Силовые структуры
09:00, 29 сентября 2022

Преданные или предатели. Кого в России осуждают за государственную измену

Константин Ляпунов (Редактор отдела «Бизнес»)
Фото: Зыков Кирилл / Агентство «Москва»

В российском уголовном законодательстве статья 275 («Государственная измена») появилась 25 лет назад. С тех пор по ней осудили более 130 человек. «Лента.ру» разбиралась, кого судили по этой статье и как наказывали за госизмену.

Государственная измена трактуется Уголовным кодексом, как «совершенные гражданином Российской Федерации шпионаж, выдача иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, переход на сторону противника либо оказание финансовой, материально-технической, консультационной или иной помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в деятельности, направленной против безопасности Российской Федерации». Данное преступление наказывается лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет.

До 20 лет и выше

С момента появления 275-й статьи в УК РФ по ней осудили более 130 человек. Авторы доклада «История государственной измены, шпионажа и государственной тайны в современной России» проанализировали данные за 1997-2017 годы. За этот период виновным в госизмене был признан 81 человек. Из них для 39 осужденных срок тюремного заключения по решению судов первой инстанции составил менее 8 лет, еще пятерым наказание смягчил Верховный суд, двоим обвиняемым назначили условное наказание, 17 осужденных были помилованы президентом. Один обвиняемый — эколог Александр Никитин — был полностью оправдан.

По мнению исследователей, редкая статья УК РФ может похвастаться подобными показателями. Так, например, общее число помилованных в стране в процентном соотношении составляет около 0,6 процента, тогда как по госизмене этот показатель превышает 20 процентов. Факт относительно массового помилования может говорить о том, что это, по сути, способ выйти из сложных ситуаций с осуждением за шпионаж, когда в действиях обвиняемых отсутствовал состав преступления. Возможно, поэтому суд неоднократно обходил минимально установленное для этого преступления наказание — 12 лет лишения свободы, назначая меньшие сроки.

Впрочем, встречаются дела, когда суды устанавливали сроки выше максимально возможных. К примеру, осужденными на срок, превышающий 20 лет, стали бывший высокопоставленный сотрудник ФСБ Сергей Михайлов и бывший журналист Иван Сафронов.

Еще одной характерной деталью в делах о государственной измене становится привлечение в качестве подозреваемых достаточно известных персон. Помимо вышеперечисленных Михайлова и Сафронова можно отдельно выделить дело основателя одной из крупнейших российских IT-компаний Group-IB — Ильи Сачкова.

Резонансная версия

Group-IB — одна из самых известных в России компаний по предотвращению и расследованию киберпреступлений. Среди ее клиентов — крупнейшие банки, телеком-операторы, нефтяные и энергетические компании. Ее руководитель Илья Сачков, основавший компанию в 17 лет, это было в 2003 году, трижды лично встречался с президентом Владимиром Путиным, выступал перед премьер-министром Михаилом Мишустиным, участвовал в экспертных комитетах при Госдуме, МИДе, Совете Европы. Но 28 сентября 2021 года его задержали на выходе из своего дома сотрудники ФСБ, когда он собирался поехать на работу. На следующий день стало известно, что Лефортовский суд Москвы на два месяца заключил Сачкова под стражу. Причина задержания звучала лаконично: он проходит обвиняемым по делу о госизмене. Никаких подробностей в публичном пространстве нет: материалы уголовного дела помечены грифом «секретно».

На третий день после взятия Сачкова под стражу на ленте ТАСС вышла новость под заголовком: «Арест главы Group-IB может быть связан с делом экс-сотрудников ФСБ о госизмене». Со ссылкой на источники в правоохранительных органах агентство отметило, что обвинение против главы Group-IB могло стать следствием уголовного дела, в рамках которого по той же статье отправились в тюрьму бывшие офицеры ФСБ Сергей Михайлов и Дмитрий Докучаев. Издание «Лента.ру» опубликовало аналогичный материал, указав, что Сачков выступал свидетелем по этому уголовному делу.

Один из осведомленных российских Telegram-каналов (ВЧК-ОГПУ), ссылаясь на источники в спецслужбах, настаивает: дело Сачкова появилось из-за его высказываний, задевших сотрудников российских спецслужб. Речь идет о выступлении руководителя Group-IB на правительственном совещании по поддержке IT-отрасли в городе высоких технологий Иннополисе, расположенном в Татарстане. Там он рассуждал на тему увеличения экспорта программного обеспечения, раскритиковав неэффективную борьбу государства с киберпреступниками.

Сам Илья Сачков отрицает свою причастность к передаче разведданных иностранным спецслужбам. Известно, что глава Group-IB дает показания и предоставляет следственным органам доказательства своей невиновности. О связи задержания Ильи Сачкова с его показаниями по делу Михайлова регулярно пишут различные информационные интернет-ресурсы и СМИ — в том числе и государственные. Но Илья Сачков — не единственный, кто оказался в СИЗО после заявлений о деятельности обвиненного в госизмене экс-сотрудника Центра информационной безопасности ФСБ.

Десять миллионов за Родину

В декабре 2016 года глава ЦИБ ФСБ Сергей Михайлов был задержан Управлением собственной безопасности ФСБ и обвинен в шпионаже в пользу иностранного государства. По данным следствия, Михайлов оценил измену Родине в десять миллионов долларов.

Выяснилось, что Михайлов по долгу службы курировал крупных российских хакеров, айтишников и представителей кибербеза. Он передавал информацию о них своим американским заказчикам. Именно по его наводке за рубежом были арестованы многие российские хакеры. А тех, кто не интересовал американцев, Михайлов использовал в своих целях.

Московский окружной военный суд приговорил экс-полковника Михайлова к 22 годам лишения свободы. Еще один фигурант дела о госизмене — Руслан Стоянов, руководивший отделом в «Лаборатории Касперского», а прежде служивший оперативником управления специальных технических мероприятий ГУВД по Москве, — получил 14 лет.

Подчиненный Михайлова Дмитрий Докучаев частично признал свою вину и был осужден на шесть лет.

Стоит напомнить, что после 2010 года на фоне растущей активности хакеров ФБР начало расследовать деятельность некоторых из них. Несмотря на то что количество российских взломщиков значительно уступало числу «коллег» из других государств, США стали постепенно демонизировать именно хакеров из РФ, к которым порой приравнивали и обычных айтишников. В 2016-м тему атак русских хакеров «разогрели» настолько, что обвинили их во вмешательстве в выборы президента США.

Дело Врублевского

Показания по делу Сергея Михайлова давал в том числе и основатель процессинговой компании ChronoPay Павел Врублевский, осужденный в 2013 году по статье 272 УК РФ «Неправомерный доступ к компьютерной информации» на 2,5 года колонии. Его обвинили в DDoS-атаке на конкурента (платежную систему Assist), из-за которой в июле 2010 года на несколько дней «легла» электронная платформа для покупки билетов «Аэрофлота». Авиакомпания оценила убытки в 146,6 миллиона рублей, а Assist — в 15 миллионов рублей.

Материалы расследования именно дела Врублевского и попали в руки американских спецслужб в 2011 году. Пока шли разбирательства, было похищено все содержимое компьютера основателя ChronoРay, также кто-то слил в глобальную сеть оперативные и следственные материалы по уголовному делу бизнесмена. В свободном доступе оказались даже данные, которые не были представлены суду. Павел Врублевский тогда заявлял о давлении со стороны Михайлова на его бизнес и передаче сведений западным спецслужбам.

Этот слив сыграл свою роль в 2017 году. В числе украденных у Павла Врублевского документов оказалось электронное письмо, которое бизнесмен отправил своему другу еще в 2010 году. Он писал о своих подозрениях о сотрудничестве полковника Михайлова с ФБР. Это письмо было обнародовано вскоре после ареста экс-замглавы ЦИБ ФСБ известным специалистом по киберпреступности Брайаном Кребсом. Врублевского вызвали для дачи показаний.

Говоря о Михайлове, Врублевский заявлял, что изначально чекист сотрудничал с американцами ради собственного карьерного роста. Служба внутренней разведки США снабжала его информацией, которая позволяла получать повышения. Когда ЦРУ попросило взамен поделиться данными о способах ведения оперативной работы ФСБ, полковник согласился.

Павел Врублевский находится в СИЗО. В марте 2022 года бизнесмена задержали по подозрению в интернет-мошенничестве. Ему грозит до 10 лет лишения свободы.

Дело Козловского

Немало интересных фактов о полковнике Михайлове и майоре Докучаеве рассказал екатеринбургский программист Константин Козловский. Выступая с последним словом на судебном заседании по делу о хакерской группировке Lurk, он заявил, что вся его деятельность была связана с ФСБ: Козловский выполнял поручения куратора из спецслужбы. Им оказался старший оперуполномоченный 2-го отдела оперативного управления ЦИБ ФСБ Дмитрий Докучаев, известный киберсообществу под ником Forb. Своим «подопечными» из хакерского комьюнити оперативник представлялся Ильей.

Козловский и Докучаев знакомы с юношеских лет. В тот период будущий офицер ФСБ вел рубрику «Взлом» в журнале «Хакер» (по некоторым данным, он не оставил это занятие и после поступления на службу). Вербовка, по словам Козловского, состоялась в 2008-м, и о следующих восьми годах деятельности программиста из Екатеринбурга мало что известно.

Членов хакерской группировки Lurk, в которой состояло 22 человека, включая Константина Козловского, задержали в 2016 году. Дело вел ЦИБ ФСБ, возглавляемый Михайловым. Он же осуществлял оперативное сопровождение по уголовному делу. Докучаев работал в составе Центра. Козловский считает, что сотрудники ЦИБ «накрыли» группировку Lurk в интересах зарубежных спецслужб. Такая комбинация, по его словам, позволила переключить внимание специалистов и общественности с проникновения в электронные девайсы и компьютеры, которое осуществляли американцы, на действия российских хакеров. Чтобы сформировать образ «страны киберпреступников» в мировом пространстве, создавались тематические форумы и площадки, где учили обходить информационную защиту и взламывать системы безопасности. С этой же целью выпускался и журнал «Хакер». Если верить Козловскому, такую политику определял именно Сергей Михайлов. Свою теорию основатель Lurk подкрепил примером, напомнив об уголовном деле против Ильи Сачкова.

По мнению Константина Козловского, его заявления стали одной из причин задержания Михайлова и подельников. Сегодня Козловский отбывает наказание в колонии строгого режима. В феврале 2022 года суд приговорил его к 14 годам заключения.

Программист убежден, что материалы против него были сфальсифицированы.

Последствия

Примечательно, что все эти люди сообщали в ФСБ и правоохранительные органы о том, что Михайлов не только коррупционер, но и американский шпион, задолго до его ареста. Павел Врублевский, комментируя приговор высокопоставленному чекисту, заявил: «Благодаря "сказкам Михайлова", которые он излагал в своих служебных записках, и появился миф о том, что любой российский программист — это потенциальный злоумышленник».

Сторонники конспирологии могут разглядеть в делах Врублевского, Козловского и Сачкова почерк американских спецслужб. Учитывая, что связь Михайлова с ЦРУ была доказана в суде, полностью исключать воздействие иностранной разведки на ход расследований по делам Сачкова, Козловского и Врублевского, пожалуй, нельзя. Но изобличить изменника из ФСБ помогли не только хакеры, пострадавшие от его деятельности, но и ряд специалистов в сфере кибербезопасности. Конечно, следует считать простым совпадением, что трое из них — Врублевский, Козловский, Сачков — ныне осуждены или находятся под стражей, после того как Михайлов получил 22 года колонии строгого режима.

< Назад в рубрику