«Памятники уходят с ошеломляющей скоростью» Кто и как спасает исчезающие храмы Русского Севера
14:54, 21 октября 2022Фото: Юлия Невская для «Лента.ру»На территории Русского Севера сотни уникальных памятников деревянного зодчества. Почти каждый район — музей под открытым небом. По данным проекта «Общее дело», в Карелии, Архангельской и Вологодской областях обнаружено около 700 таких построек. Некоторым из этих зданий больше 300 лет. Спасением ускользающей красоты занимаются плотники-реставраторы и волонтеры, которые приезжают сюда со всей России. К ним поехала фотограф Юлия Невская, которая записала их истории.
Понимание, что архитектуру Русского Севера нужно сохранять, появилось еще в XIX веке. В те края ехали и ученые, и архитекторы. И художники – Николай Рерих, Васнецовы, Константин Коровин, Валентин Серов. Благодаря им картина Поморья стала узнаваемым образом сказок и вообще коллективных представлений об исконной древней Руси.
Фото: Юлия Невская для «Лента.ру»
С 2020 года фонд «Вереница», занимающийся спасением деревянных церквей, и подмосковная артель плотников-реставраторов «Новое Старое» взяли в свои руки сохранение храма в деревне Зачачье. На их счету множество спасенных деревянных строений по всему Русскому Северу. В последние годы у них в приоритете противоаварийные работы на объектах XVII века. На первом этапе задача простая – сделать так, чтобы все эти свидетели прошлого дожили до того момента, когда будут собраны средства и получены разрешения на реставрационные работы.
Деревня Зачачье, расположенная на трассе Москва-Архангельск, – одна из тех, которые робко вселяют надежду, что не все потеряно для российской глубинки. Аккуратные домики стоят вдоль центральной улицы с двух сторон. Видно, что почти в каждом из них живут люди. В некоторых даже круглый год. На краю поля – два храма, один каменный – другой деревянный. Звонница каменного храма обшита вагонкой и утратила свой первоначальный вид. А вот деревянный храм все еще пропитан стариной, он сохранился практически в изначальном виде.
Здесь мастера постарались. Храм Николая чудотворца видно с трассы, он очень высокий по сравнению с многими подобными строениями, с множеством архитектурных элементов. Но внимательный взгляд может определить, насколько эта красота хрупкая: некоторые венцы повреждены временем, шатер чуть-чуть под углом, крыльцо сильно обветшало.
Если войти внутрь храма, то открывается неожиданная картина. Там расположена грандиозная конструкция из новых досок, по ней с места на место перемещаются и деловито что-то обсуждают люди в строительных касках, идет активная работа. Крепкие мужчины стучат молотками в свете фонарей, которые выхватывают из темноты небольшие фрагменты происходящего. Окна храма закрыты от птиц, поэтому все действие происходит в загадочной полутьме.
«Храм-памятник в Зачачье уникален объемами и формами, мало где в таком виде сохранилась исконное традиционное зодчество», – рассказывает Руслан Беляков, руководитель артели.
У этого храма Николая чудотворца непростая история – он трижды возрождался. Изначально этот самый деревянный храм был построен в другом месте, на берегу Северной Двины в деревне Емецке, недалеко от Зачачья. Дата постройки – приблизительно 1615 год. Но исследователи утверждают, что это его вторая жизнь – в 1614 году его предшественника сожгли остатки вражеских войск, разгромленных под Москвой. Они бежали через север, и их путь частично проходил по Северной Двине. Сожженный храм быстро восстановили. Со временем берег реки стало подмывать водой. Местные жители испугались за сохранность строения и попросили разрешение перенести храм. В 1687 году его освятили на новом месте, там где он стоит сейчас.
Перед революцией, в 1909 году Андрей Андреевич Каретников, который на тот момент служил архитектором Архангельской губернии, отметил, что Никольский храм пришел в аварийное состояние и обратился в Императорскую археологическую комиссию с просьбой о выдаче разрешения на реставрацию. Проект реставрации одобрили с условием, что будут сняты точные лекала с главки, шатра и произведется подробная фотофиксация, чтобы полностью восстановить изначальный внешний вид. Работы шли 2 года, с 1915 по 1916 год. В советский период никого не волновало сохранение «пережитков прошлого» и чудо, что столько их все-таки дошло до нас. Благодаря работе, проделанной Каретниковым в начале 20 века, этот храм все-таки смог пережить советские годы.
Фото: Юлия Невская для «Лента.ру»
В 2020 году противоаварийными работами занялись мастера артели «Новое Старое». «В этом сезоне наша задача – построить силовые леса, чтобы укрепить конструкцию и главка не провалилась внутрь. При внешне хорошем виде шатер был в таком состоянии, что мог упасть», — рассказывает Руслан. «План изначально был менее масштабный, но мы решили сейчас полностью завершить работы по возведению конструкции, чтобы быть уверенными — за зиму ничего не разрушится».
На Русском Севере огромное количество памятников деревянного зодчества в аварийном состоянии. Их сохранением занимаются благотворительный фонды и реставрационные группы, состоящие из мастеров и волонтеров. Можно сказать, что эта часть национального культурного наследия поддерживается именно благодаря горизонтальным инициативам: люди сами находят деньги, сами своими руками проводят работы.
Фото: Юлия Невская для «Лента.ру»
В процесс сбора средств на противоаварийные работы включаются местные жители, для которых памятники – часть их личной истории. Но в последнее десятилетие ужесточилось законодательство и человек просто не может прийти и сделать какие-то работы на объекте по своему усмотрению, необходимо подготовить проект и получить разрешение. «Часть памятников сохранилась, потому что за ними следили люди. Но теперь местным просто страшно к ним подойти, они иногда с обидой говорят: «Мы бы сами сделали, но нас посадят», – рассказывает один из мастеров артели Федор Коротков. «Ситуация сложная, те кто рядом и могли бы что-то сделать, не имеют квалификации, профессионалов очень мало, а для таких работ необходимы специальные знания и навыки».
В артели «Новое Старое», в подмосковном селе Воздвиженское, проходят специальные курсы, где людей обучают навыкам реставрации. В этом году артель получила Президентский грант, чтобы расширить масштаб и сделать обучение бесплатным для всех желающих. «Специалистов крайне мало, а памятники уходят с ошеломляющей скоростью», — говорит Руслан. «Было бы замечательно, если бы реставрация памятников стала со временем полноценным общественным движением, в котором были бы любители с профессиональным уровнем мастерства».
Фото: Юлия Невская для «Лента.ру»
Все мастера, которые работали на объекте в Зачачье, когда-то давно прошли курсы в Воздвиженском. Таких историй в артели много: у человека была совершенно другая профессия, из интереса он пришел и обучился реставрации и плотницкому ремеслу, а потом понял, что хочет это сделать своим делом жизни. «Я первый раз приехал в Воздвиженское потому что искал общения с людьми, близкими мне по взглядам. Мы все здесь потому что ищем что-то ценное», — говорит Денис Снегирев. Он в артели второй год. До этого всю жизнь работал строителем и к деревянному зодчеству не имел никакого отношения.
«Каждый здесь отдает себе отчет, что это дело, которым стоит заниматься», – добавляет его жена Надежда. «Есть ощущение, что мы хоть что-то реальное делаем для своей истории и культуры». Денис и Надежда приезжают в Зачачье всей семьей, с детьми Никоном и Лукьяном, с кошкой Белкой, уже второй год. Для Дениса – это основная работа, для Надежды – возможность поучаствовать в достойном деле в качестве волонтера. Она готовит еду для мастеров, пока они работают. Кроме того, для них обоих очень важно показать детям, что есть альтернатива жизни, погруженной в гаджеты, понемногу их приучить быть в атмосфере созидательного труда. «Мне кажется, что многие берут с собой детей на реставрации ради соприкосновения. Задача родителей – дать детям альтернативу, чтобы они были здесь и сейчас, увлеклись каким-то реальным делом», – говорит Надежда.
Фото: Юлия Невская для «Лента.ру»