Люди красят волосы на протяжении четырех тысяч лет, и далеко не всегда этот процесс был безопасным. Ради превращения из брюнеток в блондинок модницы готовы были идти на жертвы, терпеть ожоги на коже и потерю волос. Казалось, что в XXI веке все изменилось: появилось множество средств и технологий, которые позволяли перекрашиваться в блонд безопасно. Однако это не совсем так — большинство известных способов окрашивания по-прежнему травмируют волосы, особенно тонкие. Но в 2017 году уроженец Нальчика Владимир Сарбашев, работавший в краснодарском салоне красоты, представил инновационный метод AirTouch, который изменил мировую парикмахерскую индустрию. «Лента.ру» в рамках проекта «Здесь и сейчас» рассказывает, что значило быть блондинкой в былые времена, почему женщины всего мира так стремятся к блонду и как наш соотечественник облегчил им существование.
Популярности блонда в наибольшей степени способствовал кинематограф. На его заре общество не было избаловано обилием источников информации, а потому стандарты красоты, транслируемые с экрана, сразу приживались в народе. Многие актрисы XX века обретали мировую известность именно благодаря белокурым волосам, которые в культуре того времени ассоциировались с игривостью и беспечностью.
Образ Мэрилин Монро в кино 1950-х годов предполагал откровенные наряды и детский тембр голоса, который придавал ей особый шарм наивности и притягивал мужчин. В картине «Джентльмены предпочитают блондинок» Монро сыграла роль расчетливой красотки Лорели Ли, чью способность добиваться своего с помощью миловидной внешности навсегда связали с блондом.
В середине XX века почти все кинозвезды — как советские, так и западные — предпочитали светлые оттенки волос: помимо Монро, самыми известными белокурыми трендсеттершами эпохи считались Марлен Дитрих, Грейс Келли и Любовь Орлова.
Блондинки были настолько популярны, что создатели культовой куклы Барби отказались от игрушки-брюнетки в первый же год продаж (1959), отдав предпочтение кукле со светлыми волосами. С тех пор и на долгие годы Барби стала примером для подражания и главным кумиром девочек по всему миру, которые мечтали вырасти и превратиться в таких же стройных высоких блондинок.
В 1960-х и 1970-х главные героини эпохи — тоже блондинки. Брижит Бардо, Катрин Денев, Наталья Кустинская, Джейн Фонда, Твигги и Нонна Терентьева — все они носили блонд. Героини 1980-х продолжили эту тенденцию: певицы Мадонна и Дебора Харри, модель Клаудиа Шиффер, принцесса Диана и главный секс-символ тех лет Шэрон Стоун были либо натуральными блондинками, либо перекрашивались в блонд.
Однако женщины нового века уже не желали восхищать мужчин милым кукольным лицом: культ красоты постепенно отступил на второй план. Общественные веяния повлияли и на представление блондинок в искусстве — белокурые девушки начали добиваться успеха интеллектом и силой характера, а не только привлекательным внешним видом.
В начале 2000-х актриса Риз Уизерспун подарила миру новый образ блондинки, благодаря которому ее стали считать одной из первых феминисток Голливуда. Главная героиня комедии «Блондинка в законе» разрушила миф о глупости обладательниц светлых волос: Эль Вудс добилась желаемого, не отказываясь от розовых нарядов, яркого макияжа и любимой прически. Таким образом Уизерспун развеяла убеждение, что женщина может восприниматься всерьез только в том случае, если пожертвует атрибутами женственности.
Новое восприятие блондинок никак не повлияло на популярность цвета у женщин. Любительницами светлого окрашивания в 1990-х и 2000-х годах оставались и голливудские телезвезды, такие как Кэмерон Диас, Гвинет Пэлтроу, Кейт Бланшетт и Ким Бейсингер, и отечественные актрисы театра и кино.
Следуя западным трендам, российские артистки усердно придавали волосам светлые оттенки. Хотя брюнетки в те годы не уступали в популярности блондинкам, многие знаменитости с темными или русыми от природы волосами предпочитали осветление. Среди них, например, актрисы Мария Куликова, Елена Корикова и Мария Порошина, телеведущая Лера Кудрявцева, певицы Лайма Вайкуле и Полина Гагарина.
Журналистка Эвелина Хромченко и поп-исполнительница Валерия, брюнетки с рождения, оставались верными блонду на протяжении всей взрослой жизни. Супермодель Наталья Водянова покорила мировой подиум с русыми волосами, однако поддалась тренду и в 2012 году тоже перекрасилась в блондинку. Одна из самых известных российских манекенщиц по сей день снимается в кампейнах и участвует в дефиле в основном с осветленными волосами.
Зачастую образ легкомысленной блондинки использовался отечественными звездами как способ приумножить свою популярность. Считается, что именно шоу «Блондинка в шоколаде», которое транслировалось на «Муз-ТВ» с 2006 года, проторило журналистке Ксении Собчак дорогу в российский шоу-бизнес. Ведущая Ольга Бузова тоже запомнилась зрителям со светлыми волосами, какой она появилась в телепроекте «Дом-2».
Вслед за телевидением звездные блондинки наводнили и музыкальную индустрию. Популярность Веры Брежневой, Глюкозы, Ирины Аллегровой, Кристины Орбакайте, Юлианны Карауловой, Юлии Ковальчук не угасает по сей день.
Но действительно ли их путь к славе зависел от блонда и достоверен ли тот факт, что блондинок считают более привлекательными? Этими вопросами задались ученые из Польши и в 2008 году опубликовали результаты соответствующего исследования на американском портале National Library of Medicine. Они опросили 360 мужчин в возрасте от 18 до 46 лет: им было предложено оценить по девятибалльной шкале внешность одних и тех же женщин в разном возрасте и с разным цветом волос.
Кроме того, в ходе того же эксперимента ученые выяснили, какая возрастная категория женщин чаще других окрашивает натуральные волосы в светлые тона. Проанализировав 500 примеров интернет-рекламы того времени, они пришли к выводу, что в основном искусственный блонд пользуется популярностью у зрелых женщин, которые желают визуально омолодить внешность.
Однако со времени того исследования прошло почти 15 лет. Сегодня все больше женщин заражены идеями diversity («разнообразия») и отдают предпочтение естественной красоте. Более того, последнее десятилетие подарило возможность обрести славу без серьезных усилий. Благодаря развитию интернета у пользователей сети появились новые образцы для подражания — звезды, чьи аккаунты в соцсетях насчитывают миллионы подписчиков.
Для запуска очередного тренда кумирам миллениалов и зумеров достаточно просто опубликовать свежую фотографию. Несмотря на тренд на натуральность во всех ее проявлениях, инфлюэнсеры не упускают возможности поэкспериментировать с цветом волос. Модные тенденции постоянно меняются: сегодня, например, одним из самых любимых окрашиваний у пользователей TikTok и Instagram (соцсеть запрещена в России) стали разноцветные пряди, обрамляющие лицо.
Тейлор Свифт, Джиджи и Белла Хадид, Елена Перминова, Настя Ивлеева, Кьяра Ферраньи, Кайли и Кендалл Дженнер, Ариана Гранде, Ида Галич и многие другие знаменитости время от времени перекрашиваются в блондинок, кардинально меняя имидж и вызывая восторг у фанатов. Даже Ким Кардашьян — обладательница от природы темных густых волос — часто шокировала публику подобными трансформациями.
В последний раз это случилось в мае 2022 года, когда телезвезда готовилась к самому громкому событию в индустрии моды — благотворительному балу Met Gala в Нью-Йорке. На одну ночь Кардашьян решила превратиться в Мэрилин Монро и даже сумела натянуть культовое платье актрисы, ради которого три недели сидела на строгой диете. Но главная особенность секс-символа ХХ века — белокурые локоны, и Ким не могла пренебречь столь важной деталью. «Я посвятила целый день окрашиванию волос. 14 часов подряд!» — рассказывала потом она изданию People.
Фраза «красота стоит жертв» как нельзя лучше характеризует проблемы блондинок. Еще пару десятилетий назад краситься в блонд априори означало портить волосы. Особенно удручало качество советских косметических средств для волос: относительно безопасные импортные краски были страшным дефицитом, и женщины мучили свои волосы пергидролем. Парикмахерских было недостаточно, а в «приличные» салоны с хорошими мастерами приходилось записываться загодя.
Но бьюти-мир не стоит на месте, и мода на вредные для волос сплошные окрашивания от корней до кончиков со временем прошла. Если в XX веке актуальностью пользовался платиновый блонд, для которого все полотно волос нужно было сначала обесцветить, а потом окрасить, то с 2010-х годов женщины начали интересоваться более натуральными методиками.
Появление тренда на натуральность, в том числе в парикмахерском деле, связывают с развитием бодипозитивного движения. Его последовательницы учат всех принимать свою естественную внешность, не меняясь под натиском стандартов. Мастера салонов красоты вспомнили о методах окрашивания, которые позволяют изменить имидж без вреда для волос и регулярного обновления цвета.
Так, с 2010-х годов вновь обрело актуальность мелирование, на основе которого разработали множество новых техник. Этот тип осветления отдельных прядей изобрел французский парикмахер Жак Дессанж еще в середине XХ века. Первой обладательницей максимально естественного окрашивания таким способом стала Брижит Бардо. После этого новую услугу мгновенно оценили парижанки, а вслед за ними и женщины всего мира.
Сегодня калифорнийское мелирование с имитацией выгоревших прядей или венецианское — с более темными оттенками используемой краски — позволяет не красить корни волос и сохранять натуральный вид. Таким же результатом славится балаяж, при котором специалист создает блики на полотне волос, не прикасаясь при этом к корням.
Аналогичный эффект достигается с помощью колорирования — способа окрашивания, при котором используется от двух до полутора десятков близких по тону красок одновременно. Не менее популярно омбре, которое создает плавный переход от темных корней к светлым кончикам. Поклонницами омбре долгие годы являются Эмбер Херд, Алсу, Нюша и другие звезды.
Брондирование, шатуш, деграде, балаяж, мелирование — все эти техники хоть и минимизируют негативное воздействие химических веществ на волосы, но доставляют дискомфорт во время процесса окрашивания. Дело в том, что перед нанесением краски каждую отдельную прядь волос нужно начесать. Если делать это на обесцвеченных волосах, пряди путаются, из-за чего их практически невозможно расчесать после окрашивания.
Придуманная техника полюбилась не только россиянкам, но и мировым звездам. Иностранные специалисты отмечают, что те любители блонда, которые однажды попробовал AirTouch, остаются с ним навсегда. «Женщины любят AirTouch за то, что он позволяет добиться натурального цвета без особых неудобств и травмирования волос. [Попробовав AirTouch] мои клиенты больше не прибегают к другим окрашиваниям», — говорит стилист Данило Божич из американского Иллинойса.
У Сарбашева не было мечты стать знаменитым. Увлечение волосами поначалу было вынужденным. Мать будущего стилиста развелась с отцом и рано поседела. В то время салонов красоты как таковых еще не было, поэтому она покупала краску в магазине и просила сына помочь с окрашиванием. За матерью последовали родственницы, затем — школьные подруги.
Поступив в институт, он параллельно работал ассистентом парикмахера, чтобы окончательно разобраться в профессии. Неожиданно процесс настолько его затянул, что в 2003 году, будучи студентом четвертого курса, Сарбашев бросил учебу и полностью посвятил себя новому делу.
В Нальчике, где жил начинающий стилист, бьюти-индустрия развивалась медленно. Мастера обычно просто арендовали кресло в салонах красоты, а заведения бренда Wella казались недосягаемой роскошью, рассказывает Сарбашев. Тогда вовсю гремела первая в России академия парикмахерского искусства Долорес Кондрашовой, которая готовила мастеров высшей категории, — и это тоже казалось чем-то далеким, вспоминает колорист.
Мысль разработать собственный безопасный метод окрашивания появилась у Сарбашева в 2015 году, а уже через два года он презентовал его публике. AirTouch был придуман исходя из новых запросов клиентов: тогда популярно было мелирование, при котором начесывают каждую прядь, чтобы выделить отдельные волоски для окраски. По словам мастера, такое окрашивание сложно исполнить на хрупких и тонких волосах, поскольку они путаются и не расчесываются. Клиенты явно испытывали неудобства, и Владимиру пришла идея менее травматичного способа: вместо того, чтобы вычесывать отдельные ряды волос, их можно просто выдуть.
«Мы избегаем расчесывания тонких прядей, которые путаются при начесе, и не осветляем все полотно волос повторно. Ноу-хау заключается в том, что мы можем бережно осветлить даже самые хрупкие волосы. Теперь люди, которые раньше не могли себе позволить сложное окрашивание, добиваются любого желаемого цвета абсолютно щадящим способом», — объясняет автор метода.
Дело не только в выдуве волос — специалист должен уметь работать «в слоях», за счет которых можно красить только их отросшую часть, не затрагивая ранее окрашенную. Именно в этом состоит плюс техники: волосы адекватно реагируют только на два осветления, после этого они приходят в негодность.
Чем бережнее мастер работает с полотном волоса, тем больше сохраняется его структура, позволяющая иметь приятные на ощупь, а не безжизненные ломкие пряди. По словам Сарбашева, испорченные волосы превращаются в пух, который невозможно укладывать, — это, как правило, удел практически всех блондинок, если волосы неделикатно окрашивают.
Сегодня услуга AirTouch есть в большинстве салонов Европы и Азии. После того как Сарбашев приехал в США с курсами и провел несколько выставок, его метод начал завоевывать и американский рынок. «Несмотря на то что в США тенденции приспосабливаются медленно, сейчас почти все топовые парикмахеры знают, что такое AirTouch, — я уже устал скромничать и говорю как есть», — признается он.
После того как его изобретение «выстрелило» по всему миру, Сарбашев открыл свою академию и салон в центре Москвы. К мастеру регулярно захаживают российские знаменитости: телеведущая Ксения Собчак, певицы Вера Брежнева и Глюкоза, актриса Ирина Безрукова и супермодель Наталья Водянова.
Владимир Сарбашев — о предназначении парикмахера:
Сегодня индустрия парикмахерского искусства отвечает спросу, который задают СМИ и соцсети. Если завтра на обложке модного журнала выйдет то, что публика воспримет на ура, салоны начнут воспроизводить этот тренд. Как бы ни обижались мои коллеги, парикмахерское искусство, может, и искусство, но все же работу мастеров диктуют модные веяния.
Мир ускорился максимально, но пандемия его немного замедлила. Стали актуальными окрашивание и стрижки, с которыми можно ходить дольше. Так появились все небрежные укладки — они дают возможность не посещать салон каждую неделю.
Люксовый сервис не бывает быстрым, наспех красят только в дешевых салонах. Топовые места всегда учитывают, что клиент может опоздать, долго пить кофе и так далее. Люди не экономят, они приходят отдохнуть. Но в итоге они сберегают гораздо больше средств и времени, поскольку не посещают салон слишком часто. С точки зрения бизнеса это тяжело, ведь мы теряем клиента на длительный срок, но таковы нынешние тенденции.
Однако помимо «носибельности» есть и другой немаловажный критерий. Прическа должна подходить образу жизни и внешности клиента. Человек должен получить возможность самостоятельно делать идеальную укладку, которая будет хорошо смотреться максимально долго.
Поэтому в первую очередь смотрите на человеческие качества и отношение мастера к людям. В нашей профессии важно любить людей, уметь коммуницировать с проблемными клиентами и обходить острые углы. Специалисту необходимо быть лояльным к другим точкам зрения, имея при этом собственное мнение. Все остальное приходит с опытом.
Главное — стараться сделать человека счастливым. Звучит слащаво, но это единственный работающий инструмент. Если клиент хочет налысо и он от этого будет счастлив — его надо стричь налысо, пусть ему это даже не идет. Хочет человек розовый цвет в 80 лет — значит, надо сделать лучший розовый цвет в его жизни. Клиент должен получить то, о чем он мечтает, это и есть основа нашей профессии.