в 00:00, то поставить будильник нужно на 6:30-9:00, чтобы попасть в заданный диапазон. Заработок начисляется в монетах, принадлежащих проекту: SLFT (SleeFi Token).

Двигайся, чтобы зарабатывать

Безусловным лидером отрасли стал проект Stepn, работающий по принципу move-to-earn — «двигайся, чтобы зарабатывать». Пользователи приложения получают токены за бег или ходьбу на определенной скорости. Чтобы начать зарабатывать, нужно приобрести NFT-кроссовки нужного типа. Всего их четыре: Walker для ходьбы на скорости от 1 до 6 километров в час, Jogger (4-10 километров в час), Runner (8-20 километров в час) и Trainer. При покупке последнего типа криптовалюта начисляется за ходьбу и бег на любой скорости.

Купить кроссовки можно в приложении или NFT-маркетплейсах за криптовалюту Solana (SOL); в верхней точке, достигнутой 28 апреля, минимальная стоимость кроссовок доходила до 1669 долларов (более 120 тысяч рублей по курсу на обозначенную дату). У пользователей также есть возможность покупать или продавать виртуальные объекты с рук внутри экосистемы.

120 000
рублей
стоили самые дешевые кроссовки Stepn 28 апреля

За ходьбу и бег начисляется токен проекта — GST. Он имеет применение внутри приложения — им можно оплачивать «ремонт» кроссовок и их «прокачку», повышая стоимость объекта и приносимый доход. Эмиссия GST не ограничена. Уровень заработка в приложении зависит от нескольких параметров: класса кроссовок, их редкости, уровня прокачанности и возможность «минтить» (mint), то есть «скрещивать» кроссовки друг с другом для создания новых.

По заявлению одного из создателей курсов по заработку в Stepn, вложение немногим более тысячи долларов при верной стратегии полностью окупится уже через 48 дней

Схема такова: инвестировать 1070 долларов, за шесть дней прокачать свой NFT до девятого уровня, что позволит выйти на ежедневный заработок в 25 долларов — и уже через 42 дня расходы удастся покрыть. Обменять заработанные GST тоже можно прямо в приложении — на SOL или USDT (Tether, привязанный к стоимости доллара стейблкоин).

Проект Stepn был создан в августе 2021 года австралийской финтех-компанией Find Satoshi Lab, которой владеют два специалиста криптовалютной и игровой индустрий Джерри Хуан и Ян Рон. Уже через пять месяцев бизнесменам удалось привлечь 5 миллионов долларов от 16 венчурных фондов, а в приложении ежедневно регистрировались десятки тысяч пользователей. Из-за притока пользователей в Telegram даже был создан список ожидания, в начале мая там числилось 200 тысяч человек.

В начале апреля об инвестициях в Stepn объявило подразделение по развитию стартапов крупнейшей в мире криптобрижи Binance — Binance Lab. Через месяц о проекте написали Forbes USA и Techcrunch, а его реклама заполонила крупные Telegram-каналы и Instagram-блоги (соцсеть запрещена в РФ; принадлежит корпорации Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена). Stepn запустил рекламную кампанию даже в Махачкале, где открылся киоск по продаже NFT-кроссовок. 

Как рассказал Techcrunch сооснователь проекта Джерри Хуан, в мае приложение приносило от 3 до 5 миллионов долларов чистой прибыли от комиссий в день, а общий доход составлял до 100 миллионов долларов. Американский Forbes 12 мая заявил, что на тот момент у Stepn было 2,3 миллиона активных пользователей. Наибольшую популярность проект снискал в США, Японии и Европе. 

Ажиотаж вокруг заманчивого способа заработка затронул и Рунет: например, на «Авито» сформировался целый раздел, посвященный игре и виртуальным кроссовкам. Российские пользователи начали «прокачивать» NFT-объекты и продавать их за рубли — по данным Forbes, к началу июня стоимость виртуальных кроссовок на платформе доходила до 150 тысяч рублей. На «Авито» стали продавать и услуги по оказанию помощи в регистрации, и коды для авторизации в приложении, и даже обучающие курсы по заработку.

Хотя игроки зарабатывают в токенах GST, главной криптовалютой проекта, отражающей его успешность, является GMT (другое название — Stepn). Монета представляет собой «токен управления», или гавернанс-токен — так называют актив, держатели которого могут участвовать в принятии решений о развитии блокчейн-проекта. По сути он является аналогом обычных акций, размещаемых на бирже. Чтобы поддерживать стоимость GMT, их количество в обороте постоянно уменьшают — монеты «сжигаются», например, при создании новых кроссовок. Общее предложение GMT уменьшается вдвое каждые три года. Узнать количество токенов можно на странице смарт-контракта (заложенный в код блокчейна алгоритм, который отслеживает и обеспечивает исполнение сделок) Stepn. На пике стоимости токена (3,8 доллара) рыночная капитализация GMT достигала 2,4 миллиарда долларов.

Грамотный маркетинг также помогал Stepn поддержать цену GMT. Например, покупателям предлагалось приобрести не сами кроссовки, а обувную коробку (shoebox) — в ней мог оказаться виртуальной объект любой стоимости, а зачастую и два кроссовка по цене одного (обычно NFT продаются по одному, а не парой). Так, один участник тематического форума Reddit в мае купил коробку за 16 SOL и получил пару кроссовок. Другой маркетинговый инструмент — ограниченная регистрация в игре. Стать участником проекта и купить NFT можно только при наличии специального кода. Ежедневно владельцы проекта публикуют тысячу таких комбинаций в своих сообществах в Telegram, Discord или Twitter. Игроки также могут приглашать в приложение своих друзей, делясь кодом, и продавать его в соцсетях (однако в последнем случае велик риск нарваться на мошенников).

Начало конца

Тем не менее по состоянию на 21 июля стоимость GMT обвалилась почти в четыре раза (до 0,97 доллара) от максимального уровня, а GST — в 150 раз. Самые дешевые кроссовки Stepn на NFT-маркетплейсе OpenSea теперь можно купить за 0,99 SOL — около 40 долларов, или 2200 рублей по текущему курсу.

в 4 раза
упал за 3 месяца токен GMT

Механизмы поддержания стоимости, заложенные авторами проекта, не оправдали себя. Проект погубила его собственная популярность: вместо того, чтобы пользоваться токенами GST внутри игры, пользователи активно конвертировали их в GMT («акции») в надежде на его дальнейший рост, особенно после весеннего ралли, когда он вырос более чем на 130 процентов за две недели. К концу мая стало очевидно, что GST слишком быстро падает, а предложение слишком стремительно увеличивается.

Тогда разработчики сделали очень необычный для рынка ход, выпустив тот же токен на новом блокчейне. Изначально запущенный в сети Solana GST разместили в сети Binance (BSC) по цене, гораздо выше прежней.
К удивлению аналитиков, увлеченные пользователи начали скупали NFT-кроссовки в новой сети. Стоимость токена в старой сети Solana, разумеется, сразу обвалилась (вместе с доходом пользователей, зарабатывающих в GST). Каким бы дерзким ни было это решение, на какое-то время оно позволило сохранить высокую доходность Stepn.

Однако на этом этапе проект поджидали новые трудности: под давлением китайских властей компании-владельцу пришлось прекратить работу с пользователями из КНР (в стране действует официальный запрет на криптовалюты). Это привело к оттоку большого числа игроков, а затем к панической распродаже среди держателей токена GMT с инвестиционной целью, объяснил старший аналитик российского агрегатора криптообменников bestchange.ru Никита Зуборев. Минимальный ценник на кроссовки в сети BSC упал с 13 BNB до 2, то есть с почти 4 тысяч до 610 долларов.

После этого владельцы Stepn решили повторить былой успех с переходом на новую сеть — в этот раз на Ethereum, а также выкупить и сжечь часть GMT для уменьшения предложения. Тем не менее на этот раз инвесторы отнеслись к решению холоднее: за два дня после анонса реформы проекта минимальная цена на кроссовки упала на 30-40 процентов. Уже к концу мая стоимость GMT упала до 1 доллара в связи с резким понижением стоимости GST и NFT-кроссовок, а также общим «медвежьим» трендом на крипторынке, и с тех пор остается на этом уровне, переживая незначительные колебания.

Ничего нового

На тематическом форуме Reddit еще два месяца назад началась большая дискуссия о том, не является ли Stepn обыкновенной финансовой пирамидой, где старым игрокам производятся выплаты за счет притока новых. Создатели проекта на официальном сайте заявляют, что в формате play-to-earn можно разглядеть элементы схемы Понци, однако у Stepn нет с ней ничего общего. По их словам, разработчики заложили в платформу «сильную токеномику», благодаря которой обеспечена стабильность стоимости монет проекта.

Что такое схема Понци?

Схема заработка на мошенничестве, названная в честь создателя одной из первых финансовых пирамид — итальянца Чарльза Понци. Переехав в США, делец зарегистрировал в Бостоне предприятие под названием «Компания по обмену ценных бумаг», которое начало выдавать долговые расписки с обязательством выплатить 1,5 тысячи долларов на каждую полученную тысячу в трехмесячный срок. Когда пирамида развалилась, Понци был осужден на пять лет тюрьмы. Позже схемой Понци стали называть любую финансовую пирамиду, основатели которой зарабатывают на потоке денег от новичков.

Эксперты с этой оценкой не согласны. По мнению исполнительного директора InDeFi Smart Bank Сергея Менделеева, Stepn не имеет реальной экономики и живет за счет денег новых пользователей, которые покупали виртуальные объекты за тысячи долларов «в надежде на возврат своих инвестиций за пару месяцев при выполнении мнимой, бесполезной работы». Проект не сотрудничает с рекламодателями — не предлагает скидки в фитнес-клубы или на спортивную одежду, а значит, не наполняется средствами извне. Те, кто купил кроссовки Stepn в последние дни, скорее всего, никогда не получат свои деньги обратно.

По мнению специалистов, такая схема работы присуща большинству проектов do-to-earn. Доходность для пользователей в таких играх напрямую связана с ликвидностью игровых токенов, рассказывает Никита Зуборев из bestchange.ru. В связи с этим для поддержания необходимой активности аудитории обязателен стабильный приток новых игроков, которые покупали бы игровую валюту и NFT-артефакты у старых игроков. Без массового притока новых участников такие проекты обречены, хотя принцип распределения прибыли в do-to-earn отличается от классической схемы Понци и больше похож на розничный трейдинг, отмечает эксперт.

«Нет никакой разницы, давали бы вам токены за то, что вы гуляете, положив в карман телефон с программой, или же, например, спите, и программа, наоборот, следит за отсутствием активности на экране смартфона, ведь для здоровья нужен восьмичасовой сон. Ни то, ни другое очевидно не создает никакой дополнительной стоимости и является совершенно бесполезным с точки зрения экономики действием, а вся прибавочная стоимость делается за счет привлечения в проект новых пользователей, которые "минтят" новые картинки с кроссовками, покупая на рынке производимые проектом токены разных типов», — объясняет Менделеев. 

Stepn прожил целый год, так как предложение сделать что-то простое и получить за это деньги притягивает любителей легкой наживы, считает Зуборев. Важную роль выполняет игровой формат и связь с «модным явлением криптовалют» — такой симбиоз обеспечивает широкое многообразие децентрализованных игр. «В каком-то смысле Stepn повторил сценарий 2016–2017 годов небезызвестной мобильной игры Pokémon Go, которая тоже заставляла своих пользователей активно гулять по городам в поисках питомцев и "высиживать" новых. Хайповость явления и жажда наживы обеспечивают поддержание актуальности проекта», — заключил эксперт.

Из-за популярности отрасли play-to-earn в ней образовалась жесткая конкуренция, приложения стараются создать наиболее привлекательные условия для своих пользователей, и часто эти стремления приводят их к тому, что экономическая модель приложения превращается в пирамидальную, объясняет основатель BlockHype Альфред Хамзин.

Токен GST, в частности, имеет изначально инфляционную модель ввиду неограниченной эмиссии и самой модели работы платформы, однако инвесторы продолжали добавлять его в свои портфели из-за популярности Stepn. Именно поэтому некоторые приложения do-to-earn позволяют инвесторам и игрокам оставаться в плюсе даже в условиях нескольких месяцев жесткого «медвежьего» тренда на рынке криптовалют, говорит Зуборев.

По его словам, текущий Game-Fi тренд рождает огромное количество не только изначально убыточных, но и мошеннических проектов. Большинство децентрализованных игр запрашивают подключение криптовалютного кошелька пользователя к сайту проекта через Web3-интерфейс, и создатели проекта получают полный доступ не только к вложенным в их проект токенам, но и ко всему балансу кошелька. Потенциальным инвесторам следует учитывать этот фактор и внимательно читать текст разрешений и объем средств, на которые смарт-контракт такой игры запрашивает доступ.

< Назад в рубрику