Коронный прием. Пандемия COVID-19 изменила мир. Как медицина Москвы справилась с этим вызовом и вышла на новый уровень?
11:06, 4 октября 2022Пандемия коронавируса, начавшаяся в конце 2019 года в Китае и охватившая весь мир, стала самым серьезным вызовом человечеству за многие десятилетия. Новые условия заставили государства мгновенно перенастраивать свое здравоохранение, эпидемия дала мощный толчок развитию фармацевтики, эпидемиологии, телемедицины, а также цифровых технологий и искусственного интеллекта в здравоохранении. Частью нашего повседневного языка стали слова «пульсоксиметр», «антитела», «бустерная вакцина», «КТ». В отличие от многих ведущих мегаполисов мира, система здравоохранения Москвы без проблем справилась с экстремальными нагрузками. О том, как российской столице удалось противостоять ударам пандемии и какие новые технологии, возникшие в ковидный период, помогут спасать жизни миллионов москвичей в будущем, — в четвертой части проекта «Ленты.ру» «Город здоровья».
Глобальная перестройка
В марте 2020 года средства массовой информации по всему миру рассказывали о гуманитарной катастрофе в Европе и США. Коронавирус парализовал целые страны и города. В больницах не хватало мест, лекарств, оборудования. На врачей обрушились колоссальные нагрузки.
В России первый удар в борьбе с коронавирусом приняла на себя Москва. Как признается мэр города Сергей Собянин, в начале не было четкого понимания, что ждет город. Впрочем, его не было тогда ни у кого. Почти все методики борьбы с SARS-CoV-2 создавались с нуля. Однако в условиях неопределенности системе здравоохранения Москвы удалось быстро мобилизоваться и адаптироваться к изменившейся реальности.
Уже в первые дни пандемии стало понятно, что городу требуется единая система для работы с пациентами, заразившимися коронавирусной инфекцией. Она была организована за полтора месяца — в «мирное» время такие сроки для столь масштабного проекта показались бы фантастикой. Появилось множество новых электронных сервисов для сопровождения больных с коронавирусом и контактных, для лечения и диагностики COVID-19.
По словам вице-мэра Москвы по социальным вопросам Анастасии Раковой, все это стало возможным благодаря тому, что Москва начала заниматься цифровизацией здравоохранения задолго до начала пандемии. У города к тому времени имелся функционально развитый фундамент — Единая медицинская информационно-аналитическая система (ЕМИАС), в развитие которой столица вкладывалась последние десять лет.
«Именно наличие такой платформы позволило нам не пропустить ни одного больного, сопровождать его на всех этапах болезни, — подчеркнула Ракова. — И, самое главное, оказывать ту медицинскую помощь, которая была ему нужна именно в тот момент».
В Москве за короткий период создали две практически параллельные системы оказания медицинской помощи: экстренная ковидная и стандартная плановая. Причем единая цифровая платформа здравоохранения, работающая с COVID-19, охватывает не только заболевших, но и контактировавших с ними людей, вакцинированных и переболевших. В нее включены все процессы сопровождения москвичей, столкнувшихся с вирусом SARS-CoV-2. Цифровая платформа позволила объединить больницы, поликлиники, лаборатории, а также немедицинские службы — МФЦ, социальных работников и даже учреждения образования.
Ковидный учет
Одним из главных звеньев системы по борьбе с коронавирусом стал единый лабораторный сервис, который объединил в общее информационное пространство всех основных участников процесса: городские, частные и федеральные лаборатории — всего около 600 учреждений. После того, как москвич сдает ПЦР-тест или тест на антитела, результат попадает в электронную карту и становится доступным и врачу, и пациенту. Жителей дополнительно информируют о результатах с помощью СМС-рассылки.
Сведения обо всех заболевших тут же заносятся в единый регистр больных коронавирусной инфекцией CОVID-19. В результате Москва имеет актуальную базу всех жителей с диагностированной коронавирусной инфекцией.
После того как статус заболевшего подтвердится, их всех обзванивают, уточняя самочувствие. А затем начинается маршрутизация пациентов. К тяжелым пациентам выезжает скорая помощь. Основываясь на данных о состоянии человека и наличии свободных коек, специалисты выбирают оптимальный стационар для его госпитализации. Стационары тоже имеют доступ к единому регистру заболевших, а врачам доступны электронные медкарты госпитализированных пациентов. Туда заносятся все протоколы врачебных осмотров, выписки, данные исследований.
Чтобы снизить нагрузку на врачей, в больницах за два ковидных года внедрено множество цифровых помощников. Например, сервис «Ньюс2»интегрированный с единой цифровой платформой здравоохранения, который помогает медикам выявлять возможные риски клинического ухудшения состояния больного и отслеживать эффективность лечения пациента. Врач в специальной программе вносит текущие показатели состояния больного: частоту пульса, уровень насыщения крови кислородом, данные об артериальном давлении, температуре тела и прочем, а электронная система мгновенно сопоставляет все эти параметры и выдает прогноз по группе риска пациента. В зависимости от результата графа с фамилией человека подсвечивается определенным цветом: синий — минимальный риск, зеленый — средний уровень, оранжевый – высокий, красный — крайне высокий. Если изменение параметров говорит о возросшем риске ухудшения состояния пациента, врач принимает решение об изменении тактики лечения, назначении дополнительных обследований или о переводе пациента в отделение интенсивной терапии.
Все расчеты и прогнозы фиксируются в электронной медкарте стационарного больного и доступны всем специалистам в госпитале с любого рабочего места. Это позволяет врачам разных специальностей, которые работают с пациентом, видеть не только то, как человек себя чувствует в данный момент, но и проследить показатели в динамике.
Сервис «Ньюс2» отлично себя зарекомендовал во время пандемии, поэтому похожий алгоритм решили использовать и в обычное время для работы со всеми госпитализированными пациентами. В приемных отделениях 30 стационаров Москвы внедрена программа цифровой системы оценки рисков ухудшения состояния поступающих пациентов. Она позволяет быстрее принимать решение и выявлять больных, которым требуется незамедлительная помощь.
Кроме того, была создана служба эпидемиологических расследований, которая искала контактных лиц. Их брали на медицинское наблюдение, тем самым не допуская распространение вируса.
Резервные госпитали
Чтобы снизить нагрузку на многопрофильные стационары и сохранить доступность плановой и экстренной медицинской помощи в столичных больницах, в октябре 2020 года в Москве были развернуты пять резервных госпиталей для пациентов с COVID-19. Они были размещены в ледовом дворце «Крылатское», конгрессно-выставочном центре «Сокольники», автомобильном торговом центре «Москва», павильоне № 75 на ВДНХ и на территории медицинского комплекса в Коммунарке. Каждый госпиталь прикрепили к одному из крупных городских многопрофильных стационаров. Одновременно они могли принять до семи тысяч пациентов.
Несмотря на приставку «резервный», по своей сути такие госпитали представляли полноценные инфекционные центры. В каждом — полный комплект необходимого диагностического и реанимационного оборудования, собственные лаборатории для экстренных анализов. Планировка учитывала все требования эпидемиологической безопасности. Каждая больничная койка была оснащена индивидуальными кнопками вызова медперсонала и клапанами подачи кислорода.
Резервные госпитали стали площадками для внедрения в практику московских врачей новейших цифровых сервисов, улучшающих качество медицинской помощи. Они изначально создавались как полностью цифровые госпитали. Изначально вся документация в госпиталях создавалась в электронном виде и хранилась в системе ЕМИАС. Медиков вооружили планшетами, подключенными к этой цифровой платформе, а каждый пациент получал браслет с QR-кодом, при сканировании которого медработник мог узнать все о том, как развивается его болезнь.
Компьютерный глаз
Единая цифровая база пациентов дала врачам огромные возможности для анализа ситуации с коронавирусом в столице. Можно было анализировать случаи повторных заражений, динамику коллективного иммунитета, а кроме того, огромная обезличенная цифровая база данных — это материал для разработки сервисов на основе искусственного интеллекта.
Нейросети стали активно использовать для диагностики ковидных пневмоний. Одной из первых в Москве начали применять технологии компьютерного зрения, алгоритмы анализировали КТ-снимки легких пациентов. Без этой технологии решить задачу массовой и точной диагностики было бы куда сложнее. Все цифровые снимки, сделанные в КТ-центрах Москвы, загружались в Единый радиологический информационный сервис (ЕРИС) в ЕМИАС — городское облачное хранилище медицинских изображений. Обученные алгоритмы предварительно обрабатывали снимки и отмечали цветовыми подсказками области возможных патологий и сортировали изображения. Так первыми к рентгенологам поступали исследования пациентов, которым медицинская помощь нужна была больше всего.
В помощь рентгенологам еще задолго до пандемии, в 2019 году, запустили сервис голосового ввода заключений. Благодаря тому, что врачам больше не нужно вручную заполнять протокол исследований, время описания снимков сократилось на 20 процентов.
Еще один сервис на базе технологий искусственного интеллекта, благодаря которому Москва боролась с пандемией, — КТ-калькулятор для оценки степени поражения легких (ct.emias.mos.ru) без проведения лучевой диагностики, а только на основе клинических показателей. Он анализирует массив данных о пациенте: результаты исследования его крови, сатурацию, характер симптомов и другие параметры, после чего определяет уровень поражения легких, основываясь на базе "больших данных" полумиллиона историй болезни. Нейронная сеть помогает врачу спрогнозировать вероятность тяжести течения пневмонии и принять решение о дальнейшей тактике лечения. Возможность воспользоваться сервисом получили не только московские врачи, но и медики из регионов.
«Начало внедрения технологий искусственного интеллекта по оценке результатов компьютерной томографии и рентгеновских снимков практически совпало с началом распространения коронавируса в Москве, — отмечает вице-мэр Анастасия Ракова. — Поэтому в первую очередь мы использовали компьютерное зрение для диагностики пневмонии и определения степени поражения легких.
На пике пандемии проводилось до 30 тысяч таких исследований в день, что помогло быстрее и точнее выявлять заболевание. Параллельно мы продолжали повышать эффективность работы сервисов: за два года скорость обработки нейросетями КТ-снимков увеличилась на 70 процентов, а точность определения признаков ковидной пневмонии достигла уже 94 процентов. То есть практически в 100 процентах случаев рентгенолог подтверждает, что искусственный интеллект корректно выявил патологии на снимках».
Сейчас коронавирус отступил, но московские технологии компьютерного зрения продолжают работать и совершенствоваться. На сегодня они научились определять признаки заболеваний уже по 15 различным направлениям, в дальнейшем планируется расширить их до 29 — от инсульта до рака.
Поликлиника на связи
Чтобы помогать пациентам, которым не требуется госпитализация, в Москве развернули масштабный телемедицинский проект. Этому предшествовали годы работы над цифровизацией здравоохранения. Но результат оказался ошеломительным. Запуск телемедицинского проекта стал настоящей революцией для государственных учреждений, которые получили возможность одномоментно оказать помощь еще большему числу москвичей.
Проект позволил не только более рационально использовать ресурсы поликлиник, уменьшить число контактов, но еще и снизило вероятность заражения врачей.
Каждый день в телемедицинском центре Департамента здравоохранения Москвы медики ведут дистанционный прием пациентов. Результаты наблюдений фиксируются в электронной медицинской карте. Если самочувствие ухудшается и нужны экстренные меры, сотрудник телемедцентра либо приглашает на дом к пациенту врача из поликлиники, либо вызывает скорую помощь. Все, кто лечится дома, за счет города обеспечиваются необходимыми лекарствами — противовирусными препаратами, антибиотиками и антикоагулянтами.
Но чтобы победить пандемию, нужно было работать не только с больными, но и с теми, кто переносил коронавирусную инфекцию бессимптомно. Это стало задачей общегородского административного центра сопровождения и мониторинга заболевших. В столице была создана система контроля за соблюдением карантина заболевшими, инфицированными и контактными лицами.
В 2022 году Москву ждал новый вызов: по миру начал стремительно распространяться высокозаразный штамм омикрон. Одна из его особенностей — более легкое течение болезни, что могло вызвать перегрузку именно амбулаторного звена. Чтобы этого избежать, были усилены дистанционные сервисы - запущены аудиконсультации с врачами для пациентов с симптомами ОРВИ.
«Именно благодаря такому комплексному подходу нам удалось обеспечить условия, при которых даже в самые пиковые часы не создавалось большого скопления людей в поликлинике, а пациенты попадали к врачу максимально быстро», — заявлял главный врач городской поликлиники №2 Наталья Шиндряева.
***
Для московского здравоохранения пандемия оказалась не только вызовом и испытанием на прочность, но и временем новых возможностей. Прежде всего она подтвердила, что сделать ставку на цифровизацию было верным решением — именно так должна работать медицина современных мегаполисов.
Внедрение инновационных технологий оказалось выгодным для всех участников процесса — и пациента, и врача, и руководства здравоохранения. Цифровая платформа позволяет городу собирать, анализировать и обрабатывать огромные массивы медицинских данных в обезличенной форме, чтобы создавать новые умные сервисы. Сегодня решения на основе искусственного интеллекта прочно входят во врачебную практику, повышая качество и скорость диагностики, снижая нагрузку на столичных врачей в их повседневной работе. Так уже сегодня в Москве формируется медицина будущего. В том числе — благодаря тому испытанию, которое преодолела Москва за два года пандемии.
«Всего несколько лет назад мы только планировали цифровую трансформацию здравоохранения, — отмечает мэр Москвы Сергей Собянин. — Сегодня – ключевые цифровые сервисы уже работают в реальном режиме. Как показывает опыт, цифра реально экономит время москвичей и разгружает врачей, позволяя им сосредоточиться на главном — оказании помощи пациентам».