Вводная картинка

Человек на первом месте. Как в Москве развивают персональный подход к каждому пациенту

10:49, 18 октября 2022

Благодаря современным технологиям московское здравоохранение переходит к формату персональной медпомощи. Теперь электронная медкарта позволяет врачам видеть историю болезни каждого пациента — это было бы невозможно без развития цифровых технологий. Внедрять инновационные решения в медицине позволила единая цифровая платформа здравоохранения (ЕМИАС): ее сервисы упрощают взаимодействие врачей и пациентов, а также повышают качество исследований и лечения. Как с помощью цифровизации здравоохранения в Москве строится новая модель общения между врачами и пациентами — в материале «Ленты.ру».

Фокус на пациента

Принцип, «лечить не болезнь, а больного» был провозглашен еще знаменитым врачевателем древности Гиппократом. Наверное, это первая формулировка пациентоориентированного подхода в здравоохранении — врач должен видеть конкретного человека, а не отдельные симптомы его болезни. Фокус на пациенте и персонализированный подход в медицине — это общемировая тенденция.

С точки зрения развития цифровых технологий они связаны с несколькими факторами: это доступность и полнота медицинских записей, привязанных не к медицинским организациям, а к пациентам, возможность оперативного анализа клинических данных вкупе с генетическими и другими факторами здоровья, а также выстраивание индивидуальных схем профилактики и лечения.

В Москве это уже делается. Именно активное внедрение цифровых технологий в городское здравоохранение дало возможность оказывать персонализированную помощь. Еще десять лет назад в столице начали работать над созданием единой цифровой платформы здравоохранения. Ее основой является ЕМИАС (Единая медицинская информационно-аналитическая система).

Врачи благодаря ЕМИАС избавлены от рутинной бумажной работы, имеют быстрый доступ к информации и возможность пользоваться цифровыми помощниками — например, системой поддержки принятия врачебных решений. Ключевой сервис ЕМИАС — электронная медицинская карта, куда стекается вся информация о человеке. Это, в частности, протоколы врачебных приемов, результаты анализов и исследований, а также выписки из стационаров.

По сути электронная медкарта стала цифровым двойником москвича. При помощи нее врачи стационаров видят всю картину развития заболевания, с которым пациент поступил в больницу, их коллеги на «скорой помощи» заранее получают информацию о больном, к которому спешат на помощь, а специалисты в поликлиниках имеют доступ к полным данным о лечении, проведенном в стационаре.


Когда пациент приходит на прием, врач открывает его медицинскую карту и сразу представляет полную медицинскую историю посетителя, включая выписки из стационаров и прошлые амбулаторные визиты. Показатели лабораторных анализов можно посмотреть в динамике. Здесь же представлены и результаты аппаратной диагностики — причем не только описания, но и реальные снимки.

Для пациента электронная медкарта — это способ быстрого, удобного и безопасного доступа к медицинской информации при помощи портала mos.ru и мобильного приложения «ЕМИАС.ИНФО». Она не потеряется и будет доступна и самому пациенту, и его лечащему врачу.

В электронной медкарте также есть функция самонаблюдения: пользователь сервиса может вести свой Дневник здоровья, следить за важными показателями организма и автоматически подгружать в медкарту данные с носимых гаджетов. Кроме того, пациенты получили возможность самостоятельно загружать результаты анализов, сделанные за пределами городских поликлиник, другие медицинские документы, а также просматривать в электронной медкарте разные медицинские сведения.
Москвичи могут заполнить анкету с семейным анамнезом. При помощи нее пользователь может консолидировать в одном месте данные о перенесенных заболеваниях ближайших кровных родственников. Эта информация очень важна для определения генетической предрасположенности человека к различным заболеваниям, а также имеет первостепенное значение для выявления наследственных патологий. Такие сведения помогут врачу поставить точный диагноз и оценить риски, которые могут иметь отношение к здоровью пациента.

Именно благодаря тому, что в электронной карте вся информация о человеке собрана в одном месте, врачи получают возможность индивидуально походить к его лечению, а в самом порядке оказания медицинской помощи на всех этапах сохраняется преемственность.

Бумажкам — бой

В перспективе бумажные медкарты должны полностью исчезнуть из медицинских учреждений. В детских поликлиниках такая система уже работает: все детские амбулатории полностью перешли на электронные медкарты. Благодаря этому врачи избавляются от необходимости тратить время на дублирование информации на бумаге — у них появляется больше времени непосредственно для пациентов.

Между тем полноценный переход на электронный формат позволит создать единую цифровую среду для каждого пациента, где будет собрана полная информация о его здоровье.

Кроме того, сегодня врачам в ЕМИАС доступен еще один важный сервис — цифровой паспорт участка. Благодаря ему информация, которая ранее хранилась в бумажном виде, теперь обновляется в режиме реального времени и доступна медикам в любой момент. Это не просто инструмент, а полноценная аналитическая система, благодаря которой участковый врач знает, какова общая структура заболеваемости пациентов его участка, кто из них имеет право на получение социальных услуг, а также насколько активно пациенты проходят диспансеризацию.

С помощью сервиса, с одной стороны, можно получить индивидуальную информацию по каждому пациенту — например, какая у него группа здоровья, часто ли он вызывает «скорую помощь» и есть ли отклонения в значениях его лабораторных исследований. С другой стороны, сервис позволяет видеть общую картину по всем пациентам участка.

Такие структурированные данные помогают врачам решать самые разные задачи — например, выстраивать более эффективные программы поддержки здоровья пациентов, определять индивидуальные риски для каждого пациента, при необходимости приглашать его на прием и подбирать для него правильное лечение.

Один из примеров индивидуального подхода к пациентам — появление на платформе ЕМИАС сервиса «Диспансерное наблюдение». Сейчас в пилотном режиме программа запущена в нескольких поликлиниках Москвы, но в будущем распространится и на остальные амбулатории.

Сервис поможет врачам сопровождать пациентов с хроническими болезнями. В пилотный проект пока входят девять нозологий, которые вносят большой вклад в структуру смертности, а их эффективное лечение положительно влияет на показатели продолжительности и качества жизни.

Речь о таких заболеваниях, как сахарный диабет II типа, гиперхолестеринемия, артериальная гипертония, ишемическая болезнь сердца и инфаркт миокарда, фибрилляция и трепетание предсердий, хроническая сердечная недостаточность, острое нарушение мозгового кровообращения, хроническая обструктивная болезнь легких и язвенная болезнь.

Система сформирует для пациентов с этими диагнозами персональный список необходимых исследований. Для этого в Москве долгое время велась работа над стандартом диспансерного наблюдения — эксперты отрабатывали нюансы по каждому заболеванию: например, как часто пациент должен посещать врача и какие исследования ему нужны в той или иной ситуации.

Теперь информацию о персональном плане наблюдения зафиксируют в электронных медкартах пациентов. Результаты впечатляют — под опекой врачей москвичи стали более ответственно относиться к своему здоровью, у многих из них нормализовалось артериальное давление и уровень холестерина.

Цифровой сервис «Диспансерное наблюдение» автоматизирует и упрощает все процессы наблюдения пациентов с хроническими заболеваниями. Программа дает возможность врачу следить за самочувствием пациентов в динамике. При этом система оповестит доктора, если пациент, участвующий в проекте, вызывал «скорую» или попадал в больницу.

Для доктора это сигнал, что человека необходимо пригласить на прием, назначить ему дополнительное обследование или направить на консультацию к узкому специалисту — такому, как эндокринолог, кардиолог или невролог.

Кроме того, сегодня в помощь врачам на базе поликлиник уже формируются отдельные подразделения — команды помощников для проактивного ведения каждого больного. Такие команды будут помогать врачам контролировать состояние пациентов с хроническими заболеваниями.

Задача таких помощников — помочь пациентам правильно составить график посещений нужных специалистов, вовремя записаться на обследование, проследить, чтобы каждый человек не пропустил какое-то назначение и вовремя получил рецептурные препараты. В своей работе помощники будут активно пользоваться информацией из электронных медкарт пациентов.

В Москве по такой схеме уже действует проект «Персональный помощник» для сопровождения москвичей с онкологическими диагнозами на всех этапах лечения. В роли ассистентов выступают сотрудники многофункциональных центров «Мои документы». При поддержке ЕМИАС они помогают пациентам записываться на приемы к врачам, проходить нужные обследования, сдавать анализы и не пропускать визиты в больницы.

Лекарственная помощь

Сервис «Электронный рецепт» сделал проще жизнь и врачей, и пациентов. На составление электронного рецепта требуется в несколько раз меньше времени, чем на бумажное назначение. Также система умеет предупреждать медика о возможных ошибках при выписывании лекарств и сообщать, доступны ли нужные препараты в ближайших аптечных пунктах.

Электронные рецепты выписываются в электронном виде и заверяются квалифицированной электронной подписью, а данные о них хранятся в электронных медкартах пациентов. Появление цифровых рецептов с QR-кодами избавило москвичей от необходимости носить с собой бумажные бланки.

Пациент не сможет потерять электронный рецепт, так как он хранится в медкарте на mos.ru. В аптеке достаточно показать QR-код электронного рецепта на экране телефона. Владелец рецепта при желании может сам распечатать его или сделать это в информационном киоске поликлиники.

Между тем в Москве уже запущен пилотный проект по выдаче бесплатных лекарств по льготным электронным рецептам в коммерческих аптеках. По словам заместителя Мэра Москвы по вопросам социального развития Анастасии Раковой, к проекту уже присоединилось более 350 аптек 16 аптечных сетей. «Важно, что при желании пациент сможет доплатить и взять другое торговое наименование. Мы надеемся, что это сделает процесс получения льготных лекарств максимально удобным», — отметила она.

Также в аптечных пунктах при городских поликлиниках вместо электронного рецепта с QR-кодом пациенты могут предъявить и полис ОМС для получения льготного препарата. При этом отпуск препарата по рецепту в аптеке регистрируется в учетной аптечной системе и эта информация также автоматически доступна в ЕМИАС.

Прививки в цвете

Сервисы с персонализированным подходом есть и в детских электронных медкартах. Одно из последних новшеств — интерактивный региональный календарь детских профилактических прививок. Он формируется индивидуально для каждого ребенка на основе данных из его электронной медкарты.

В календаре указан возраст, когда ребенок должен получить вакцину, ее название, тип и вид. График интерактивный — с цветовыми подсказками, которые помогут легко понять, что уже сделано, а что только предстоит. Если прививка сделана в частной или федеральной клинике, родители могут сами вручную внести сведения о вакцинации в электронную медкарту ребенка.

Для подтверждения потребуется прикрепить скан справки или фото сертификата о профилактической прививке. Интерактивный календарь поможет родителям или опекунам не пропустить срок очередной вакцинации ребенка и своевременно обезопасить его от заболеваний.

Год назад в Москве началась автоматизация процесса патронажа новорожденных медицинскими сестрами. Благодаря этому в ЕМИАС теперь автоматически формируются маршрутные листы с графиками патронажных посещений младенца в первый месяц жизни и предзаполненными протоколами осмотров. Патронажных медсестер уже снабдили планшетами, подключенным к этому информационному сервису.

Результаты обследований сразу же вносятся в ЕМИАС. Раньше медсестры заполняли бумажные формы, а потом переносили данные на электронную платформу. Теперь же автоматизация избавляет медиков от бумажной волокиты, а также ускоряет и упрощает их работу. Кроме того, благодаря автоматизации процесса патронажа новорожденных, а также подключению всех родильных домов и перинатальных центров столицы к ЕМИАС, в электронной медкарте ребенка теперь стали доступны сведения с самого момента его рождения.

Среди них — выписной эпикриз из родильного дома, данные из обменной карты, протоколы патронажных осмотров на дому и другая информация. Таким образом медики получают доступ к первой и самой важной информации о здоровье новорожденного, в соответствии с которой формируется дальнейшая тактика его ведения.

***

Сегодня персонализированная медицина активно развивается — в Москве для этого делается многое. Цифровые сервисы столичного здравоохранения меняют методы диагностики и лечения десятков заболеваний, а понимание того, как именно нужно лечить конкретного человека, становится все глубже. Шаг за шагом в столичном здравоохранении происходит переход от универсальных решений к оказанию медицинской помощи с учетом индивидуальных потребностей каждого пациента.

Будущее — это мир, в котором здоровье каждого пациента персонифицировано и непрерывно удерживается в фокусе внимания клинических цифровых сервисов, основанных на технологиях искусственного интеллекта и телеметрии. Цифровые сервисы собирают данные и направляют пациента, но дирижером и арбитром медицинского процесса остается врач.

Вице-мэр Москвы Анастасия Ракова
ГОРОД ЗДОРОВЬЯ
Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.