Вводная картинка

«Я устал скромничать» Россиянин придумал революционную технику окрашивания волос. Как она прославила его на весь мир?

00:01, 26 августа 2022

Люди красят волосы на протяжении четырех тысяч лет, и далеко не всегда этот процесс был безопасным. Ради превращения из брюнеток в блондинок модницы готовы были идти на жертвы, терпеть ожоги на коже и потерю волос. Казалось, что в XXI веке все изменилось: появилось множество средств и технологий, которые позволяли перекрашиваться в блонд безопасно. Однако это не совсем так — большинство известных способов окрашивания по-прежнему травмируют волосы, особенно тонкие. Но в 2017 году уроженец Нальчика Владимир Сарбашев, работавший в краснодарском салоне красоты, представил инновационный метод AirTouch, который изменил мировую парикмахерскую индустрию. «Лента.ру» в рамках проекта «Здесь и сейчас» рассказывает, что значило быть блондинкой в былые времена, почему женщины всего мира так стремятся к блонду и как наш соотечественник облегчил им существование.

Тренд на беспечность

Популярности блонда в наибольшей степени способствовал кинематограф. На его заре общество не было избаловано обилием источников информации, а потому стандарты красоты, транслируемые с экрана, сразу приживались в народе. Многие актрисы XX века обретали мировую известность именно благодаря белокурым волосам, которые в культуре того времени ассоциировались с игривостью и беспечностью.

Образ Мэрилин Монро в кино 1950-х годов предполагал откровенные наряды и детский тембр голоса, который придавал ей особый шарм наивности и притягивал мужчин. В картине «Джентльмены предпочитают блондинок» Монро сыграла роль расчетливой красотки Лорели Ли, чью способность добиваться своего с помощью миловидной внешности навсегда связали с блондом.

В середине XX века почти все кинозвезды — как советские, так и западные — предпочитали светлые оттенки волос: помимо Монро, самыми известными белокурыми трендсеттершами эпохи считались Марлен Дитрих, Грейс Келли и Любовь Орлова.

Блондинки были настолько популярны, что создатели культовой куклы Барби отказались от игрушки-брюнетки в первый же год продаж (1959), отдав предпочтение кукле со светлыми волосами. С тех пор и на долгие годы Барби стала примером для подражания и главным кумиром девочек по всему миру, которые мечтали вырасти и превратиться в таких же стройных высоких блондинок.

В 1960-х и 1970-х главные героини эпохи — тоже блондинки. Брижит Бардо, Катрин Денев, Наталья Кустинская, Джейн Фонда, Твигги и Нонна Терентьева — все они носили блонд. Героини 1980-х продолжили эту тенденцию: певицы Мадонна и Дебора Харри, модель Клаудиа Шиффер, принцесса Диана и главный секс-символ тех лет Шэрон Стоун были либо натуральными блондинками, либо перекрашивались в блонд.

Однако женщины нового века уже не желали восхищать мужчин милым кукольным лицом: культ красоты постепенно отступил на второй план. Общественные веяния повлияли и на представление блондинок в искусстве — белокурые девушки начали добиваться успеха интеллектом и силой характера, а не только привлекательным внешним видом.

В начале 2000-х актриса Риз Уизерспун подарила миру новый образ блондинки, благодаря которому ее стали считать одной из первых феминисток Голливуда. Главная героиня комедии «Блондинка в законе» разрушила миф о глупости обладательниц светлых волос: Эль Вудс добилась желаемого, не отказываясь от розовых нарядов, яркого макияжа и любимой прически. Таким образом Уизерспун развеяла убеждение, что женщина может восприниматься всерьез только в том случае, если пожертвует атрибутами женственности.

Фильм «Блондинка в законе» продемонстрировал, что стереотипы о блондинках, которые, в отличие от брюнеток, считались бездарными и смешными, — всего лишь одна из форм сексизма

Новое восприятие блондинок никак не повлияло на популярность цвета у женщин. Любительницами светлого окрашивания в 1990-х и 2000-х годах оставались и голливудские телезвезды, такие как Кэмерон Диас, Гвинет Пэлтроу, Кейт Бланшетт и Ким Бейсингер, и отечественные актрисы театра и кино.

Следуя западным трендам, российские артистки усердно придавали волосам светлые оттенки. Хотя брюнетки в те годы не уступали в популярности блондинкам, многие знаменитости с темными или русыми от природы волосами предпочитали осветление. Среди них, например, актрисы Мария Куликова, Елена Корикова и Мария Порошина, телеведущая Лера Кудрявцева, певицы Лайма Вайкуле и Полина Гагарина.

Журналистка Эвелина Хромченко и поп-исполнительница Валерия, брюнетки с рождения, оставались верными блонду на протяжении всей взрослой жизни. Супермодель Наталья Водянова покорила мировой подиум с русыми волосами, однако поддалась тренду и в 2012 году тоже перекрасилась в блондинку. Одна из самых известных российских манекенщиц по сей день снимается в кампейнах и участвует в дефиле в основном с осветленными волосами.

Цвет успеха

Зачастую образ легкомысленной блондинки использовался отечественными звездами как способ приумножить свою популярность. Считается, что именно шоу «Блондинка в шоколаде», которое транслировалось на «Муз-ТВ» с 2006 года, проторило журналистке Ксении Собчак дорогу в российский шоу-бизнес. Ведущая Ольга Бузова тоже запомнилась зрителям со светлыми волосами, какой она появилась в телепроекте «Дом-2».

Вслед за телевидением звездные блондинки наводнили и музыкальную индустрию. Популярность Веры Брежневой, Глюкозы, Ирины Аллегровой, Кристины Орбакайте, Юлианны Карауловой, Юлии Ковальчук не угасает по сей день.

Но действительно ли их путь к славе зависел от блонда и достоверен ли тот факт, что блондинок считают более привлекательными? Этими вопросами задались ученые из Польши и в 2008 году опубликовали результаты соответствующего исследования на американском портале National Library of Medicine. Они опросили 360 мужчин в возрасте от 18 до 46 лет: им было предложено оценить по девятибалльной шкале внешность одних и тех же женщин в разном возрасте и с разным цветом волос.

Эксперты определили, что практически во всех случаях мужчины воспринимали блондинок как более молодых, чем шатенок и брюнеток. Но только 30-летние женщины со светлыми волосами были признаны более привлекательными, чем их темноволосые ровесницы

Кроме того, в ходе того же эксперимента ученые выяснили, какая возрастная категория женщин чаще других окрашивает натуральные волосы в светлые тона. Проанализировав 500 примеров интернет-рекламы того времени, они пришли к выводу, что в основном искусственный блонд пользуется популярностью у зрелых женщин, которые желают визуально омолодить внешность.

Однако со времени того исследования прошло почти 15 лет. Сегодня все больше женщин заражены идеями diversity («разнообразия») и отдают предпочтение естественной красоте. Более того, последнее десятилетие подарило возможность обрести славу без серьезных усилий. Благодаря развитию интернета у пользователей сети появились новые образцы для подражания — звезды, чьи аккаунты в соцсетях насчитывают миллионы подписчиков.

Для запуска очередного тренда кумирам миллениалов и зумеров достаточно просто опубликовать свежую фотографию. Несмотря на тренд на натуральность во всех ее проявлениях, инфлюэнсеры не упускают возможности поэкспериментировать с цветом волос. Модные тенденции постоянно меняются: сегодня, например, одним из самых любимых окрашиваний у пользователей TikTok и Instagram (соцсеть запрещена в России) стали разноцветные пряди, обрамляющие лицо.

Но постоянным остается только блонд — и стилисты, и инфлюэнсеры считают его вечной классикой

Тейлор Свифт, Джиджи и Белла Хадид, Елена Перминова, Настя Ивлеева, Кьяра Ферраньи, Кайли и Кендалл Дженнер, Ариана Гранде, Ида Галич и многие другие знаменитости время от времени перекрашиваются в блондинок, кардинально меняя имидж и вызывая восторг у фанатов. Даже Ким Кардашьян — обладательница от природы темных густых волос — часто шокировала публику подобными трансформациями.

В последний раз это случилось в мае 2022 года, когда телезвезда готовилась к самому громкому событию в индустрии моды — благотворительному балу Met Gala в Нью-Йорке. На одну ночь Кардашьян решила превратиться в Мэрилин Монро и даже сумела натянуть культовое платье актрисы, ради которого три недели сидела на строгой диете. Но главная особенность секс-символа ХХ века — белокурые локоны, и Ким не могла пренебречь столь важной деталью. «Я посвятила целый день окрашиванию волос. 14 часов подряд!» — рассказывала потом она изданию People.

Через тернии к блонду

Фраза «красота стоит жертв» как нельзя лучше характеризует проблемы блондинок. Еще пару десятилетий назад краситься в блонд априори означало портить волосы. Особенно удручало качество советских косметических средств для волос: относительно безопасные импортные краски были страшным дефицитом, и женщины мучили свои волосы пергидролем. Парикмахерских было недостаточно, а в «приличные» салоны с хорошими мастерами приходилось записываться загодя.

Самые отчаянные красились в домашних условиях, что иногда заканчивалось плачевно — химическими ожогами, испорченными волосами, сорвавшимися выпускными вечерами, свиданиями и даже свадьбами. Некоторым после многочисленных парикмахерских экспериментов приходилось носить парик или накладные пряди, поскольку их собственные волосы выпали или поредели

Но бьюти-мир не стоит на месте, и мода на вредные для волос сплошные окрашивания от корней до кончиков со временем прошла. Если в XX веке актуальностью пользовался платиновый блонд, для которого все полотно волос нужно было сначала обесцветить, а потом окрасить, то с 2010-х годов женщины начали интересоваться более натуральными методиками.

Появление тренда на натуральность, в том числе в парикмахерском деле, связывают с развитием бодипозитивного движения. Его последовательницы учат всех принимать свою естественную внешность, не меняясь под натиском стандартов. Мастера салонов красоты вспомнили о методах окрашивания, которые позволяют изменить имидж без вреда для волос и регулярного обновления цвета.

Так, с 2010-х годов вновь обрело актуальность мелирование, на основе которого разработали множество новых техник. Этот тип осветления отдельных прядей изобрел французский парикмахер Жак Дессанж еще в середине XХ века. Первой обладательницей максимально естественного окрашивания таким способом стала Брижит Бардо. После этого новую услугу мгновенно оценили парижанки, а вслед за ними и женщины всего мира.

Сегодня калифорнийское мелирование с имитацией выгоревших прядей или венецианское — с более темными оттенками используемой краски — позволяет не красить корни волос и сохранять натуральный вид. Таким же результатом славится балаяж, при котором специалист создает блики на полотне волос, не прикасаясь при этом к корням.

Аналогичный эффект достигается с помощью колорирования — способа окрашивания, при котором используется от двух до полутора десятков близких по тону красок одновременно. Не менее популярно омбре, которое создает плавный переход от темных корней к светлым кончикам. Поклонницами омбре долгие годы являются Эмбер Херд, Алсу, Нюша и другие звезды.

Брондирование, шатуш, деграде, балаяж, мелирование — все эти техники хоть и минимизируют негативное воздействие химических веществ на волосы, но доставляют дискомфорт во время процесса окрашивания. Дело в том, что перед нанесением краски каждую отдельную прядь волос нужно начесать. Если делать это на обесцвеченных волосах, пряди путаются, из-за чего их практически невозможно расчесать после окрашивания.

На неудобство для мастеров и травмирование волос клиенток первым обратил внимание уроженец Нальчика Владимир Сарбашев. Работая в краснодарском салоне красоты, стилист придумал инновационную технологию окрашивания, которая изменила бьюти-индустрию. Новый метод Сарбашев представил в 2017 году, и с тех пор его используют по всему миру

Придуманная техника полюбилась не только россиянкам, но и мировым звездам. Иностранные специалисты отмечают, что те любители блонда, которые однажды попробовал AirTouch, остаются с ним навсегда. «Женщины любят AirTouch за то, что он позволяет добиться натурального цвета без особых неудобств и травмирования волос. [Попробовав AirTouch] мои клиенты больше не прибегают к другим окрашиваниям​​», — говорит стилист Данило Божич из американского Иллинойса.

«Все топовые парикмахеры знают, что такое AirTouch»

У Сарбашева не было мечты стать знаменитым. Увлечение волосами поначалу было вынужденным. Мать будущего стилиста развелась с отцом и рано поседела. В то время салонов красоты как таковых еще не было, поэтому она покупала краску в магазине и просила сына помочь с окрашиванием. За матерью последовали родственницы, затем — школьные подруги.

Я всегда был около волос, но никогда не придавал этому особого значения. Как у всех постсоветских детей, помочь кому-то покрасить волосы было скорее как помыть полы или посуду​​

Владимир Сарбашев

Поступив в институт, он параллельно работал ассистентом парикмахера, чтобы окончательно разобраться в профессии. Неожиданно процесс настолько его затянул, что в 2003 году, будучи студентом четвертого курса, Сарбашев бросил учебу и полностью посвятил себя новому делу.

В Нальчике, где жил начинающий стилист, бьюти-индустрия развивалась медленно. Мастера обычно просто арендовали кресло в салонах красоты, а заведения бренда Wella казались недосягаемой роскошью, рассказывает Сарбашев. Тогда вовсю гремела первая в России академия парикмахерского искусства Долорес Кондрашовой, которая готовила мастеров высшей категории, — и это тоже казалось чем-то далеким, вспоминает колорист.

Мысль разработать собственный безопасный метод окрашивания появилась у Сарбашева в 2015 году, а уже через два года он презентовал его публике. AirTouch был придуман исходя из новых запросов клиентов: тогда популярно было мелирование, при котором начесывают каждую прядь, чтобы выделить отдельные волоски для окраски. По словам мастера, такое окрашивание сложно исполнить на хрупких и тонких волосах, поскольку они путаются и не расчесываются. Клиенты явно испытывали неудобства, и Владимиру пришла идея менее травматичного способа: вместо того, чтобы вычесывать отдельные ряды волос, их можно просто выдуть.

Как парикмахеры выдувают волосы?

Перед нанесением краски мастера разделяют волосы на пряди, а затем обдувают каждую из них струей холодного воздуха из фена таким образом, чтобы от нее оставалось около 30-50 процентов первоначального объема.

«Мы избегаем расчесывания тонких прядей, которые путаются при начесе, и не осветляем все полотно волос повторно. Ноу-хау заключается в том, что мы можем бережно осветлить даже самые хрупкие волосы. Теперь люди, которые раньше не могли себе позволить сложное окрашивание, добиваются любого желаемого цвета абсолютно щадящим способом​​», — объясняет автор метода.

Дело не только в выдуве волос — специалист должен уметь работать «в слоях», за счет которых можно красить только их отросшую часть, не затрагивая ранее окрашенную. Именно в этом состоит плюс техники: волосы адекватно реагируют только на два осветления, после этого они приходят в негодность.

Чем бережнее мастер работает с полотном волоса, тем больше сохраняется его структура, позволяющая иметь приятные на ощупь, а не безжизненные ломкие пряди. По словам Сарбашева, испорченные волосы превращаются в пух, который невозможно укладывать, — это, как правило, удел практически всех блондинок, если волосы неделикатно окрашивают.

Сегодня услуга AirTouch есть в большинстве салонов Европы и Азии. После того как Сарбашев приехал в США с курсами и провел несколько выставок, его метод начал завоевывать и американский рынок. «Несмотря на то что в США тенденции приспосабливаются медленно, сейчас почти все топовые парикмахеры знают, что такое AirTouch, — я уже устал скромничать и говорю как есть», — признается он.

До появления техники AirTouch на рынке существовало всего три метода возможных манипуляций с волосами в сложных окрашиваниях. То, что называется highlights, baby highlights, — это маркетинговые названия того же мелирования

Владимир Сарбашев

После того как его изобретение «выстрелило» по всему миру, Сарбашев открыл свою академию и салон в центре Москвы. К мастеру регулярно захаживают российские знаменитости: телеведущая Ксения Собчак, певицы Вера Брежнева и Глюкоза, актриса Ирина Безрукова и супермодель Наталья Водянова.

«Если клиент хочет налысо — его надо стричь налысо, пусть ему это даже не идет»

Владимир Сарбашев — о предназначении парикмахера:

Сегодня индустрия парикмахерского искусства отвечает спросу, который задают СМИ и соцсети. Если завтра на обложке модного журнала выйдет то, что публика воспримет на ура, салоны начнут воспроизводить этот тренд. Как бы ни обижались мои коллеги, парикмахерское искусство, может, и искусство, но все же работу мастеров диктуют модные веяния.

Мир ускорился максимально, но пандемия его немного замедлила. Стали актуальными окрашивание и стрижки, с которыми можно ходить дольше. Так появились все небрежные укладки — они дают возможность не посещать салон каждую неделю.

Люксовый сервис не бывает быстрым, наспех красят только в дешевых салонах. Топовые места всегда учитывают, что клиент может опоздать, долго пить кофе и так далее. Люди не экономят, они приходят отдохнуть. Но в итоге они сберегают гораздо больше средств и времени, поскольку не посещают салон слишком часто. С точки зрения бизнеса это тяжело, ведь мы теряем клиента на длительный срок, но таковы нынешние тенденции.

Однако помимо «носибельности» есть и другой немаловажный критерий. Прическа должна подходить образу жизни и внешности клиента. Человек должен получить возможность самостоятельно делать идеальную укладку, которая будет хорошо смотреться максимально долго.

Работа в бьюти-индустрии — непростая, как и любая другая. Своей профессией надо болеть. Важно понимать, что эта индустрия придумана для того, чтобы поднимать настроение клиенту. Мы улучшаем внешний вид людей, даем им положительные эмоции. Когда люди работают спустя рукава, результата это не приносит

Владимир Сарбашев

Поэтому в первую очередь смотрите на человеческие качества и отношение мастера к людям. В нашей профессии важно любить людей, уметь коммуницировать с проблемными клиентами и обходить острые углы. Специалисту необходимо быть лояльным к другим точкам зрения, имея при этом собственное мнение. Все остальное приходит с опытом.

Главное — стараться сделать человека счастливым. Звучит слащаво, но это единственный работающий инструмент. Если клиент хочет налысо и он от этого будет счастлив — его надо стричь налысо, пусть ему это даже не идет. Хочет человек розовый цвет в 80 лет — значит, надо сделать лучший розовый цвет в его жизни. Клиент должен получить то, о чем он мечтает, это и есть основа нашей профессии.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.